26 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Представления о культуре в средневековье. Представления о культуре в средние века

Представления о культуре в эпоху Средневековья

Термин «средневековье» был введен в 1667 году немецким историком Горномдля обозначенияэпохи между древностью и новым временем. Эта эпоха охватывает около 1000 лет и имеет свои специфические черты. Изначально средневековая культура формируется в условиях господства сельского натурального хозяйства, хотя позднее все большее значение начинает приобретать культура утверждающихся горожан, бюргеров и ремесленников.

Средневековая культура отказывается от идеалов античности, но, в то же время, сохраняет основные достижения античной культуры – основы правовой культуры, регламентированность общественной жизни, а также идею христианства.

Если античность была политеистической и языческой, то средневековье становится монотеистическим и христианским. Главная ценность средневековья – Бог, который в отличие от языческих богов является глубочайшей тайной, таинственно объемлющей собой людей со всех сторон. Христианский Бог – это не идол, не производное от человека и не воплощение человеческих желаний. Он существует абсолютно независимо от человека. Согласно христианскому учению, «Бог есть любовь», и эта любовь Бога к человеку носит всеобъемлющий характер. Все важнейшие разделы средневековой культуры выражают этот фундаментальный принцип, реализованный в Символе веры. Господствующие нравы и обычаи, образ жизни подчеркивают свое единство с Богом, а также свое безразличие к земному чувственному миру, который рассматривается как временное пристанище человека-странника, стремящегося достичь вечной обители Бога. Иными словами, средневековая культура представляет собой единое целое, все части которого выражают один и тот же принцип: бесконечность и вездесущесть Бога, Бога всемогущего, абсолютно справедливого, мудрого создателя мира и человека.

Наиболее развернуто христианское понимание культуры представлено в трудах самобытного религиозного мыслителя средневековья Аврелия Августина (354-430). Согласно его точке зрения, человек в своих поступках и действиях не должен ориентироваться на себе подобных. Единственно ценной и достойной человека является жизнь по Богу. Абсолютное превосходство нематериальной души над материальным телом требует аскетического пренебрежения ко всем земным благам и соблазнам. Добродетель человека тем выше, чем большим количеством вещей он пренебрегает. Это положение приводит Августина к разграничению всех благ человеческой жизни на те, которые следует любить и лелеять, и те, которыми должно только пользоваться. К первым относится лишь любовь к Богу как вечному добру и источнику всякого существования, а ко вторым – все вещи и блага чувственного мира, без которых человек не может прожить. Их нельзя любить, к ним нельзя привязываться, ими можно лишь пользоваться, поскольку они лишь средства для культивирования благ внеземных. Отсюда следует и вся августиновская иерархия «предпочтений». И в природе, и в самом себе человек должен больше любить то, что ближе стоит к Богу. Августин считает Бога абсолютным началом всего. Он творит природу. Акт творения абсолютно свободен и произволен, его можно уподобить деятельности художника, который без особой нужды создает вещество, пространство и время.

Но Бог – это не только творец природы, он еще и ее субстанция. Он лежит в основе всех материальных вещей, он движет миром, поддерживает происходящие в нем изменения и не позволяет ему исчезнуть. Своим всемогуществом, премудростью и всеблагостью Бог обволакивает всю Вселенную, пронизывая все ее части. Отныне мир строится уже не вокруг человека, а вокруг Бога. Чувство неуверенности в этом необычно построенном мире делает жизнь человека постоянно сопряженной с опасностью. Открытая религией возможность посмертной жизни все время ставится под угрозу совершением грехов, которые, конечно же, подстраивает человеку вездесущий дьявол. Отсюда вытекает учение Августина о предопределении. Человек несвободен, и все, что у него есть, включая веру, дано ему Богом. Если индивид верит в Бога, то это происходит потому, что он заранее приговорен Богом к спасению, зачислен всевышним в легион избранных. Выбор Бога произволен и ничем не определен.

В книге «О граде Божьем» Августин излагает учение о двух мирах: мире Бога и мире дьявола. К первому принадлежат не согрешившие ангелы и те люди, которых Бог избирает к благодати. Ко второму – демоны и те люди, которые поставлены Богом в состояние греха и вины. Олицетворением царства дьявола на земле является государство, «большая шайка разбойников», как называет его Августин. Олицетворение царства Божьего – церковь, которая противостоит государству. Падение и позор Рима Августин считает закономерным исходом всей его дьявольской истории. Варвары победили Римское государство, а христианская церковь победила варваров. В победе христианства Августин видит смысл истории, которая начинается Адамом и Евой, включает в себя пришествие Иисуса Христа, распространение христианства ради спасения избранных Богом и завершается страшным судом. Таким образом, идея прогресса, зародившаяся в уме Августина, становится достоянием только христианского мира.

Говоря о средневековье, нужно особо подчеркнуть, что оно становится временем напряженного внутреннего движения – вызревания души, формирования и осознания ее духовного компонента. Это, в соответствии с учением средневекового философа-схоласта Фомы Аквинского (1225-1274),время восходящей из своего существа к совершенству отдельной души. Человек начинает по-новому осмысливать себя и по-новому умещать себя в мире, который приобретает другое содержание и другую ценность. Он постигает реальность духовного как нового для него измерения бытия. В этом измерении его душа приобретает свое собственное существование, обогащаемое новыми переживаниями, которые открывают человеку новые измерения его собственного существования – психологические качества и свойства его личности.

В течение тысячи лет противопоставление природы и благодати (христианская версия культуры) заставляет средневековое мышление метаться между небом и землей. И, тем не менее, оно порождает идею бесконечного самосовершенствования индивида, для которого культура становится формой диалога с универсальной системой нравственных координат, воплощенных в абсолюте.

Читать еще:  Главная мысль сказки моей матушки гусыни. Сказки моей матушки гусыни шарля перро

Античные представления о культуре

  • Культурология как наука
  • Подходы и методы культурологии
  • Структура культурологии

Культурология оперирует богатейшим фактическим материалом в области истории и теории культуры, накопленным многовековой европейской традицией изучения культуры. Мыслители прошлого всегда стремились понять и оценить явления культуры, а современная культурология не только сводит воедино эти представления, но также анализирует и развивает их, опираясь на предыдущие теории и гипотезы. Периодизацию этапов становления культурологии можно вести по разным основаниям. Так, используя в качестве основания общий ход развития науки, выделяют следующие периоды развития культурологии: доклассический (античность. Средневековье), классический (Возрождение, Новое время, XIX в.), неклассический (конец XIX — первая половина XX в.), постнеклассический (вторая половина XX в.).

Доклассический период развития культурологии

В период античности и Средних веков не было создано специальных работ по проблемам культуры, но можно говорить о формировании самого понятия и его осмыслении в теоретических работах философов и мыслителей, посвященных общим проблемам развития общества и истории.

Античные представления о культуре

Еще на ранних этапах существования цивилизации люди догадывались, что они чем-то отличаются от животных, что есть четкая грань, отделяющая мир природы от человеческого мира. Гомер и Гесиод — знаменитые систематизаторы античных мифов — видели эту грань в нравственности. Греческие философы-софисты позже говорили о противопоставлении природного и нравственного начал, понимая нравственность изначально как то, что отличает людей от животных. Позже это отличие назовут «культурой».

Слово «культура» появилось в римской античности и произошло от глагола «colere» — возделывать, обрабатывать, ухаживать. Вначале этот термин использовали, обозначая «обработку земли, почвы». В этом значении его применял известный римский политик Марк Порций Катон (234-149 до н.э.), написавший дошедший до наших дней трактат «De agri cultura» (160 до н.э.). Мы говорим о культивировании каких-то сортов растений, используем термины типа «культура картофеля», пользуемся сельскохозяйственными машинами, которые называются «культиваторы».

Отправной точкой в формировании научных представлений о культуре принято считать книгу выдающегося римского оратора и философа Марка Туллия Цицерона (106-43 до н.э.) «Тускуланские беседы» (45 до н.э.). В этой книге Цицерон применил слово «культура» в переносном смысле. Подчеркивая отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, он этим словом обозначил все созданное человеком в отличие от мира, созданного природой. Таким образом, он противопоставил понятия «культура» и «натура» (природа). С тех пор мир культуры воспринимается как результат деятельности людей, направленной на обработку и преобразование того, что создано непосредственно природой.

При этом культура по-прежнему понималась как возделывание и уход. По отныне считалось, что объектом такой обработки может быть не только земля, как полагали до сих пор. но и сам человек. Цицерон говорил, что дух. разум человека необходимо возделывать та к же, как крестьянин возделывает землю. Именно «обработка разума», развитие мыслительных способностей человека есть истинное призвание свободного гражданина в отличие от рабов и низших сословий, уделом которых является физический труд — обработка земли. Можно сказать, что культура понималась как совершенствование души при помощи философии и красноречия, воспитания и образования человека.

Античное понимание культуры гуманистично, в его основе лежит идеал человека, т.е. человека-гражданина, подчинявшегося законам своего полиса и выполнявшего все гражданские обязанности, человека-воина, защищавшего его от неприятеля, человека, способного наслаждаться прекрасным (последнее верно лишь для греческой античности). Достижение этого идеала и было целью культуры. Поэтому культура понималась как определенные моральные нормы, а также характер усвоения этих норм. В силу таких представлений первое значение термина «культура» стало отождествляться с воспитанием и образованием, которые способны развить в человеке разумную способность суждений и эстетическое чувство прекрасного, позволявшие ему обрести чувство меры и справедливости в делах гражданских и частных. Такая система воспитания и образования — пайдейя — существовала в Древней Греции. Ее результатом было не формирование профессионала в какой-то области, а совершенствование человека как личности. При этом человек не терял единства с природой, которая понималась как космос — универсальный миропорядок. В основе этого порядка лежат закон, существующий как в природе, так и в обществе. Таким образом, культурный человек воспринимал свою жизнь как естественное продолжение этого природного порядка.

Этим представлениям соответствовало циклическое переживание времени, свойственное античности. Грекам было близко понятие вечности, в истории они видели постоянное повторение, воспроизведение общих законов, независимых от специфики общества. Это приводило к циклической схеме развития истории и культуры, в соответствии с которой развитие общества представляет цикл, проходящий от золотого века к серебряному, медному и, наконец, железному. В такой модели золотой век находился в прошлом, поэтому для античного мировоззрения характерна обращенность в прошлое, считающееся идеалом. Современное состояние культуры — лишь определенная степень отклонения от него. Максимальное отклонение железного века должно привести к кризису культуры, который через потрясения и катаклизмы вернет общество в золотой век, после чего начнется новый цикл развития.

Средние века о культуре

Если в основе античной культуры лежало признание вечности космоса, существующего на основе универсального космического закона, который обеспечивал стабильность мирового порядка, стоявшего выше богов, также подчинявшихся ему, то Средневековье потеряло эту уверенность и целиком обратилось к Богу. Отныне Бог считается творцом мира, единственной подлинной реальностью, стоящей выше природы, им же созданной. Смысл мира заключается только в Боге, а сам мир видится огромным хранилищем символов, все предметы и явления материального мира считаются лишь письменами в божественной книге природы. Так, Луна — это символ божественной церкви, ветер — символ Святого Духа и т.д. Знающий человек мог «прочесть» весь окружающий мир. Так, в Средние века впервые появилось представление о предметах и явлениях мира как о текстах, развившееся в XX в. до символических теорий культуры и представлений о культуре как о тексте.

Читать еще:  Вулкан. Что такое Вулкан? Причины вулканизма – вулкан в разрезе

В этих условиях по-новому начинает осознаваться и культура — не как воспитание меры, гармонии и порядка, а как преодоление ограниченности человека, культивирование неисчерпаемости, бездонности личности, ее постоянное духовное совершенствование. Культура превратилась в культ, и термин «культура» более не использовался.

Средневековье привносит в культуру новое понимание счастья. Античность утвердила тезис «человек есть мера всех вещей», поэтому оракул повелевает Сократу: «человек — познай самого себя». Ибо человек — сам микрокосм. Познавая микрокосм, мы познаем макрокосм. Средневековье подходит к этой проблеме иначе. Счастье — в познании Бога (Абсолюта, макрокосма). Так как Бог — все, то и в человеке есть божественная частица, а что в человеке не божественное, то от Сатаны, это — то греховное, телесное, которое надо изгнать, преодолеть, чтобы возвыситься до божественного.

В античности культура понималась как мера, норма, «золотая середина», гармония, а в Средневековье культура — вечное возвышение, восхождение к идеалу, абсолюту, беспредельному. Поэтому для античности культура есть что-то абсолютно достижимое, налично существующее в человеке и обществе, тогда как в Средние века культура для человека всегда что-то относительное, получающее свое обоснование только в Боге. Культура — это процесс преодоления греховности и утверждения сакральности, божественности, и данный процесс бесконечен.

Средневековье отказалось и от циклического представления о времени, основанного на идее вечности. Крупнейший средневековый мыслитель Августин Блаженный (354-430) ввел понятие «стрелы времени» — движения истории от начала к концу, что разрывало временной круг античности. Отныне признавалось, что история и культура имеют смысл, данный им Богом и доступный человеческому пониманию. Августин говорил о развитии культуры как о постепенном пути к царству Божьему через внутреннее откровение Бога в человеке. Тогда же появилось понятие исторического прогресса, усложнения культуры, ее развития от низших форм к высшим. Критерием прогресса стало соответствие культуры высшим моральным ценностям. Культура любого народа также оценивалась с позиции се соответствия христианским моральным ценностям, которые считались универсальными. Это привело к рождению европоцентризма, который объявил Европу центром мировой цивилизации, проповедовал превосходство ее культуры над всеми остальными и необходимость ее распространения во все регионы земного шара.

Представление о культуре в Средние Века.

Задание №1

Возникновение и эволюция понятия «культура».

II. Основная часть:

1.1Возникновение понятия «культура» в эпоху Античности. Первые значения.

1.2Представление о культуре в Средние Века.

1.3 Развитие представлений о культуре во времена Возрождения.

1.4 Соотношение разумного и культурного в Новое время.

1.5 Понятие «культура» в XX веке.

1.6Современное понимание культуры.

IV. Список литературы.

I. Введение.

Систематическое изложение проблем культурологии предполагает обращение к различным вопросам теории культуры. Важнейшими из них являются введение и определение основных понятий и категорий культурологии, среди которых центральное положение занимает понятие «культура».

Слово «культура» является одним из наиболее употребляемых в современном языке, что говорит о многозначности скрывающихся за ним значений.

В отечественной и зарубежной теоретической литературе понятие «культура» трактуется неоднозначно. Ведь оно чрезвычайно широко, поскольку в нем отражается сложное, многогранное явление человеческой истории.

Таким образом, в рамках данной темы будет рассмотрено понятие «культура» в его историческом развитии.

II. Основная часть.

Культура относится к числу древнейших явлений человеческой жизни.

1.1Возникновение понятия «культура» в эпоху Античности. Первые значения.

Слово «культура» появилось в латинском языке. Его употребляли в трактатах и письмах поэты и ученые Древнего Рима.

Римский государственный деятель и писатель Марк Порций Катон (234—149 до н. э.) в своем поэтическом трактате «Земледелие» впервые употребил слово «cultura» по отношению к возделыванию земли. Культура понималась как обработка, возделывание, улучшение. Тем самым Катон обозначил этим понятием процесс воздействия человека на природу с целью ее изменения. В этот период в понятие «культура» было вложено сельскохозяйственное значение. Нельзя не согласиться, с тем фактом, что земледелец своим трудом вносил в мир природы человеческое начало, он не просто выращивал растения, деревья, но и ухаживал за ними. Человек культивировал природу.

В 1 в.до н.э древнеримский политический деятель, философ и оратор Марк Туллий Цицерон (106 – 43 до н.э) употребил слово «культура» применительно к человеку. Философ считал, что объектом возделывания кроме природы, может быть и человек. Для Цицерона философия способна воздействовать на интеллект, ум человека, который обладает культурным качеством его совершенства. Известное высказывание «Культура души есть философия» еще раз подтверждает его идею.

Важным аспектом понимания культуры древнеримским философом было осознание ее как идеального единства личности и государства. Смыслом культуры он считал воспитание в человеке потребности быть идеальным гражданином, четко осознающим свой долг по отношению к обществу и государству.

В Древней Греции использовалось слово пайдейя (paideia), что характеризовало гражданина полиса. Так греки считали, что отличались от варваров. Пайдея означала для грека любовь к родному городу, гордость, готовность всегда выйти на защиту и оборону своей местности. Тем самым пайдейя означало воспитанность и образованность.

Читать еще:  Чем отличается литературоведение от литературы. Поэтическая лексика

С уверенностью, можно сказать, что значение термина «культура» отождествлялось с воспитанием и образованием, которые развивали человека, позволяя обрести чувство справедливости в гражданских и личных делах. Так например, Аристотель (384 – 322 до н.э), древнегреческий философ, в своем труде «Политика» говорил о том, что у государства одной из главных задач было приумножение числа граждан, которые бы могли охранять границы государства, защищать от врагов. Тогда и для всех нужно было единое воспитание и забота об этом воспитании должна была быть общим делом. Аристотель хотел, чтобы существовали определенные законы о воспитании, целью которого стало бы развитие умственных или нравственных качеств. Помимо понятия «идеального гражданина», в понятие «культура» в качестве обязательного элемента входило «благочествие» – необходимость участия в религиозном культе, в поклонении Античным Богам. Боги стали воплощением природных стихий в человеческом облике. Этим представлениям соответствовало циклическое переживание времени, основанное на идее вечности.

Таким образом, в периоде Античности можно выделить два ключевых значения понятия «культура»: римляне в своем понимании о культуре говорили о воздействии человека на природу, а греки делали акцент на воздействие самого себя, на свое культурное начало. Аналогично Греции, Восток тоже вкладывал в понятие «культура» целенаправленное совершенствование, развитие и воспитание человека, его поведение.

Понимание термина “культура” менялось с развитием знаний и самого общества, с изменением условий жизни людей и с началом новой эпохи.

Представление о культуре в Средние Века.

В эпоху Средневековья чаще, чем слово культура, употреблялось слово культ (почитание). В этот период утвердился культ Бога и все остальные сферы социальной жизни подчинялись этому культу. Был и еще один культ в этот период – культ рыцарства, который выражался в почитании доблести, чести, достоинства, возвышенных чувств. Культура для средневекового человека означала совершенство, которого он может достигнуть, только следуя заветам религии и моральным нормам. Под понятием «культура» подразумевалось стремление к божественному идеалу. Культурное стало равнозначно духовному, отвечающее заповедям.

Однако в эпоху средних веков была жесткой социальная иерархия. Выйти за рамки своего социального класса было практически невозможно. Поддержанное церковными установлениями разделение общества предписывало каждому слою вести отличный от других образ жизни, что сказывалось и на понимании культуры.

В средневековье начинают формироваться такие типы культуры, как культура села и культура города.

Как известно, сельская среда, местность это чаще всего что-то консервативное, со своими традициями и обычаями, это среда, в которой достаточное место занимали древнейшие верования, обряды. На селе прослеживалась более тесная связь с природой, чем в городе, соответственно жители придавали особое значение сохранению языческих культов, всегда придерживались традиции проведения календарных праздников.

Город исполнял несколько иные функции. На тот период, город отождествлялся с центром. Это был центр власти как светской, так и духовной, центр торговли, обмена, центр рабочей силы. В городе было немало мастерских, лавок, контор. Город был также и местом, где действовали жесткие правила сословной иерархии. В целом, условия городской жизни формировали образ средневекового горожанина. Житель города отличался от селянина. Горожанин был человеком с другим поведением. Город был также и центром культуры. Не стоит забывать о том, что в условиях города развивалась площадная культура, карнавальная, смеховая культура. В понятии «культура» средневекового города соединилось своеобразное соотношении стабильного и изменчивого, официального и карнавального.

Особое представление о культуре было в религиозно-церковной среде. Монастырская культура означала книжную грамотность. Средневековые библиотеки сохраняли письменное наследие прошлого. Послушники переписывали книги. Во всем этом средневековая культура приобрела новое качество, заключавшееся в первую очередь на знании текстов, в особенности священных.

Таким образом, в средневековое понятие «культура» вкладывалось божественное начало. Это было тем совершенством, к чему должны были тянуться люди через веру. Теперь целью человека стало не познание себя, а познание Бога. Соответственно и под «культурой» понималось постоянное духовное совершенствование. Культура превратилась в культ

1.3. Развитие представлений о культуре во времена Возрождения.

Эпоха Возрождение – выражается в росте индивидуализма, в уменьшении роди средневековой мысли о духовных, божественных идеях, а также в усилении интереса к античности.

Во времена эпохи Возрождения возвращаются идеалы античности. Более активно начался интерес к человеку как целостному объекту, т.е. особое место занимало его воспитание, образование, знание различных авторов, языков. На первый план в это время выходят манеры человека. Появляется слово humanitas, что означает интерес к человеку. Акцент делался на всесторонней развитости, физической гармонии, совершенстве умственных способностей. Соответственно, и культура этого времени включала в себя такого человека, некого идеала.

Именно этот период стал эпохой рождения гуманизма. Гуманисты были убеждены в достоинствах человека как природного существа, в неисчерпаемом богатстве его физических и нравственных сил, в его творческих возможностях. В мировоззрение вновь проникала идея о человеке как творца культуры. Рождается новое понимание культуры как чисто человеческого мира, отличного от природы, частью которого считалась культура в античности, и от божественного мира, понимание которого было целью средневековья.

Совершенство человека имело определенное значение в понимании культуры также и в эпоху Нового времени.

Источники:

https://studopedia.ru/9_161737_predstavleniya-o-kulture-v-epohu-srednevekovya.html
https://www.grandars.ru/college/sociologiya/antichnaya-kultura.html
https://megapredmet.ru/1-59784.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]