Женские образы поздней бунинской прозы. Женские образы в прозе и
Сочинения по русской литературе XX в. (А. Г. Лухминская, 2009)
В данном учебном пособии собраны самые популярные сочинения по произведениям великих писателей и поэтов XX в. Эта книга поможет в короткие сроки ознакомиться с творчеством А. П. Чехова, И. Бунина, М. Горького, А. Блока, В. Маяковского, А. Ахматовой, М. Цветаевой, С. Есенина и других гениев русской литературы, а также окажет неоценимую услугу при подготовке к экзаменам. Данное пособие предназначено для школьников и студентов.
Оглавление
- 1. «Воскресение» – роман и духовные искания Л. Н. Толстого
- 2. Обличение пошлости в рассказах А. П. Чехова
- 3. Сюжет, герои, проблематика пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»
- 4. Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»
- 5. Особенности сюжета и композиции повести И. Бунина «Господин из Сан-Франциско»
- 6. Образ России в прозе И. Бунина
- 7. Концепция любви в рассказах И. Бунина
- 8. «Чистый понедельник» И. Бунина как историческая новелла
- 9. Женские образы в рассказах И. Бунина
- 10. Роль метафоры в прозе И. Бунина
- 11. Загадка Любви и Красоты в рассказе И. Бунина «Легкое дыхание»
- 12. «Антоновские яблоки» И. Бунина как новелла настроений
- 13. Тема «крылатой души» в горьковской романтической прозе («Макар Чудра», «Старуха Изергиль»)
- 14. Легенда и действительность в рассказе «Старуха Изергиль»
- 15. Люди «дна»: характеры и судьбы (по драме М. Горького «На дне»)
- 16. Лука и Сатин: антиподы или единомышленники?
- 17. Он и Она в повести А. И. Куприна «Олеся»
- 18. Образ Ромашова в повести А. И. Куприна «Поединок»
- 19. «Да святится имя твое» (тема любви в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»)
- 20. Тема любви и предательства в повести Л. Андреева «Иуда Искариот»
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сочинения по русской литературе XX в. (А. Г. Лухминская, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
9. Женские образы в рассказах И. Бунина
Вряд ли кто-то будет спорить, что одни из лучших страниц бунинской прозы посвящены Женщине. Перед читателем предстают удивительные женские характеры, в свете которых меркнут мужские образы. Это особенно характерно для книги «Темные аллеи». Женщины играют здесь главную роль. Мужчины, как правило, – лишь фон, оттеняющий характеры и поступки героинь.
И. Бунин всегда стремился постичь чудо женственности, тайну неотразимого женского счастья. «Женщины кажутся мне чем-то загадочным. Чем более изучаю их, тем менее понимаю», – такую фразу выписывает он из дневника Флобера.
Героинь поздней прозы И. Бунина отличают прямота характера, яркая индивидуальность и мягкая грусть. Незабываем образ Надежды из рассказа «Темные аллеи». Простая русская девушка смогла беззаветно и сильно полюбить героя, даже годы не стерли его облик. Встретившись через 30 лет, она гордо возражает бывшему возлюбленному: «Что кому Бог дает, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело… Сколько ни проходило времени, все одним жила. Знала, что давно вас нет прежнего, что для вас словно ничего и не было, а вот…» Только сильная и благородная натура способна на такое безграничное чувство. И. Бунин как бы поднимается над героями рассказа, сожалея, что не встретила Надежда человека, сумевшего оценить, понять ее прекрасную душу. Но поздно о чем-либо сожалеть. Безвозвратно прошли лучшие годы.
Но нет несчастной любви, как утверждают герои другого замечательного рассказа – «Натали». Здесь роковая случайность разлучает влюбленных, еще слишком юных и неопытных, воспринимающих нелепость за катастрофу. Однако жизнь гораздо многообразнее и щедрее, чем можно представить. Судьба вновь сводит влюбленных уже в зрелые годы, когда многое понято и осмыслено. Кажется, судьба повернулась благосклонной стороной к Натали. Она по-прежнему любит и любима. Безграничное счастье заполняет души героев, но ненадолго: в декабре Натали «умерла на Женевском озере в преждевременных родах».
Что же происходит, почему героям невозможно насладиться земным счастьем? Мудрый художник и человек, И. Бунин слишком мало видел счастья и радости в реальной жизни. Находясь в эмиграции, вдали от России, писатель не мог представить безмятежного и полного счастья вдали от родины. Вероятно, поэтому его героини лишь на миг ощущают блаженство любви и теряют его.
В книге «Темные аллеи» много других обаятельнейших женских образов: милая сероглазая Таня, «простая душа», преданная любимому, готовая ради него на любые жертвы («Таня»); высокая статная красавица Катерина Николаевна, дочь своего века, которая может показаться слишком смелой и экстравагантной («Антигона»); простодушная, наивная Поля, сохранившая детскую чистоту души, несмотря на свою профессию («Мадрид»), и т. д.
Судьбы большинства героинь Бунина складываются трагически. Внезапно и скоро обрывается счастье Ольги Александровны, офицерской жены, которая вынуждена служить официанткой («В Париже»), расстается с любимым Руся («Руся»), умирает от родов Натали («Натали»).
Вереница обаятельнейших женских образов в новеллах Бунина нескончаема. Но, говоря о женской красоте, запечатленной на страницах его произведений, нельзя не упомянуть об Оле Мещерской, героине рассказа «Легкое дыхание». Какая это была удивительная девушка! Вот как описывает ее автор: «В четырнадцать лет у нее, при тонкой талии и стройных ножках, уже хорошо обрисовывались груди и все те формы, очарование которых еще никогда не выразило человеческое слово; в пятнадцать она слыла уже красавицей». Но главная суть очарования Оли Мещерской была не в этом. Всем, наверное, приходилось видеть очень красивые лица, на которые надоедает смотреть уже через минуту. Оля была прежде всего веселым, «живым» человеком. В ней нет ни капли чопорности, жеманства или самодовольного любования своей красотой: «А она ничего не боялась – ни чернильных пятен на пальцах, ни раскрасневшегося лица, ни растрепанных волос, ни заголившегося при падении на бегу колена». Девушка словно излучает энергию, радость жизни. Однако «чем прекраснее роза, тем быстрее она отцветает». Финал этого рассказа, как и других бунинских новелл, трагичен: Оля погибает. Однако обаяние ее образа так велико, что и сейчас в него продолжают влюбляться романтики. Вот как пишет об этом К. Г. Паустовский: «О, если бы я знал! И если бы я мог! Я бы усыпал эту могилу всеми цветами, какие только цветут на земле. Я уже любил эту девушку. Я содрогался от непоправимости ее судьбы. Я… наивно успокаивал себя тем, что Оля Мещерская – это бунинский вымысел, что только склонность к романтическому восприятию мира заставляет меня страдать из-за внезапной любви к погибшей девушке». К. Г. Паустовский же назвал рассказ «Легкое дыхание» печальным и спокойным размышлением, эпитафией девичьей красоте.
Словно художник и ваятель, Бунин воссоздал гармонию красок, линий и форм прекрасного женского тела, воспел красоту, воплотившуюся в женщине.
Оглавление
- 1. «Воскресение» – роман и духовные искания Л. Н. Толстого
- 2. Обличение пошлости в рассказах А. П. Чехова
- 3. Сюжет, герои, проблематика пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»
- 4. Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»
- 5. Особенности сюжета и композиции повести И. Бунина «Господин из Сан-Франциско»
- 6. Образ России в прозе И. Бунина
- 7. Концепция любви в рассказах И. Бунина
- 8. «Чистый понедельник» И. Бунина как историческая новелла
- 9. Женские образы в рассказах И. Бунина
- 10. Роль метафоры в прозе И. Бунина
- 11. Загадка Любви и Красоты в рассказе И. Бунина «Легкое дыхание»
- 12. «Антоновские яблоки» И. Бунина как новелла настроений
- 13. Тема «крылатой души» в горьковской романтической прозе («Макар Чудра», «Старуха Изергиль»)
- 14. Легенда и действительность в рассказе «Старуха Изергиль»
- 15. Люди «дна»: характеры и судьбы (по драме М. Горького «На дне»)
- 16. Лука и Сатин: антиподы или единомышленники?
- 17. Он и Она в повести А. И. Куприна «Олеся»
- 18. Образ Ромашова в повести А. И. Куприна «Поединок»
- 19. «Да святится имя твое» (тема любви в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»)
- 20. Тема любви и предательства в повести Л. Андреева «Иуда Искариот»
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сочинения по русской литературе XX в. (А. Г. Лухминская, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Женские образы поздней бунинской прозы
Бездонному, спокойному, ночному Мерцанью звезд подобна ты порой! И. А. Бунин Иван Алексеевич Бунин – тонкий лирик и знаток человеческой души. Он умел очень точно и полно передать сложнейшие переживания, переплетения человеческих судеб. Бунина можно назвать и знатоком женского характера. Героинь его поздней прозы отличает прямота характера, яркая индивидуальность и мягкая грусть.
Незабываем образ Надежды из рассказа “Темные аллеи”. Простая русская девушка смогла беззаветно и сильно полюбить героя, даже годы не стерли его облик.
Сколько ни проходило времени, все одним жила. Знала, что давно вас нет прежнего, что для вас словно ничего и не было, а вот…” Только сильная и благородная натура способна на такое безграничное чувство. Бунин как бы поднимается над героями рассказа, сожалея, что не встретила Надежда человека, сумевшего бы оценить, понять ее прекрасную душу.
Но поздно, поздно о чем-либо сожалеть. Прошли безвозвратно лучшие годы. Но нет несчастной
Здесь роковая случайность разлучает влюбленных, еще слишком юных и неопытных, воспринимающих нелепость за катастрофу. Но жизнь гораздо многообразнее и щедрее, чем можно представить. Судьба вновь сводит влюбленных уже в зрелые годы, когда многое понято и осмыслено.
Кажется, жизнь повернулась благосклонной стороной к Натали. Она по-прежнему любит и любима. Безграничное счастье заполняет души героев, но ненадолго: в декабре Натали “умерла на Женевском озере в преждевременных родах”. Что же происходит, почему героям невозможно насладиться земным счастьем? Мудрый художник и человек – Бунин слишком мало видел счастья и радости в реальной жизни.
Живя в эмиграции, вдали от России, писатель не мог представить безмятежного и полного счастья вдали от Родины. Вероятно, поэтому его героини лишь на миг ощущают блаженство любви и теряют его. В суровое время жил и творил писатель, его не могли окружать беззаботные и счастливые люди.
Будучи честным художником, Бунин не мог отразить в своем творчестве того, чего не видел в реальной жизни.
Похожие сочинения:
Психологизм бунинской прозы в рассказе “Чистый понедельник” Рассказ “Чистый понедельник” входит в цикл рассказов Бунина “Темные аллеи”. Этот цикл был последним в жизни автора и занял восемь лет творчества. Время создания цикла пришлось на период Второй мировой.
Особенности бунинской прозы (по рассказам “Господин из Сан-Франциско” и “Солнечный удар”) И. А. Бунин достиг высокого мастерства в области “малой” формы прозы – рассказа, оставив для потомков блестящие образцы этого жанра. Примером тому могут служить рассказы “Господин из Сан-Франциско” и “Солнечный.
ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В ПРОЗЕ И. А. БУНИНА ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В ПРОЗЕ И. А. БУНИНА Творчество И. А. Бунина – крупное явление в русской литературе XX века. Его проза отмечена лиричностью, глубоким психологизмом, а также философичностью. Писатель создал.
Женские образы в романе И. А. Гончарова “Обломов” Несмотря на значительный объем произведения, в романе присутствует сравнительно немного персонажей. Это позволяет Гончарову давать детальные характеристики каждого из них, составлять подробные психологические портреты. Не стали исключением и женские образы.
Женские образы в романе Л. Толстого “Война и мир” Женская тема занимает важное место в романе-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир”, ведь у женщины есть свое особое предназначение, данное самой природой: она прежде всего мать, жена. Для Толстого.
ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ” (вариант 1) Нет ничего на свете прекраснее женщины… Ф. И. Тютчев Основа творчества писателя – вдохновение, ниспосланное свыше. И это вдохновение имеет женское начало. Не случайно муза – женщина, К женским ногам.
Женские образы в пьесах А. Н. Островского “Гроза” и “Бесприданница” Две драмы А. Н. Островского посвящены одной и той же проблеме – положению женщины в русском обществе. Перед нами проходят судьбы трех молодых женщин: Катерины, Варвары, Ларисы. Три образа, три.
Женские образы в романе М. А. Шолохова “Тихий Дон” Образы женщин-казачек стали художественным открытием Шолохова в русской литературе. В “Тихом Доне” женские образы представлены широко и ярко. Это Аксинья, Наталья, Дарья, Дуняшка, Анна Погудко, Ильинична. У всех у них.
Женские образы в романе “Война и мир” Основной принцип композиции романа, заявленный уже в названии, – противопоставление, он выдерживается и в построении женских образов. В романе Элен Безухова и Наташа Ростова – антиподы. Элен – холодная и.
Женские образы в романах Ф. М. Достоевского С самого раннего периода творчества Достоевский изображает в своих романах множество женских образов. С “Бедных людей” начинается в творчестве Достоевского тема судьбы женщины, чаще всего не обеспеченной материально, а потому.
Женские образы в пьесах Островского Женский образ в русской литературе многолик и многогранен. Немало выдающихся русских писателей и поэтов почли за честь отобразить течение жизни через призму женской судьбы. Татьяна Ларина Пушкина и Анна Каренина.
Женские образы в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Женская тема занимает важное место в романе-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир” (1863-1869 гг.). Это ответ писателя сторонникам женской эмансипации. На одном из полюсов художественного исследования находятся многочисленные типы.
Женские образы в прозе И. С. Тургенева. (По роману “Отцы и дети”) Русская литература 2-й половины XIX века Женские образы в прозе И. С. Тургенева. (По роману “Отцы и дети”) В названии романа Ивана Сергеевича Тургенева четко обозначена основная проблематика произведения –.
Женские образы в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Достоевский в романе “Преступление и наказание” знакомит нас со многими человеческими судьбами, столкнувшимися с тяжелейшими условиями существования. В результате некоторые из них оказались на самом дне общества, не выдержав того.
Женские образы в романе Тургенева “Отцы и дети” Самыми выдающимися женскими фигурами в романе Тургенева “Отцы и дети” являются Одинцова Анна Сергеевна, Фенечка и Кукшина. Эти три образа до крайности непохожи друг на друга, но тем не менее.
ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА “КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА” Среди тех немногих женских образов, которые встречаются в повести “Капитанская дочка”, наибольшее впечатление произвели на меня образы Василисы Егоровны Мироновой, жены капитана Миронова, и ее дочери Маши Мироновой. Что касается.
ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ ПЬЕС А. Н. ОСТРОВСКОГО (“Гроза”, “Бесприданница”) Два емких художественных символа определяют и подчеркивают смысл пьесы “Гроза”. Первый – это вынесенный в заглавие мощный стихийный катаклизм, пронесшийся не только в природе, но и в людском сообществе, и.
ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН” (вариант 2) В романе “Евгений Онегин” А. С. Пушкина наиболее полно представлены два женских образа – Татьяны и Ольги Лариных, которые соответствуют двум женским типам. Татьяна – старшая дочь провинциального дворянина –.
ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН” (вариант 1) В образах Ольги и Татьяны А. С. Пушкин воплотил два наиболее распространенных типа женских национальных характеров. Поэт художественно выразительно подчеркивает непохожесть, разность сестер Лариных, отнюдь, однако, не противопоставляя их друг.
ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ” (вариант 2) Все поэты во все времена воспевали женщин, им слагали гимны, посвящали стихи, во имя женщин шли на подвиг. Женщин называют прекрасной половиной человечества. Они могут вдохновить на подвиг и толкнуть.
ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. С. ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА” И А. С. ПУШКИНА “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН” Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” и роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин” – грандиозные по замыслу и содержанию произведения. Особое внимание в них уделяется женским образам. Софья Фамусова.
Герой и проблематика ранней романтической прозы М. Горького Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые – вторую. А. М. Горький План I. Неоромантизм раннего творчества М. Горького. II. “Гимн.
Художественное своеобразие прозы Л. Н. Андреева Леонид Андреев – очень своеобразный писатель. Любого, кто впервые берет в руки книги с его повестями и рассказами, с первых страниц поражает необыкновенно оригинальный талант писателя. Одной из главных и.
Собирательные образы градоначальников и “глуповцев”. Образы органчика и Угрюм-Бурчеева в повести “История одного города” М. Е. Салтыкова-Щедрина Талантливый русский сатирик XIX века М. Е. Салтыков-Щедрин посвятил свою жизнь написанию произведений, в которых обличал самовластие и крепостничество в России. Он как никто другой знал устройство “государственной машины”, исследовал.
Эволюция жанров военной прозы в русской литературе Проза о войне заняла особое место в послевоенной литературе. Она стала не просто темой, а целым континентом, материком в литературе, где на специфическом жизненном материале нашли решение едва ли не.
Натали Иван Алексеевич Бунин Натали Рассказ (1942) Виталий Мещерский, молодой человек, недавно поступивший в университет, приезжает на каникулы домой, воодушевленный желанием найти любовь без романтики. Следуя своим планам, он ездит по.
Нравственная проблематика одного из произведений современной отечественной прозы. (По рассказу В. Пелевина “Девятый сон Веры Павловны”) Нравственная проблематика одного из произведений современной отечественной прозы. (По рассказу В. Пелевина “Девятый сон Веры Павловны”) Произведения, изучаемые в школе, часто кажутся скучными, неинтересными. Намного интереснее, чем философские романы (“Война.
СВОЕОБРАЗИЕ ГЕРОЕВ ДЕРЕВЕНСКОЙ ПРОЗЫ ВАСИЛИЯ ШУКШИНА Деревенская проза занимает одно из ведущих мест в русской литературе. Основные темы, которые затрагиваются в романах такого жанра, можно назвать вечными. Это вопросы нравственности, любви к природе, доброго отношения к.
Отличие стиха от прозы Отличие стиха от прозы Говоря о различении стиха и прозы, специалисты часто с иронией вспоминают пьесу Ж. Б. Мольера “Мещанин во дворянстве”, где учитель наивно объясняет господину Журдену, чем стихи.
ЖЕНСКИЕ СУДЬБЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА Ждет тебя много попреков жестоких, Дней (трудовых, вечеров одиноких: Будешь ребенка больного качать, Буйного мужа домой поджидать, Плакать, работать – да думать уныло, Что тебе жизнь молодая сулила, Чем подарила.
Поэзия Бунина — “живопись словом”
Школьное сочинение
Как дымкой даль полей закрыв на полчаса,
Прошел внезапный дождь косыми полосами —
И снова глубоко синеют небеса
Над освеженными лесами.
Выдающийся талантливый и своеобразный писатель Иван Алексеевич Бунин родился и сформировался как художник слова “в том плодородном Подстепье”, где, как писал он сам, “образовался богатейший русский язык и откуда вышли чуть ли не все величайшие русские писатели во главе с Тургеневым и Толстым”. Именно Толстой, а также Пушкин и Чехов стали для будущего писателя и поэта главными “богами” в литературе, на творчество которых он равнялся, И все же в художественном стиле Ивана Бунина много нового, оригинального, не похожего на стили других мастеров. Это относится в первую очередь к его поэтическому слову.
В поэзии Бунин использует классические двусложные или трехсложные размеры, но при этом наполняет их таким интонационным богатством живого русского слова, что эти размеры приобретают совершенно неповторимое, новое, “бунинское”, звучание.
Бунин — настоящий художник, чутко воспринимающий и тонко чувствующий красоту окружающего мира во всем богатстве звуков, красок, эмоций. Особенно это проявлялось в поэзии, где глубину восприятия он с величайшим мастерством выливал в мелодичные строки.
Трудно найти другого поэта, который в области красок, звуков и запахов, всего того, как говорил сам Бунин, “чувственного, вещественного, из чего создан мир”, достиг бы такого полного раскрытия тончайших подробностей, деталей, оттенков. Восхищают его описания времен года с неуловимыми бликами света и тени на стыке дня и ночи, на утренних и вечерних зорях, в саду, на деревенской улице, в поле или в лесу. При этом поэт передает не только цвета, но и звуки, и запахи, и ощущения:
Щеглы, их звон, стеклянный, неживой,
И клен над облетевшею листвой,
Уже весь голый, легкий и ветвистый.
. Беру большой зубчатый лист с тугим
пурпурным стеблем, — пусть в моей тетради
останется хоть память вместе с ним
об этом светлом вертограде
с травой, хрустящей белым серебром.
Он словно не пишет, а рисует словами живописные картины. Так, например, в стихотворении “Листопад” создается впечатление, что поэт не просто восхищается красотой золотой осени, а водит кистью художника, запечатлевающего пейзаж на полотне:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной.
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Столько красок, тепла и света, столько радости, роскоши и величия в описании этого осеннего леса! Мы словно сами окунаемся в волшебство этого царства природы — такого яркого, многогранного, такого живого! А когда мы попадаем в раннее весеннее утро, скованное легким морозцем, где хрустит тонкий лед, или в грустный осенний сад, наполненный запахом мокрой листвы, или в ночную зимнюю вьюгу, или оказываемся посреди летнего поля, где в “серебряно-матовых отливах ходит молодая рожь”, — то все эти картины окружающего мира превращаются в наши личные переживания, оживая на наших глазах и вызывая лирические воспоминания и мечты.
Живопись словом присуща в полной мере и прозаическим произведениям Бунина. Писатель восхищенно рисует родные места с их хлебными полями, синими черноземами и белой тучной пылью степных дорог, с овражками, заросшими дубняком, с покалеченными ветром лозинами, с березовыми и липовыми аллеями усадеб, с травянистыми рощицами и тихими луговыми речками. Как кисть художника подмечает и отражает на холсте все эти детали, придавая обычным и привычным вещам неповторимую красоту и очарование, так и Бунин мастерским словом передает и одушевляет каждый листочек, каждую травинку, каждый лепесток. Так, например, в рассказе “Золотое дно”, восхищаясь красотой русских лесов и полей, широко используя эпитеты, писатель старается передать читателю представшую перед ним яркую картину, наполненную разнообразием красок, звуков и запахов: “А лес-то. славный лес. Горько и свежо пахнет березами, весело отдается под развесистыми ветвями громыхание бубенчиков, птицы сладко звенят в зеленых чащах. На полянах, густо заросших высокой травой и цветами, просторно стоят столетние березы по две, по три на одном корню. Предвечерний золотистый свет наполняет их тенистые вершины. Внизу, между белыми стволами, он блестит яркими длинными лучами, а по опушке бежит навстречу тарантасу стальными просветами. Просветы эти трепещут, сливаются, становятся все шире. И вот опять мы в поле, опять веет сладким ароматом зацветающей ржи, и пристяжные на бегу хватают пучки сочных стеблей. “
В прозаических произведениях Ивана Бунина мы встречаем множество вдохновенных описаний природы, быта деревни и мелкопоместной усадьбы. При этом пристальное внимание писатель уделяет деталям интерьера, пейзажа. Так, он никогда не ограничивается сообщением о том, что путник прилег отдохнуть под деревом, — обязательно называет и дерево, и птицу, чей голос слышен в ветвях, и травы, и цветы, и животных, которых этот путник видит вокруг. Бунин всегда рисует фон, на котором разворачивается событие или действует персонаж: “Старые глубокие калоши кондуктора были в засохшей грязи, хлястик шинели висел на одной пуговице. Бревенчатый мостик, по которому он шел, лежал косо. Дальше, возле рвов, промытых вешней водой, росли чахлые лозинки. И Кузьма невесело взглянул и на них, и на соломенные крыши по слободской горе, на дымчатые и сиреневые тучи над ними, и на рыжую собаку, грызшую во рву кость. ” (“Деревня”). Причем автор делает акцент даже на самых мелких деталях и особенностях: “На окраине слободы, возле порога глиняной мазанки, стоял высокий старик в опорках. В руке у старика была длинная ореховая палка, и, увидав проходящего, он поспешил притвориться гораздо более старым, чем был, — взял палку в обе руки, поднял плечи, сделал усталое, грустное лицо. Сырой, холодный ветер, дувший с поля, трепал космы его седых волос. ” (“Деревня”). При описании человека такие детали помогают уже с самой первой встречи составить впечатление о персонаже, глубже проникнуть в характер героя, зримо представить его перед собой: “Годам к сорока борода Тихона уже кое-где серебрилась. Но красив, высок, строен был он по-прежнему; лицом строг, смугл, чуть-чуть ряб, в плечах широк и сух, в разговоре властен и резок, в движениях быстр и ловок. Только брови стали сдвигаться все чаще да глаза блестеть еще острей, чем прежде” (“Деревня”).
Бунин — не просто мастер необычайно точных и тонких зарисовок. Он обладал исключительной способностью своим поэтическим словом проникать в самые потаенные уголки человеческой души, вызывая из памяти давно минувшие мгновения, придавая им новое звучание, окрашивая в новые краски, заставляя нас снова и снова переживать волнующие моменты. И тогда, всем своим существом ощущая прелесть жизни и красоту окружающего мира, мы вместе с поэтом готовы воскликнуть:
Источники:
https://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%9B%D1%83%D1%85%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%90_%D0%93_%D0%A1%D0%B8%D1%81%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%A1_%D0%9D_%D0%B8_%D0%B4%D1%80_%D0%A1%D0%BE%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%BF%D0%BE_%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B5_XX_%D0%B2/9
https://goldsoch.info/zhenskie-obrazy-pozdnej-buninskoj-prozy/
https://www.ukrlib.com.ua/sochin-rus/printout.php?id=10&bookid=10