Произведения искусства 19 века. Жанры в русской живописи XIX века
Жанры в русской живописи XIX века
Русскую живопись XIX века нельзя ограничить рамками какого-то одного стиля или жанра. Искусство развивалось во всех направлениях, охватывая основные аспекты жизни того времени.
Религиозный жанр
Будучи законодательницей мод в живописи, Петербургская академия поощряла написание полотен на библейские сюжеты и мифологические темы. Поэтому в творчестве многих живописцев есть свое видение этого жанра. У Верещагина, Боровиковского, Васнецова, Айвазовского, Брюллова, Семирадского есть немало образцов работ на эту тему.
Но именно в творчестве Н.Н. Ге красной линией проходит религиозная тема:
«Тайная вечеря», «Христос и Мария, сестра Лазаря», «Братья Спасителя», «Выход с Тайной вечери», «Что есть истина?», «Иуда», «Распятие», «Голгофа».
«Явление Христа народу», худ. А.Иванов
Он понимал свой дар как назидание людям на их пути к Богу, к идеалам добра и нравственности.
Эти же цели ставил перед собой художник А. Иванов, когда в молодости начинал писать свое масштабное религиозное полотно «Явление Христа народу», ставшее впоследствии величайшим шедевром.
Античный жанр
Эту тематику вместе с религиозной очень поощряла Академия художеств.
«Фрина на празднике Посейдона», худ. Г.Семирадский
Вот и за полотно «Римская оргия блестящих времен цезаризма» художник Г. Семирадский, работавший в стиле позднего европейского академизма, получил довольно приличную сумму. Его в Академии признавали и присвоили все возможные звания.
Вершиной творчества в жанре античной тематики Семирадского стало полотно «Фрина на празднике Посейдона в Эливсине», еще при жизни автора признанное шедевром.
Также особо выделялись
«По примеру богов», «Танец среди мечей», «У храма (Идиллия)»,
сюжеты которых взяты из древнегреческой и древнеримской культуры.
Бытовой жанр
Решению общественных проблем была подчинена живопись бытового жанра. Внимание теперь уделялось не только элите общества, но и представителям из народа. Сочувствуя сложной и нелегкой судьбе простых людей, художники останавливали свой взгляд на детях из беднейших семей, крестьянах, городской бедноте. Они стали главными героями картин П. Федотова, Т. Шевченко, В. Перова, П. Шмелькова. Этой же теме посвящали свои работы и художники-«передвижники»: И. Репин, К. Савицкий, Г. Мясоедов, В. Максимов, В. Маковский.
«Бурлаки на Волге», худ. И.Репин
Важным этапом в развитии этого жанра стало известное полотно И. Репина «Бурлаки на Волге», вскрывшее такое возмутительное явление, как бурлачество. В рядах угнетенного народа, изображенного на картинах бытового жанра, постепенно появляются сильные личности, борцы за свободу и справедливость, символизирующие подъем в сознании передовой части общества. Художники пытались заявить, что у народа еще есть и силы, и желание изменить жизнь к лучшему.
Исторический жанр
На своих полотнах художники этого жанра изображали как прошлые исторические события, так и недавно произошедшие. Часто историческая тема переплеталась с другими жанрами:
«Последний день Помпеи» , худ. К.Брюллов
Противоречия в народной среде, важные исторические события, героические характеры в сочетании с национальными пейзажами и архитектурой находили свое воплощение на полотнах великих художников. А после войны 1812 года данный жанр приобрел особую актуальность. Прославлению героизма самоотверженных освободителей русского народа посвящено немало произведений.
Самые выдающиеся произведения исторического жанра в русской живописи 19 века:
- И.Репин («Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Крестный ход в Курской губернии», «Иван Грозный и сын его Иван»);
- В. Васнецов («Богатыри»);
- В. Суриков («Утро стрелецкой казни», «Покорение Сибири Ермаком», «Боярыня Морозова», «Переход Суворова через Альпы»);
- В. Верещагин (Туркестанская серия );
- К. Брюллов («Последний день Помпеи»);
- Г. Семирадский («Похороны вождя руссов в Булгаре», «Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом в 971 году»).
Батальный жанр
Во многом для того, чтобы раскрыть античеловеческую суть войны и роль простого народа в ней, воспитать гражданина-патриота, использовался батальный жанр. Художники пытались реалистично передать картины войны и весь ужас положения в это время простого человека.
«Апофеоз войны», худ. В.Верещагин
Суровые военные будни особенно правдиво изобразил в своем цикле работ, посвященных 1812 году, В. Верещагин, который хотел привлечь внимание общества к бездушности завоевателей и к мужеству русского народа.
Батальный жанр, как и исторический, развивался в строго определенных Академий художеств традициях. Многие картины того времени можно было отнести одновременно и к историческим, и к батальным. Взаимодействовали также батальный и бытовой жанры.
Батальные сюжеты прослеживаются в творчестве:
- И. Прянишникова («В 1812 году»);
- И. Прянишникова и В. Маковского (серия картин «Севастопольская оборона»);
- Н. Дмитриева-Оренбургского;
- А. Кившенко («Военный совет в Филях в 1812 году»);
- В. Верещагина (цикл о войне 1812 года);
- Б. Виллевальде;
- А. Зауервейда;
- А. Коцебу;
- К. Филиппова.
О таких жанрах как портрет, пейзаж, натюрморт и графика в русской живописи 19 века — здесь
Произведения искусства 19 века. Жанры в русской живописи XIX века
В сложные 90-е годы, когда старшее поколение художников переживало творческий кризис, а молодое находилось в поисках новых путей развития живописи, И. И. Шишкин продолжал идти по выбранному много лет назад пути. Главной темой его творчества оставалась красота русской природы. В 1898 году он написал свою предпоследнюю картину – «Корабельная роща». Эта монументальная картина стала венцом всего творчества Ивана Ивановича Шишкина, непревзойденного мастера пейзажа. В марте 1898 года художника не стало. Он умер во время работы над очередной монументальной картиной «Лесное царство».
Творчество художника Виктора Михайловича Васнецова занимает особое место в русскойживописи 19 века. Вдохновение для написания картин он черпал в народной поэзии, русских сказках и былинах, в повседневной жизни простого народа. Благодаря этому все его картиныочень поэтичны и близки по духу русским людям. В. М. Васнецов родился в 1848 году в вятском селе Лопьял в семье священника. Очень рано в нем пробудился интерес к народной культуре и, одновременно с этим, к живописи. По семейной традиции, мальчик должен был стать священником, но любовь к искусству заставила В. М. Васнецова сделать другой выбор.
В начале 1900-х годов в живописи В. М. Васнецова появляются религиозные темы, но и о сказочных сюжетах он тоже не забывает. В 1910 году он пишет картину «Баян», в 1913-1918 – «Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем», в 1918 году заканчивает «Царевну-Лягушку», «Спящую царевну», в конце 10-х – начале 20-х годов 20 века пишет «Кащея Бессмертного» и «Царевну Несмеяну». В. М. Васнецов много работал до самого последнего дня своей жизни, создавая поэтичные образы всеми любимых сказочных героев. После революций 1905 и 1917 годов в этих образах появляются аллегорические черты, раздумья художника об общественно-политической ситуации в России, но это нисколько не умаляет художественных достоинств картин. В. М. Васнецов до конца жизни был верен принципам поэтического отражения мира, и всеми доступными средствами старался передать его красоту.
Портреты, написанные И. Н. Крамским в 80-е годы, полны глубокого психологизма, они отражают сокровенную суть человека. Наиболее удачно ему удалось изобразить в портрете характеры И. И. Шишкина, В. Г. Перова, А. С. Суворина, С. С. Боткина, В. С. Соловьева. В 80-х годах И. Н. Крамской стал очень популярным портретистом, у него появилось много заказчиков, в том числе, члены императорской фамилии. Он работал по 10-12 часов в сутки, и это, конечно, плохо сказалось на его здоровье. Иван Николаевич Крамской умер 24 марта (5 апреля) 1887 года в Петербурге, не дожив до пятидесяти лет.
И. Н. Крамской многое сделал для развития русской живописи второй половины 19 века. Он был талантливым художником, отстаивавшим высокие нравственные принципы в искусстве, замечательным портретистом, создавшим целую галерею знаменитых деятелей русской культуры и искусства второй половины 19 века. Кроме того, он обладал замечательными организаторскими способностями, что позволило ему стать основателем «Артели художников» и идеологом «Товарищества передвижников».
Вернувшись в Россию, Верещагин задумал новый цикл картин, теперь уже из отечественной истории, под общим названием «1812 год. Наполеон в России». Создавалась она на протяжении 1887 – 1904 годы и должна была представлять монументальную эпопею, посвященную народной войне. В картине «Не замай, дай подойти» показана партизанская засада в глухом заснеженном лесу. В произведении «На большой дороге. Отступление. Бегство» представлена разбитая армия Наполеона. Горстка измученных, замерзших французов и занесенные снегом орудия контрастируют с величием русской природы.
Однако материальные и творческие затруднения не позволили художнику до конца осуществить замысел. Остались ненаписанными картины, изображающие Кутузова и героизм русской армии. Последняя серия картин художника была посвящена испано-американской войне 1898 – 99 годы на Филиппинских островах и на Кубе. Всю свою жизнь Верещагин отдал благородной цели правдивого изображения войны, ее обличения. Художник-воин погиб на боевом посту в начале русско-японской войны, на взорванном японцами броненосце «Петропавловск».
Самая оригинальная его художественная попытка, впрочем, более смелая, чем успешная, это – «Гроза» (удар молнии в дерево) с человеческой фигурой, скрывающейся от страшного явления, оптическая задача, почти невозможная для живописи. Техника картин Воробьева полна знания, обдумана и закончена, но при всем том свободна. Артистическая натура Воробьева выказалась еще в его занятиях музыкой: он прекрасно владел скрипкой. Материально Воробьев был главнейше поддерживаем заказами Государя и других высочайших особ, пожизненной пенсией за успешное выполнение палестинского поручения; кроме того, он писал картины для графа А.Х. Бенкендорфа , князя М.С. Воронцова, причем он нередко делал по их желанию повторения некоторых лучших своих картин. Однако под конец многие из его произведений не были никем приобретаемы, так что у художника составился целый музей его картин, которые разошлись по рукам лишь после его смерти, будучи разыграны в лотерею, не имевшую большого успеха. Главные картины Воробьева находятся во дворцах, в имении Фалл графа Бенкендорфа и в немногих частных собраниях. В Эрмитаже находится «Придел Голгофы». В настоящее время они не могут служить руководством и образцом; но в свое время Воробьев научил многому и многих не только пейзажистов, но даже жанристов и архитекторов.
Он, как и никто другой, не мог создать талантов, так что в длинном списке его учеников встречается больше тружеников (например, братья Чернецовы), чем талантов. Тем не менее в числе последних есть такие имена, как безвременно умерший Лебедев, Л. Лагорио и прекратившийхудожественную деятельность М.К. Клодт; А.П. Боголюбов, И.И. Шишкин, вначале были учениками Воробьева так же, как и братья Горавские и Гине, Дорогов.
В последний период своей художественной деятельности Ге искал достижения иного идеала.Художнику, по его словам, талант дан для того, чтобы будить и открывать в человеке, что в нем есть дорогого, но что заслоняется пошлостью жизни. Главное в картине – мысль, главное значение Ге придавал сюжету и той религиозно-этической проблеме, которую он хотел разъяснить. Форма сделалась для него чем-то второстепенным и ненужным. Одно время, под влиянием Толстого, он даже бросил писать красками и иллюстрировал карандашом «Отче наш». Его дружба с Толстым осветила весь конец его жизни; они часто переписывались, делились своими планами, Ге постоянно советовался с Толстым относительно своих работ и всецело следовал совету последнего: «Картинами выскажите простое, понятное и нужное людям христианство».
Серьезное, вдумчивое отношение художника Иванова к предмету, полное отречение его от рутинных, академических взглядов и приемов, его приверженность к натуре, искание красоты не внешней и случайной, а обусловливаемой соответствием формы индивидуальному характеру и значению изображенных лиц, – все это завоевало творцу «Явления Мессии» горячее сочувствие преимущественно молодых художников, было для них настоящим откровением и оказала решительное влияние на многих из их числа. Однако Александру Иванову не суждено было увидеть плоды своего почтенного труда: еще продолжалась его выставка, и участь его картиныеще не была решена, как он сошел в могилу, пораженный холерой, 3 июля 1858 года. После его кончины, “Явление Мессии” было приобретено императором Александром Вторым и пожаловано московскому публичному музею, в котором красуется и поныне. Кроме этой картины, составляющей один из драгоценных памятников русской живописи, крайне любопытны многочисленные наброски (пером, карандашом и акварелью) на темы Ветхого и Нового Заветов, которыми И. занимался в Риме, отрываясь по временам от своего главного труда. Они изданы в точных факсимиле Немецким археологическим институтом на счет капитала, завещанного ему с этой целью братом живописца, архитектором С. Ивановым.
Русские художники 19 века
Русская художественная культура истоки которой начинались с классицизма приобретший мощное народное звучание, как высокий классицизм, который отражался в живописи 19 века, постепенно переходил от романтизма к реализму в русском изобразительном искусстве. Современниками того времени особенно ценилось направление русских художников в котором преобладал исторический жанр с акцентом национальной тематики.
Но в тоже время в искусстве исторического направления не ощущалось особых изменений по сравнению с мастерами второй половины 18 века и от самого начала истории русского портрета. Часто в своих произведениях многие мастера посвящали подлинным героям древней Руси, подвиги которых воодушевляли к написанию исторических полотен. Русские живописцы того времени утвердили собственный принцип описания портрета, картин, выработав свои направления в изображении человека, природы, свидетельствующий о совершенно самостоятельной образной концепции.
Русские художники в своих картинах отражали различные идеалы национального подъема, постепенно отказываясь от строгих принципов классицизма, навязанных академическими устоями. 19 век ознаменован высоким расцветом русской живописи, в котором живописцы России оставили для потомков неизгладимый след в истории отечественного изобразительного искусства, проникнутое духом всестороннего отражения жизни народа.
Крупнейшие исследователи русской живописи 19 века в целом, отмечают выдающуюся роль в высоком расцвете творчества великих русских мастеров и изобразительного искусства. Уникальные произведения созданные отечественными мастерами на всегда обогатили русскую культуру .
Знаменитые художники 19 века
Полностью отдавшись романтике пейзажа и природной среде восприятия, Щедрин как бы восполняет своими картинами, упавший интерес его соплеменников того времени к пейзажу. Щедрин познал рассвет своего творчества и признания.
Василий Андреевич Тропинин (1776-1857) Замечательный русский портретист, выходец из крепостных крестьян. Его знаменитые работы картины: Кружевница, также Портрет Пушкина А. С., гравера Е.О. Скотникова, Старик – нищий, отличающаяся легким колоритом Портрет сына, 1826 г. Пряха, Золотошвейка, данные работы особо привлекли внимание современников. 1846 г. Тропинин разработал свой самостоятельный образный стиль портрета, характеризующий специфический московский жанр написания. В то время Тропинин стал центральной фигурой московского бомонда.
Источники:
https://velikayakultura.ru/russkaya-zhivopis/zhanryi-v-russkoy-zhivopisi-xix-veka
https://www.sites.google.com/site/hudoznikiiiskusstvoxlxveka/osnovnye-predstaviteli
https://www.art-portrets.ru/hudojniki_19_veka.html