1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Противопоставления героев в войне и мире. Использование приема антитезы у Л

Сочинение Толстой Л.Н. — Война и мир

Тема: — Антитеза как художественное средство (На примере романа Л. Н. Толстого «Война и мир»)

Антитеза (противопоставление) — один из наиболее часто используемых приемов, применяемых для раскрытия образов в художественном произведении. Сущность антитезы как тропа состоит в сопоставлении противоположностей, антагонистичных друг другу понятий или образов. Одним из наиболее ярких произведений, построенных на приеме противопоставления, является роман Л. Н. Толстого «Война и мир». В нем антитеза является основным приемом, заложена в фундамент построения системы образов.

Всех персонажей романа-эпопеи можно довольно однозначно разделить на два лагеря, или два мира — «живой» и «мертвый». Действие в романе разворачивается в двух параллельных плоскостях — плоскость «мира» и плоскость «войны». Для каждой из плоскостей автор выбирает определенные дифференциации героев, определяется принадлежность к «мертвому» или «живому» началу.

При описании мира доминирующим критерием, на основе которого происходит противопоставление персонажей, является отношение к семье, к детям. В «мертвом» мире, где все подчинено единственной цели, состоящей в увеличении собственного состояния любыми способами, заключение брака выступает лишь как одно из возможных средств. Ни для кого из принадлежащих к данному лагерю не составляет трудностей перешагнуть через семью, равно как и через прочие моральные устои. В этом отношении наиболее ярким является образ Элен. Единственной целью, с которой она вступила в брак с Пьером Безуховым — наследником всего состояния графа Безухова, было получение части наследства. Разрыв с мужем и получение большей половины его богатства является логическим завершением построенной ею интриги.

В качестве примера абсолютной незначимости моральных устоев для представителей «мертвого» мира можно привести сцену «схватки» за мозаиковый портфель умирающего графа Безухова.«Сражение» разворачивается фактически перед глазами умирающего, но данное обстоятельство не имеет никакого значения ни для князя Василия, ни для княгини Друбецкой, в равной мере стремящихся выиграть «бой» любыми средствами.

Совершенно противоположное отношение к моральным ценностям царит в мире «живом». Для его представителей семья, дети являют собой высший идеал, становятся истинной целью человеческой жизни. Наиболее показательна в данном отношении семья Ростовых, атмосфера в которой — любовь и полное взаимопонимание — прямо противоположна интригам, зависти и злости в семье Курагиных. Дом Ростовых открыт для каждого, и любой пришедший к ним будет принят с должной добротой и радушием. Не случайно после возвращения с фронта Николай Ростов направляется именно в родительский дом. Характерно также различие между отношением к детям в семьях Курагиных и Ростовых. Единственное желание князя Василия — поскорее избавиться от «спокойного дурака» Ипполита и «беспокойного дурака» Анатоля, при этом еще и приумножив свое состояние. Напротив, для Ростовых дети представляют важную ценность и никакой ребенок не может быть нелюбимым.

Но кроме плоскости мира в романе существует плоскость войны, где герои предстают в совершенно иной ипостаси. Основным критерием в данной плоскости, по которому происходит разделение людей по «лагерям», Толстой выбирает отношение к Родине, проявление патриотизма.

Читать еще:  Поступать художественный училища какие предметы сдать. Профессия Художник

Мир «живой» — это мир истинных патриотов, чувства которых по отношению к Родине совершенно искренны и неподдельны. Андрей Болконский не руководствуется никакими иными соображениями, кроме мыслей о защите Отечества, когда пытается противостоять всеобщей панике и отступлению под Аустерлицем. Князь Андрей не задумывается ни о повышении, ни о наградах, он подчиняется лишь собственному чувству долга. Полной противоположностью Андрею Болконскому является Борис Друбецкой. Основной своей задачей он видит не защиту Отечества, а продвижение по службе, причем не заслугами на поле боя, а лестью, лицемерием, подхалимством по отношению к начальству. Для него ничего не значит судьба людей, он готов ими пожертвовать ради собственного повышения и представления к награде.

В несколько иной форме проявляют патриотизм Ростовы. Николай не может убить человека вне зависимости от того, на чьей стороне он находится, но при отступлении из Москвы Ростовы жертвуют собственным имуществом ради спасения раненых. Совершенно по-иному ведет себя Берг. Пользуясь всеобщим бедствием и смятением, ему удается приобрести «шифоньерку» за ничтожно малую цену, причем эта «сделка» становится предметом его гордости.

Истинный патриотизм также демонстрируют герои, не принадлежащие ни к одному из миров и действующие только в плоскости войны, но также противопоставленные «мертвому» лагерю. Наиболее показателен в этом отношении подвиг капитана Тушина, и особенно его восприятие своего героизма. Тушин даже не задумывался о героической сути своего поступка — напротив, он пытается оправдаться и просит помощи у Андрея Болконского. По мысли Толстого, истинный патриот даже не замечает того факта, что он совершает подвиг, — для него это лишь долг перед Родиной, лишенный всякого героического флера. Под это определение подходит подвиг и батареи Тушина, и батареи Раевского, совершенный самыми обыкновенными, ничем не примечательными людьми.

Таким образом, прием антитезы является базовым для построения системы образов романа и характеристики основных персонажей.

Фактически антитеза, противопоставление двух миров — «мертвого» и «живого» — составляет основу произведения, определяет его структуру. И, строя роман по принципу антитезы, Л. Н. Толстой развенчивает «мертвый» мир, показывает его несостоятельность и утверждает человеческие и христианские идеалы, которыми руководствуется мир «живой».

Что такое антитеза. «Война и мир» и другие примеры из литературы

Антитеза — это художественное противопоставление. Стилистическая фигура, основанная на сопоставлении противоположных образов. Например: «Кто был никем, тот станет всем»; «Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем».

Антитеза заостряет противоречие, подчеркивает контраст, усиливает выразительность.

Они сошлись: волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.

А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»

Термин происходит от греческого ἀντίθεσις — противоположение, противопоставление. Ударение ставится на третий слог: антит е́ за.

В самом простом варианте антитеза — это противопоставление антонимов, слов с противоположным смыслом. Например, у Державина: « Я царь, — я раб, — я червь, — я бог! ».

Черное пятно на белом поле кажется еще чернее, а белое пятно на черном поле еще белее.

Герберт Спенсер. «Философия слога»

Антитеза нередко встречается в пословицах и поговорках: « Начал за здравие, а свел на упокой », « Ученье свет, а неученье тьма ». При этом могут противопоставляться не полные противоположности: « Редко, да метко », « Мал, да удал ».

Антитеза может быть украшена эпитетами или метафорой. У Лермонтова: « Прекрасна, как ангел небесный, как демон, коварна и зла ». У Пушкина эпиграф из оды Державина: « Где стол был яств, там гроб стоит ».

Читать еще:  Герой нашего времени создание. История создания романа «Герой нашего времени

Антитеза может оттенять один образ за счет другого, показывать альтернативу, она способна добавить произведению глубины и парадоксальности.

Как вам представить, кто я? Сам не знаю.
Я ваша ложь, я выдумка пустая.
Я свет дневной, и я же тьма ночная.
Песчинка я и океан без края.
Витаю в небе, по земле блуждая.
Ищу свой рай, из рая убегая.

Автор может противопоставлять вроде бы не связанные явления — например, антитеза пейзажа и настроения героя.

Антитеза может играть важную роль в композиции литературного произведения. Бывают стихотворения, рассказы и даже романы, целиком построенные на антитезе — противопоставлении персонажей, событий, явлений.

Антитеза в рассказе Толстого «После бала»

На антитезе построен, например, рассказ Льва Толстого «После бала»: полковник танцует с красавицей-дочерью на балу, а после участвует в жестоком наказании солдата-дезертира шпицрутенами. Эффект зиждится на контрасте между образами нежного любящего отца и безжалостного мучителя — одного и того же человека.

При этом рассказ можно воспринимать и в метафорическом смысле. Рассказчик, после страшного зрелища разлюбивший дочь полковника Вареньку — это еще и человек, разочаровавшийся в вере. Как известно, сам Лев Толстой в определенный момент отпал от православия. Избиение солдата палками происходит в Прощеное воскресенье — это можно воспринять как символ религиозного лицемерия, критику официального христианства.

Роль антитезы в романе «Война и мир»

Уже самое заглавие романа Льва Толстого «Война и мир» содержит антитезу. Война как смерть и разрушение противопоставляется миру — гармонии, счастью. Толстой тут и там противопоставляет правду и ложь, коллективизм и индивидуализм, а в конечном счете — добро и зло.

Ярчайшая антитеза романа — фигуры Наполеона и Кутузова. Полководцы показаны антиподами: Бонапарт самодоволен и активен, Михаил Илларионович — неуклюж и неспешен. При этом в Кутузове скрыто противоречие между негероической внешностью дряхлого старика и силой духа, миссией спасителя Отечества. В Наполеоне, наоборот, — претензия на величие и внутренняя пустота.

Толстой сталкивает между собой и других героев. Семьи Ростовых и Болконских противопоставлены семье Куракиных Исторические личности и «рядовые» персонажи оттеняют друг друга: так, сразу после встречи Наполеона и Александра I описывается встреча Наташи и Андрея Болконского.

Эпическим сценам войны и наполеоновского вторжения противопоставлены камерные сцены семейной жизни. Величественная и гармоничная природа контрастирует с суетой и приземленностью людей: например, небо Аустерлица или старый дуб на пути князя Андрея.

Толстой с помощью антитезы ищет ответы на вопросы о добре и зле. С другой стороны — показывает, что в жизни они сплетены неразрывно. Не зря среди центральных героев романа — Пьер Безухов и Андрей Болконский, которые в поисках истины проходят через заблуждения и неудачи, а в итоге освобождаются от эгоизма, познают ценности любви, простоты, смирения.

Таким образом, антитеза в «Войне и мире» на уровне композиции и идей помогает разграничить добро и зло, наметить пути нравственного спасения героев, выразить моральные и философские воззрения автора.

Использование антитезы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Страницы: [1] 2 (сочинение разбито на страницы)

При создании произведения любой автор сталкивается с вопросом о выборе художественных средств, которые должны подчеркнуть авторскую мысль, акцентировать внимание читателя на самых важных деталях произведения. И довольно часто используется такой художественный приём, как антитеза (роман И.А.Гончарова «Обломов», «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского). Во многом на противопоставлении строится и роман JI. Н. Толстого «Война и мир». При этом контрастно соотносятся не только персонажи, но и сцены произведения. Приём антитезы очень характерен для поэтики Толстого, ведь именно через сопоставление, через контраст можно выявить схожее и различное, показать всю жизнь в целом. В произведении противопоставляются война и мир, свет и народ, Петербург и Москва, наигранность и искренность и многое другое.

Читать еще:  Кто такой Авдий? (по роману «Плаха»). Исследование внутреннего мира героев

Сложно придумать более точное название монументальному произведению Толстого, которое охватывает все сферы жизни. Уже в названии заложена оппозиция двух понятий: война и мир. Однако она подразумевает не только противоположность военных действий и мирного времени, а несёт в себе очень глубокое и многогранное значение. Война — это любое противоборство, любой конфликт, начиная с салона Анны Павловны Шерер и борьба за мазанковый портфель и кончая грандиозными военными действиями в Бородино. Мир же — это и вся Вселенная, и свет, и внутренний мир героев. Война отождествляется у Толстого со смертью, а мир — с жизнью.

Уже с первых глав произведения мы попадаем «на войну» — в безнравственный мир салона Анны Павловны Шерер, где все гости неестественны и где царствуют сплетни и ложь. И сразу же на противопоставлении нам показывается дом Ростовых и именинницы Наташи. Это чередование эпизодов является одним из наиболее излюбленных Толстым приёмов организации текста, который даёт читателю возможность, сопоставляя, выявить характерное и различное. Данное чередование событий показывает нам огромную разницу между миром масок в салоне Петербурга и гостеприимством Ростовых в Москве. Причём сопоставление здесь многоплановое, переходящее от общего к частному: так, прежде всего, на антитезе даны главные города страны: Москва и Петербург. Затем можно сопоставить собственно приём в салоне Шерер с праздником у Ростовых, хозяев домов: Анна Павловна, «как хороший метрдотель», «сервирует» своих гостей, «угощает» их аббатом, виконтом, заставляет пройти всех гостей определённый обряд — поздороваться со старой тётушкой; в её салоне царит строгая иерархия, где каждый имеет своё место и должен всё делать по правилам. Граф же Ростов всех гостей встречает одинаково радушно. Вспомним Наташу, девочку «с большим и некрасивым ртом», которая за столом даже позволяет себе шалость: вскакивает из-за стола и громко спрашивает мать об обеде. Такое поведение невозможно было бы представить в салоне Шерер.

Интересно также сопоставить то, что в Петербурге, в салоне, все герои говорят только на французском языке, что подчёркивает их антинародность, на именинах же у Ростовых звучит русская речь, искренняя и естественная.

Как чередуются описания событий в Москве и Петербурге, так и по ходу всего романа чередуются сцены военные и мирные. Эта смена эпизодов составляет основу всей композиции произведения в целом и некоторых частей в отдельности, когда мирные события переходят в военные и наоборот.

Следует сказать также о полярно расколотой системе персонажей, при этом герои Толстого, объединённые в семьи, противопоставляются в первую очередь по своей принадлежности к той или иной семье. Самый яркий пример — контраст между семьями Ростовых и Курагиных. Первые, как уже было сказано, естественны, они соединены прочными узами, бесконечно любят друг друга. Однако Ростовы бесхозяйственны, непрактичны, ведут свои дела очень неумело, но всё это объясняется безграничной щедростью. Дела же Курагиных идут неплохо: князь Василий выдаёт свою дочь за богатейшего жениха — Пьера, сам же умеет знакомиться с путными людьми и извлекать из этого пользу. Акцент в этой семье сделан на её бездуховности, неестественности.

Страницы: [1] 2 (сочинение разбито на страницы)

Источники:

http://bobych.ru/soch/tolstoy/vojna_i_mir_180.html
http://www.anews.com/p/108971636-chto-takoe-antiteza-vojna-i-mir-i-drugie-primery-iz-literatury/
http://sochinenie5ballov.ru/essay_79.htm

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector