Прозвище собакевича в поэме мертвые души. Собакевич (Мертвые души Гоголь)
Образ и характеристика Собакевича в поэме Мертвые души Гоголя сочинение
Михайло Семёнович Собакевич – один из помещиков поэмы Гоголя “Мёртвые души”, к которому направился главный герой. После посещения Ноздрёва Чичиков направляется к Собакевичу. В его доме всё выглядит неуклюже, нет симметрии.
По внешности, Собакевич – человек, напоминающий медведя и собаку. То, как обустроено жилище помещика, вызывает впечатление, что Собакевич – хороший хозяин, его крестьяне совершенно не нуждаются в еде и одежде.
Собакевичем руководит денежный расчёт, но при этом он совсем не глуп. Его расчётливость придаёт ему деловитости, но в тоже время он остаётся тяжеловесным, неотёсанным и грубым. Потребность в деньгах заключается в том, что они должны окупать и обеспечивать все его плотские потребности. Тело Собакевича существует за счёт души, которая из-за его привычек обречена на смерть.
Собакевича можно назвать “рабом желудка”. Еда для него – чуть ли не главное в жизни. Пища простая, но добротная и обильная. Собакевич напоминает медведя: большой, грузный, косолапый; природа недолго думала над его внешностью: “хватило топором раз – вышел нос, хватило в другой – вышли губы. “. В крупном теле Собакевича застывает душа, духовно неподвижная. Собакевич яростно выступает против образования и науки.
Собакевич всех ругает: один только порядочный человек для него – прокурор, “да и тот, если сказать правду, свинья”. Помещик даже не удивляется предложению Чичикова продать тому мёртвые души крестьян, поскольку умершие люди для него – просто товар. Он назначает высокую цену, расхваливая несуществующих крестьян, описывая их, какими они были при жизни.
Образ Собакевича 9 класс
Гоголь в своей знаменитой поэме представил целую галерею человеческих характеров, воплотив их в гротескных образах героев. В каждом из них он показал наиболее яркие отдельные черты, присущие русскому обществу.
Одним из них является Михаил Семенович Собакевич.
Он появляется четвертым в ряду помещиков, к которому обратился Чичиков по поводу покупки мертвых душ. При описании его внешнего вида, автор прибегает к сравнению с медведем. Он напоминает его и лицом и неуклюжими повадками, и своей недюжинной силой. Да и имя у него соответствующее медвежье – Михаил.
Этот образ отсылает читателя к русским сказкам про большого сильного, но при этом очень доброго топтыгина. Но у Гоголя он становится Собакевичем. Все фамилии персонажей поэмы говорящие. Они воплощают в себе главную особенность характера персонажа. И поэтому Михаил Семенович из сильного и доброго становится постоянно ругающимся и недовольным.
Полицмейстера он называет мошенником, губернатора разбойником. Все у него нехороши, вруны и нечисты на руку. Но сам при этом, когда ему понадобилось, спокойно соврал председателю палаты о том, что продал каретника Михеева, хотя тот знал о его смерти.
Описывая его поместье, автор указывает, что все окружающие предметы гармонируют с характером хозяина. Обстановка крепкая и неуклюжая. Собакевич хорошо умеет считать свои деньги, поэтому следит за своими крепостными, но не в силу какого-то человеколюбия, а потому что они тоже его собственность, приносящая доход. Он единственный из всех сразу понял намерения Чичикова, совершенно им не удивился, а лишь увидел в этом деле свою выгоду и продал мертвых душ по самой высокой цене.
Не имеющий никаких интересов, кроме желания плотно поесть, ругающий все новое и непонятное, начиная с французской еды, и заканчивая немецкими докторами, Собакевич предстает на страницах поэмы, как еще один пример русского дворянского сословья.
В этом образе Гоголь собрал и показал всю косность, ограниченность русского общества. Не случайно он замечает, что и в Петербурге встречаются такие же люди, как его герой.
Характеристика помещика Собакевича
Помещик Собакевич один из главных персонажей, на которых Гоголь акцентировал свое внимание.
Автор описывает мужчину похожего на бурого медведя. Он большой и массивный. А жена Собакевича, высокая и худенькая, как соломинка. Они очень гармоничная пара.
Семенович, так называли его родственники, был отличным хозяином. Правда, глядя на его двор, можно было засомневаться, так как не все было идеально, как у других зажиточных помещиков, но все его строения, дома были высокими и прочными, а самое главное крепкими. Его поместье окружено толстым, крепким деревянным забором. В то время такой забор был показателем того, что люди живут богато.
Автор описывает героя как большого и неуклюжего человека. Сам по себе он не толстый, просто хорошо упитанный человек. Интерьер его дома больше напоминает берлогу бурого медведя. Большие и крепкие стулья, массивные кровати. Для него не важна красота мебели и интерьер комнат, для него важно в первую очередь функциональность. По всему дому висят огромные картины, в тяжелых деревянных рамах. На них изображены военные начальники, генералы. В доме все похоже на фактуру Собакевича от стула до кровати. Они такие же массивные, как и он сам. Сам по себе герой грубый, упертый и прямолинейный. Он не боится ни кого. Может сказать в лицо человеку, все, что он о нем думает.
Но в то же время он очень щедрый. Когда в дом приходит гость, хозяин накрывает волшебный стол. На пищи он не скупится, любит вкусно поесть. Собакевеч отличный собеседник.
Его хобби – это хозяйство. У него трудолюбивые крестьяне, с которыми он находит общий язык. Всех знает по именам, знает, кто умер, кто работал раньше. Крестьяне относятся к нему с большим уважением. Им нравится работать у такого человека. Людям приятно, что о них помнят и уважают. Каждый день Собакевич приходят к рабочим с самого утра, спрашивает как у кого дела. Если есть какие-то проблемы, он всегда рад помочь. Он очень дорожит людьми.
Собакевич хитрый помещик, он торгуется с Чичиковым, выторговывает за одну мертвую душу 100 рублей.
Этот герой не имеет души. Он прекрасно понимает, что Чичиков обманщик, так он и сам рад обогатится на этой сделки. Поэтому Собакевича можно назвать тоже обманщиком.
Вариант 4
В поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» перед читателями предстаёт целая галерея ярких, запоминающихся гротескных образов русских помещиков, безжалостно осмеянных силой великого сатирического таланта писателя. Одним из таких персонажей, которых посетил Павел Иванович Чичиков, стал помещик Михайло Семёнович Собакевич.
Описывая внешность Собакевича, автор сравнивает его с медведем. Крупный, грузный, крепкий, неуклюжий, он напоминает этого зверя и лицом, и повадками, и недюжинной силой. Манера передвигаться тоже была медвежьей – Собакевич умудрялся постоянно наступать всем на ноги. Даже имя у него соответствующее – Михайло. Характеризуя внешность этого героя, Гоголь отмечает, что он из тех, о ком говорят, что он «неладно скроен, да крепко сшит». То же самое можно сказать и о вещах, окружающих Собакевича. Его жилище напоминает берлогу, обставленную нескладной, но крепкой, добротной мебелью.
Такое же впечатление неуклюжести и добротной крепости оставляет хозяйство Собакевича. Его дом, хозяйственные постройки, избы крестьян – всё говорит о том, что Собакевич – хороший хозяин. Он умеет находить с крестьянами общий язык, знает об их проблемах и нуждах. Только всё это идёт у него не от доброты душевной. Михайло Семёнович умён и отлично понимает, что чем лучшие условия он создаст своим крепостным, тем лучше они будут работать и тем больший доход он может с этого получить. Ну а деньги ему нужны для удовлетворения своих плотских потребностей, главная из которых – любовь к сытной еде. Собакевич не только любит и умеет покушать сам, он, как хлебосольный хозяин, щедро угощает своих гостей, в чём имел возможность убедиться Павел Иванович.
О том, что Собакевич далеко не глуп, говорит тот факт, что он, единственный из всех помещиков, сразу понял намерения Чичикова и заломил за мёртвые души непомерную цену, как за живых людей. Составляя список мёртвых крепостных, Собакевич подробно описывал их характер, умения, привычки, что ещё раз подтверждает – Михайло Семёнович рачительный хозяин, хорошо знающий дело, которым он занимается.
Как известно, все фамилии персонажей в поэме Гоголя – «говорящие». О чём же говорит нам фамилия Собакевич? О том, что персонаж этот груб, вечно всем недоволен и склонен ругать городских чиновников, называя их «разбойниками», «мошенниками» и «христопродавцами». Среди них одного прокурора он считал порядочным человеком, да и тот, по его мнению, был свиньёй. Впрочем, тут, пожалуй, с Михаилом Семёновичем трудно не согласиться.
Сочинение 5
«Мертвые души» – поэма, написанная Н.В.Гоголем в первой половине 19 века. В произведение писатель отразил образы людей своего времени, наделив помещиков сатиристическими чертами, высмеивающими их пороки.
Собакевич Михайло Семеныч – помещик, «четвертый» продавец мертвых душ, к которому приехал Чичиков. Точный возраст Собакевича не известен, сообщается лишь, что он живет «пятый десяток». Внешне герой похож на медведя, его отличает крепкое телосложение и хорошее здоровье. Собакевич прямолинеен, он не обладает деликатностью и учтивостью. Обо всех соседях помещик отзывается плохо, редко когда о ком-то Собакевич может сказать что-то хорошее.
Поместье и дома в деревне сделаны из прочного дерева, они практичны и удобны, но в тоже время лишены всяких украшений. Собакевич считает, что главной задачей жилых построек является защита людей от ветра и дождя, эстетическая красота для помещика – излишество, лишенное смысла. Собакевич работает на равне со своим крестьянами, в отличие от других помещиков, он не видит ничего плохого в физическом труде. Для Собакевича это естественное занятие.
Собакевич женат, отношения внутри семьи складываются дружеские. С женой помещик мягок и нежен, насколько позволяет ему его характер. Также хорошие отношения у Собакевича с крестьянами, он знает каждого человека, живущего в деревне. О них он отзывается, как о хороших рабочих.
Среди привязанностей героя следует выделить его любовь к еде. Собакевич ценит простую пищу, призирает французскую кухню, с отвращением говорит о поедании лягушек и субпродуктов.
Собакевич хитрый расчетливый человек. О продаже мертвых душ Чичиков заговорил с ним «очень отдаленно». Однако помещик сразу понял всю выгоду сделки и назначил достаточно высокую цену. Заметив изумление Чичикова Михайло Семеныч начал рассказывать о мертвых крестьянах, как о замечательных работниках.
Нельзя сказать, что Собакевич строго отрицательный персонаж. В его образе присутствуют, как положительны, так и негативные черты. Однако, на мой взгляд, Собакевич, в отличие от Плюшкина, не является «омертвевшей» душой. Он заботится не только о себе и своем благосостоянии, но и о своих крестьянах.
Образ и характеристика Собакевича
Несколько интересных сочинений
Наверно, одной из наиболее важных тем, ради раскрытия которой великий русский писатель Лев Николаевич Толстой и создавал свой знаменитый роман-эпопею «Война и мир», является тема простого народа, его жизни, его уникальных традиций
Одним из главных произведений Уильяма Шекспира считается трагедия «Ромео и Джульетта». В произведении автор изобразил несколько основных персонажей. В трагедии автор описал агрессию, вражду и бессмысленность
Небольшой по размерам рассказ Ивана Сергеевича Тергенева «Муму» тревожит русских и зарубежных читателей и по сей день. Несмотря на то, что данная проблема была актуальна в середине девятнадцатого века, современные люди также читают
Многие русские писатели в своих произведениях отводили важную роль изображению « маленьких людей» в обществе, чтобы ярче показать аморальные устои высшего общества того времени, а также и беспринципность их взглядов
Образ Собакевича
От всех посещенных Павлом Ивановичем Чичиковым помещиков Собакевич отличается своей особой мощью и крепостью тела. Образ Собакевича в поэме «Мертвые души» легко воспринимается читателем: он груб, прямолинеен. Громоздкая фигура ни может быть не замеченной: под крепким телом скрывается низменная нищая душа стяжателя.
- Имя и фамилия помещика
- Взгляды на жизнь
- Образ помещика
Бонус
- Полезные ссылки
- Тест по произведению
Имя и фамилия помещика
Имя у персонажа – Михаил. Классик не мог назвать его по-другому: медведь Михаил. А вот с фамилией решил помудрить. В образе соединяются медвежья сила и собачья хватка, практичность хозяина леса и хитрый нрав домашнего сторожа. В обоих животных чувствуется дикость, напористость. Они легко вступают в драку и одерживают победу. Имя подтверждает первое впечатление при встрече. Перед читателем встает медведь.
Взгляды на жизнь
Медведь по натуре, помещик против просвещения. Он не видит смысла в культуре. Для чего быть образованным и верующим, что дает религия? Все, что не приносит дохода, не имеет цены.
Что для персонажа имеет ценность? Еда, сон и деньги.
Прием пищи – это целая система, образ жизни Собакевича. Для жены – ее основная задача. Если подойти к еде с математической точки зрения, можно испугаться в правильности подсчетов. Сначала удивит количество еды, затем количество времени, которое тратится на прием пищи. Столько съесть сможет редкий человек. Представить трапезу можно только вообразив, что Собакевич сказочный персонаж: половина бараньего бока, индюк ростом с теленка, ватрушки и множество различных блюд. Их даже представить на столе сложно, а не то что в животе среднего роста человека. Но все укладывается «комом в желудке» Собакевича, размеры которого неизвестны.
Михаил Семенович против иноземных блюд. Что по сравнению с русской кухней лягушачья лапка или устрица? На балу он один съедает осетра, не задумываясь о том, что кто-то тоже возможно хотел его попробовать. От огромного блюда остался один рыбий хвост.
Понятно, что плотная трапеза требует отдыха. Помещик предается сну. Гоголь показывает, что сытый медведь не меняет расположения духа, не добреет. Лицо человека, «наевшегося вдоволь», не становится мягким. Нет улыбки или умиления. Еда – это необходимость, цель, не меняющая эмоций.
Деньги, их преумножение – основное любимое занятие Собакевича. Они добавляют ему устойчивости, веры в себя и в свою правоту. Деньги – непросто материальный достаток, это смысл жизни, основная цель существования помещика. Чем богаче, тем дальше скрываются чувства, тем тверже медвежий характер, злее собачий нрав.
Образ помещика
Особенности образа персонажа ярче всего просматривается в сцене торгов. Чичиков пытается называть желаемую покупку словами, скрывающими ее суть. Собакевич называет вещи своими именами, он нисколько не удивлен. В его мире все продается и покупается. Дошла очередь и до умерших. Главное – не продешевить. Его прямолинейность пугает даже продавца. Помещик начинает тянуть переговоры, торговаться. Говоря кратко об образе Собакевича, следует подчеркнуть, что он не глуп. Помещик сразу понял, что гостю нужны души. Его задача – их продать подороже. Цинизм граничит с грубостью, невежественность с жадностью.
Помещик умудрился «смухлевать», обмануть. Он вносит в списки проданных «женскую душу» – Елизавета Воробей, надеясь, что Чичиков невнимательно отнесется к купчей.
Прозвище собакевича в поэме мертвые души. Собакевич (Мертвые души Гоголь)
Рассмотрим говорящие фамилии на примере пяти помещиков.
Описание всех пяти помещиков необходимо Гоголю для того, чтобы показать не только социальный аспект, но и различные типы человеческих характеров. Гоголь с потрясающей силой вскрыл паразитический характер существования владельцев крепостных крестьян. Сатира Гоголя часто окрашена иронией. Смех Гоголя кажется добродушным, но он никого не щадит.
Манилов – от “манить”, “манящий”. То есть Манилов – сентиментальный бесплодный мечтатель, и мечты его полностью оторваны от действительности. “Как хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост”.
Он ленив и слабоволен, занимается только прожектерством, но эти прожекты не воплощаются в жизнь. Сначала он кажется приятным человеком, но потом с ним становится смертельно скучно, потому что он не имеет собственного мнения и может только улыбаться и говорить банальные приторные фразы.
В Манилове нет живых желаний, той силы жизни, которая движет человеком, заставляет его совершать какие-то поступки. В этом смысле Манилов – мертвая душа, “ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан”. Он настолько типичный, серый, нехарактерный, что у него даже нет определенных склонностей к чему-либо, нет имени и отчества.
Коробочка пытается приспособиться к обстоятельствам, проявить хитрость, но она остается консервативной и примитивной (коробкой). “. По натуре помещица безмерно экономна и суеверна. Коробочка относится к тому типу женщин, которые могут плакаться на неурожай, но все же всегда припасут себе копеечку. Ее комод, кроме всякой чепухи, заполнен мешочками с деньгами.
Коробочка очень мелочна, ее заботит только ведение домашнего хозяйства, в нем она видит смысл жизни. Ее окружение Гоголь наделяет «звериными» фамилиями: Бобров и Свиньин, что лишний раз подчеркивает, что героиня увлечена только своим поместьем. И наиболее меткое высказывание о ней сказал Чичиков – “дубинноголовая».
Это качество Коробочка проявляет в ситуации, когда Чичиков пытается договориться с ней о продаже «мертвых душ». Героиня думает, что ее собеседник собрался выкапывать из могил мертвых крестьян. Она не торопится продавать свое «богатство», а вместо него старается подсунуть пеньку и мед.
Следующим помещиком, которого посетил Чичиков, был Собакевич. Его образ составлен Н. В. Гоголем из всего большого: большие сапоги, ватрушки «гораздо больше тарелки», «индюк ростом с теленка». Даже здоровье у этого персонажа богатырское. Благодаря таким описаниям автор добивается комического эффекта. Парадируя великие подвиги богатырей, Гоголь тем самым подчеркивает истинную сущность самого Собакевича, главными качествами которого можно назвать грубость и неуклюжесть.
Все предметы в доме такие же громоздкие и неповоротливые, как и их хозяин: стол, стулья, деревянное бюро — все как будто кричит: «И я тоже Собакевич!». По его мнению, все вокруг лжецы и последние мошенники. Ему совсем не важна человеческая душа, интерес для Собакевича состоит только в деньгах. Фамилия Собакевич напоминает о животном мире. И Гоголь подчеркивает животное начало персонажа (грех чревоугодия), сравнивая его с медведем.
Наиболее ярким персонажем поэмы является Ноздрев. Это образ заядлого кутилы. Автор иронизирует по поводу своего персонажа, говоря о нем, как о человеке «историческом». По отношению к своему герою Гоголь использует переносный смысл этого слова. «Историзм» Ноздрева в том, что он вечно попадает в какие-то истории: либо пьянствует в буфете, либо нещадно врет насчет якобы приобретенной лошади.
Гоголь сравнивает Ноздрёва с его же шарманкой, вернее, с неугомонной дудкой. Дудка (ноздря) в шарманке Ноздрева совершенно точно повторяет сущность хозяина, его бессмысленно-задорный нрав: “Уже Ноздрев давно перестал вертеть, но в шарманке была одна дудка очень бойкая, никак не хотевшая угомониться, и долго еще потом свистела она одна”.
Такой же заметной, «выдающейся» чертой характера героя является его наглость и скандальность. Ноздрев – разбитной, легкомысленный человек. Он легко проигрывает в карты, любит хвастаться и преувеличивать. Этот человек легко может предать, ему неизвестно такое понятие, как крепкая дружба.
И заключительный образ в галерее русских «мертвых душ» — это помещик по фамилии Плюшкин. Фамилия дается в переносном значении. Он больше напоминает не сдобную булку, а совершенно высохший сухарь. Также его фамилия напоминает о чем-то сплюснутом, потерявшем первоначальную форму. И действительно, этот герой у Гоголя потерял свой внутренний облик.
Об этом нам говорит писатель, передавая историю жизни Плюшкина. Этот герой олицетворяет полное омертвение человеческой души. В его образе автор показывает гибель яркой и сильной личности, поглощенной страстью скупости: “Прореха на человечестве”. Этот персонаж является символом упаднического настроения и загнивания всего живого. Дом говорит за своего хозяина: хлеб в кладовых гниет, ворота и ограда покрыты плесенью, а крыши в избах совсем прохудились.
Итак, Гоголь умело оперирует приёмом “говорящие” фамилии. С их помощью он высмеивает помещиков, более точно изображает их нрав, детально характеризует их личность. Все фамилии персонажей способствуют развитию общей идеи произведения, выражают авторское отношение к героям.
Заключение
Имена и фамилии героев часто имеют определенное значение в художественных произведениях, несут определенную смысловую нагрузку, проясняя авторскую позицию, идею произведения, задавая проблематику и мотивы.
Верность гипотезы, что «говорящие» фамилии – это отличный приём для раскрытия как положительных, так и отрицательных образов, который помогает увидеть сущность и характер героев с первых страниц произведения, доказана. Выбор фамилии отражает субъективное отношение автора к создаваемому литературному персонажу.
Зачастую фамилия раскрывает характер героя, тип личности, поэтому можно утверждать, что наша гипотеза подтвердилась: при создании литературно-художественного текста важную роль играют «говорящие» фамилии, помогающие раскрыть характеры героев, идейный замысел автора. Они являются неотъемлемыми составляющими стиля и языка писателя, тесно связаны с темой произведения, взглядами автора, а также характерами героев и сутью создаваемых образов.
Считаю, что мой проект имеет практическую значимость. Материалы исследования могут быть использованы на уроках литературы, а также на дополнительных занятиях и внеклассных мероприятиях.
Список использованной литературы
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. 4 т. – М.: «Русский язык», 1974.
- Морозова М.Н. Имена собственные русского языка (географические названия) / М.Н. Морозова – М.: МГУ, 1977.
- Никонов В.А. «География фамилий».- Наука, М., 1988.
- Никонов В.А. Имена персонажей. – В кн.: «Поэтика и стилистика русской литературы». – Л., Наука, 1981.
- Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: АЗЪ, 1993.
- Селищев, А. М. Текст. Происхождение русских фамилий, личных имен и прозвищ // Избранные труды А. М. Селищева. М.: Просвещение, 1968. (Перепечатка работы 1948 г.).
- Суперанская А.В., Суслова А.В. Современные русские фамилии. – М.: Наука, 1984.
- Унбегаун Б.О. Русские фамилии / Б.О. Унбегаун. – М.: Прогресс, 1989. – 443с.
- Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка / Д.Н. Ушаков. – М.: изд. АСТ. – 2004.
- Фасмер М. Этимологический словарь русского языка, пер. с нем. Т. 1-4 / М. Фасмер. – М.: Прогресс, 1964- 1973.
- Школьный толковый словарь // А.А. Семенюк, М.А. Матюшина.- ООО «Русское слово-учебник», М., 2012.
- Электронный ресурс – Поисковик по фамилиям.
Приложение 1. Словарь «говорящих» фамилий
(Д.И. Фонвизин «Недоросль», А.С. Грибоедов «Горе от ума», Н.В. Гоголь «Мертвые души»)
Вороной-Дряной (Н.В.Гоголь «Мертвые души»)
Вральман (Д.И. Фонвизин «Недоросль»)
Горич (А.С.Грибоедов «Горе от ума»)
Загорецкий (А.С.Грибоедов «Горе от ума»)
Коробочка (Н.В.Гоголь «Мертвые души»)
Кутейкин (Д.И. Фонвизин «Недоросль»)
Манилов (Н.В. Гоголь «Мертвые души»)
Милон (Д.И. Фонвизин «Недоросль»)
Молчалин (А.С.Грибоедов «Горе от ума»)
Ноздрев (Н.В. Гоголь «Мертвые души»)
Плюшкин (Н.В. Гоголь «Мертвые души»)
Правдин (Д.И. Фонвизин «Недоросль»)
Простаков (Д.И. Фонвизин «Недоросль»)
Репетилов (А.С.Грибоедов «Горе от ума»)
Скалозуб (А.С.Грибоедов «Горе от ума»)
Скотинин (Д.И. Фонвизин «Недоросль»)
Скудронжогло (Н.В. Гоголь «Мертвые души»)
Собакевич (Н.В. Гоголь «Мертвые души»)
Стародум (Д.И. Фонвизин «Недоросль»)
Тугоуховский (А.С.Грибоедов «Горе от ума»)
Фамусов (А.С.Грибоедов «Горе от ума»)
Хлёстова (А.С.Грибоедов «Горе от ума»)
Хрюмина (А.С.Грибоедов «Горе от ума»)
Цифиркина (Д.И. Фонвизин «Недоросль»)
Чацкий (А.С.Грибоедов «Горе от ума»)
Чичиков (Н.В. Гоголь «Мертвые души»)
Источники:
https://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/gogol/obraz-sobakevicha-v-poehme-mertvye-dushi-gogolya
https://obrazovaka.ru/sochinenie/mertvye-dushi/obraz-sobakevicha.html
https://obuchonok.ru/node/5335