9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Реализм в литературе кратко. Предпосылки возникновения критического реализма в европе

Что такое критический реализм? Черты реализма. Критический реализм 19 века

Стиль, хоть и зародился в Западной Европе, получил широкое распространение в России. Им восторгались и при Советском Союзе, считая предшественником социального реализма. Данное направление подарило миру множество талантов, ставших легендами своего времени.

Истоки

Пресытившись романтическими настроениями, писатели, художники и философы уже в эпоху Просвещения начинают все чаще обращаться к реалиям современности.

Французский писатель Флобер уже не ищет романтики в человеческой сущности, он показывает только саму суть жизни, без художественного приукрашивания.

Девятнадцатый век

Начал формироваться критический реализм в литературе в двадцатых годах девятнадцатого века, а расцвет его припал на сороковые. Из года в год к списку известных деятелей культуры и искусства данного направения добавлялись новые имена. Появлялось все больше поклонников.

Самые яркие представители критического реализма: Флобер, Бальзак, Стендаль, Бронте, Диккенс, Гейне, Достоевский, Чехов.

После возвышенной романтики произведения этих гениев звучали как вызов всему обществу. И население сначала так и восприняло его. Писателей ругали, они вызывали возмущения. Многие подвергались гонению, их отказывались печатать.

Новизна реализма

Откровенные рассказы и картины повергали в шок. То, на что раньше закрывали глаза, всплыло наружу.

Критический реализм 19 века обнажил человеческую сущность. Он подал ее такой, как она есть на самом деле, со всеми недостатками.

Этот стиль быстро смешался с психологией и стал основой для судьбоносных открытий в этой и других науках.

Ушедшее время

Пафос эпохи Возрождения отошел на задний план. Однако просвещение и романтизм так сильно повлияли на реализм, что все писатели, поэты, художники того времени продолжали верить, что добро победит зло, в какие бы рамки, уловия и обстоятельства оно ни было заключено.

Во время революции 1789-1794 годов наука возвысилась над религиозными постулатами. Буржуазия становится доминирующей прослойкой населения. Ей хочется перемен в обществе. Она начинает открывать школы, читать книги, изучать языки и точные науки.

С расцветом реализма появляются идеи марксизма. Он влияет на стиль по-своему, привнося в него дух революции, мятежа. Класс рабочих теперь становится центральным.

Россия

Реализм в этой стране сразу же прижился. Он достиг небывалых высот в Российской Империи. Искусство реализма стало не только любимым в самом государстве, но и показательным для всех остальных. Его признавали во всем мире. Классиками данного направления из России восторгались далеко за ее пределами.

Русские идеологи

Это течение приобрело различные формы и знаменитых последователей. Главным представителем реализма, который находился у его истоков, был Александр Сергеевич Пушкин. Именно он впервые начал писать о крестьянских судьбах, жизни различных сословий.

Пушкин стал революционером. Он преобразил собой некогда отстающую литературу. После Александра Сергеевича был Гоголь, сочетавший мистицизм и критический реализм с большим умением. Благодаря этим двум видным литературным фигурам появилось целое направление под названием “Натуральная школа”.

На мировую сцену вышли два самых известных представителя данного стиля. Лев Николаевич Толстой, который прославил свое имя остросоциальными романами, и Федор Михайлович Достоевский с психологическими драмами. Последним восхищался Ницше, создав модель «сверхчеловека» под впечатлением от произведения «Братья Карамазовы».

Оба писателя делали акцент на уникальности человеческой души. Они искали причины поступков собственных героев, и с особым эстетизмом изображали их.

Последними реалистами в России можно назвать Бунина и Куприна. После них, на смену им, пришел социальный реализм. Наступила новая эпоха. На Западе стиль развивался и дальше. Он подвергался влиянию других течений, видоизменялся.

Реализм в живописи

Новый стиль затронул все грани искусства. Не осталась в стороне и живопись. Художники принялись постигать глубины человеческой сущности, а затем изображать ее на бумаге.

Поскольку главными чертами этого стиля в России стали принципы борьбы за свободу и равенство, то старались рисовать бедных людей. Критический реализм в живописи быстро стал любимым течением всех жителей страны.

В 1863 году возникла “Санкт-Петербургская артель художников”, а в 1970 г. была переименована в “Товарищество передвижных художественных выставок”. В состав входило 14 выдающихся живописцев с общими интересами, которые покинули императорскую Академию художеств в знак протеста.

Они называли себя передвижниками. К ним относились Репин, Шишкин, Саврасов, Перов, Суриков, Серов, Левитан и многие другие замечательные художники. Идейным руководителем долгие годы был Крамской.

Они несли с собой реализм в живописи, создавая пейзажи, исторические картины, портреты. В своем творчестве изображали современную им жизнь трудового народа России.

В начале двадцатого века окончательно окрепли все традиции данного стиля. Тогда трудились художники Иванов, Коровин, Серов.

Их картины стали промежуточным этапом от критического к социалистическому стилю. В советские времена реализм получил новое дыхание и стал самым популярным течением в искусстве.

Русская литература

В начале девятнадцатого века кризис переживали Просвещение и Романтизм. Субъективность быстро уходила из моды. Реальность интересовала все больше молодое поколение представителей искусства.

Только после выступления рабочего класса писатели задумались о его жизни. Они начинают критиковать и глубоко возмущаться крепостными законами и вместе с тем восхвалять стойкость человеческой души, которая не согнулась под тяжестью жизненного бремени.

Главными героями становятся обычные люди из низших социальных слоев. Им не обязательно обладать лишь положительными качествами. Реалисты допускают, что в человеке есть не только добродетель, но и пороки.

Главные темы стиля

Литература начала тесно взаимодействовать с обычной жизнью. Многие реалисты начали упиваться безобразным, прославляя его.

Нравы, царившие в то время, стали поддаваться отчаянной критике. На поверхности оказывается ужасные условия жизни крепостных, нищих, складывая главные черты реализма.

Одним из главных, характерных для этого стиля образом стал богатый пресытившийся аристократ. У него всегда есть все, что он хочет, и достает он это любым путем.

Острой критике поддаются и религиозные фанатики. Схоластическое воспитание отбрасывается далеко назад. Прогресс становится главной идеей, основным стремлением героев.

Яркие представители заграничной литературы того времени – Шиллер и Гете – поддерживают идеи буржуазии в борьбе за собственные права, а также наций за независимость.

Герой того времени

Реалисты описывают в своих работах будни обычного человека. Салтыков-Щедрин, Чехов не боятся показать того, как жизнь может обретать трагические обороты, испытывая главных героев.

Для реалистов 19 века в России было характерным показывать все конфликты и противоречия общества. Точно так же, как действительность постоянно двигалась, а не была константой, эволюционировали и герои.

После расцвета в период романтики поэзия начала уходить в небытие. На ее место пришли драматургия и народный эпос.

Жанр комедии перестал принадлежать к романтике, а начал освещать и социальные аспекты. Новую жизнь вдохнул в него Гоголь с романом «Ревизор». Любовная тема в нем практически не показана, зато нелепость устаревших социальных норм и правил становится основной линией. Главная тема – весь ужас распространенной на то время системы взяточничества и казнокрадства.

Читать еще:  Церковь сергия, что в крапивниках. Храм сергия радонежского в рогожской слободе

Русский критический реализм в стране того времени становится народным. Интеллигенция борется за права и свободы бедных.

Критический реализм в России

Основатель реализма в России, Пушкин позаимствовал свои идеи от движения декабристов. Его герои не пытаются отстраниться от социальных и политических событий. Они напрямую связаны с ними, вовлечены в пучину происходящего.

Поэт переживает за угнетения других людей. Он видит все, что происходит с бедными. Будучи вхожим в высшие круги общества, Пушкин оставался верен идеям равенства всех людей.

Александр Сергеевич оставался гуманистом до конца жизни. К нему гуманизм пришел еще во время написания «Бориса Годунова».

Идеи Пушкина поддержал Николай Васильевич Гоголь. Основное его реалистическое произведение – «Мертвые души». Он с жаром начинает критику действительности того времени. Гоголь старается расшатать закостенелые, отмирающие и статичные устои. С помощью комедийного жанра писатель высмеивает нелепости отсталого общества.

Сам начав с романтики, в сороковые годы он нещадно ее критикует. Не скрывает писатель того, что был таким же.

Новый виток в развитии реализма делает Тургенев с книгой «Записки охотника». Он старается делать акцент на современной истории, привнося в нее субъективные черты.

Роман «Отцы и дети» поднимает конфликт поколений на свет. В одной книге показаны почти все социальные сословия, политические позиции, пороки общества.

Критический реализм своими главными чертами схож в любой точке мира. Главные герои – правдолюбы. Они хотят изменить мир. Каждый день сталкиваются с суровой реальностью. При этом не теряют оптимизм до последнего вздоха. Нередко их судьбы обрываются достаточно трагическим образом. Писатели этого стиля старались чему-то научить читателей. Открыть глаза на мир. Добиться изменений в сознании.

Им это удавалось. Критический реализм порождал социальные движения, борьбу за свободу. Русские сподвижники этого стиля подготовили фундамент к поединку за права рабочего класса.

Предпосылки возникновения критического реализма в Европе

В конечном итоге все эти заметные сдвиги в литературном процессе – смена романтизма критическим реализмом или, по меньшей мере, выдвижение критического реализма на роль направления, представляющего основную линию литературы,- определялись вступлением буржуазно-капиталистической Европы в новую фазу своего развития.

Важнейшим новым моментом, характеризующим теперь расстановку классовых сил, был выход рабочего класса на самостоятельную арену общественно-политической борьбы, освобождение пролетариата от организационной и идеологической опеки левого крыла буржуазии.

Июльская революция, свергнувшая с трона Карла X – последнего короля старшей ветви Бурбонов,- положила конец режиму Реставрации, сломила господство Священного союза в Европе и оказала существенное влияние на политический климат Европы (революция в Бельгии, восстание в Польше).

Европейские революции 1848-1849 гг., охватившие почти все страны континента, стали важнейшей вехой общественно-политического процесса XIX в. События конца 40-х годов знаменовали окончательное размежевание классовых интересов буржуазии и пролетариата. Помимо непосредственных откликов на революции середины века в творчестве ряда революционных поэтов, общая идеологическая атмосфера после поражения революции отразилась и на дальнейшем развитии критического реализма (Диккенс, Теккерей, Флобер, Гейне), и на ряде других явлений, в частности на формировании натурализма в европейских литературах.

Литературный процесс второй половины века при всех осложняющих обстоятельствах послереволюционного периода обогащается новыми достижениями. Закрепляются позиции критического реализма в славянских странах. Начинают свою творческую деятельность такие великие реалисты, как Толстой и Достоевский. Критический реализм формируется в литературах Бельгии, Голландии, Венгрии, Румынии.

Общая характеристика реализма 19 века

Реализм – понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота ее художественного познания.

Ведущие принципы реализма 19-20 вв.:

1. воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т. е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей);

2. Объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала;

3. предпочтение в способах изображения «форм самой жизни», но наряду с использованием, особенно в 20 в., условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска);

4. преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (особенно — к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового, мифологизированного сознания).

Среди крупнейших представителей реализма в различных видах искусства 19-20 вв. — Стендаль, О. Бальзак, Ч. Диккенс, Г. Флобер, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, М. Твен, А. П. Чехов, Т. Манн, У. Фолкнер, А. И. Солженицын, О. Домье, Г. Курбе, И. Е. Репин, В. И. Суриков, М. П. Мусоргский, М. С. Щепкин, К. С. Станиславский.

Итак, применительно к литературе XIX в. реалистическим следует считать только то произведение, которое отображает сущность данного социально-исторического явления, когда персонажи произведения несут в себе типичные, собирательные черты той или иной социальной прослойки или класса, а условия, в которых они действуют, являются не случайным плодом фантазии писателя, а отражением закономерностей социально-экономической и политической жизни эпохи.

Впервые характеристика критического реализма была сформулирована Энгельсом в апреле 1888 г. в письме к английской писательнице Маргарет Гаркнесс в связи с ее романом «Городская девушка». Высказывая ряд дружеских пожеланий относительно этого произведения, Энгельс призывает свою корреспондентку к правдивому, реалистичному изображе-нию жизни. Суждения Энгельса содержат в себе основополагающие поло-жения теории реализма и поныне сохраняют свою научную актуальность.

«На мой взгляд,- говорит Энгельс в письме писательнице,- реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивость в воспроизведении типичных характеров в типичных обстоятельствах». [Маркс К., Энгельс Ф. Избранные письма. М., 1948. С. 405.]

Типизация в искусстве не была открытием критического реализма. Искусству всякой эпохи на основе эстетических норм своего времени в соответствующих художественных формах дано было отразить характерные или, как иначе стали говорить, типичные черты современности, присущие персонажам художественных произведений, в тех условиях, в которых эти персонажи действовали.

Типизация же у критических реалистов представляет более высокую степень этого принципа художественного познания и отражения действительности, нежели у их предшественников. Она выражается в сочетании и органической взаимосвязи типичных характеров и типичных обстоятельств. В богатейшем арсенале средств реалистической типизации отнюдь не последнее место занимает психологизм, т. е. раскрытие сложного духовного мира – мира мыслей и чувств персонажа. Но духовный мир героев критических реалистов социально детерминирован. Такой принцип построения характеров и определил более глубокую степень историзма у критических реалистов по сравнению с романтиками. Однако характеры у критических реалистов менее всего походили на социологические схемы. Не столько внешняя деталь в описании персонажа – портрет, костюм, сколько его психологический облик (здесь непревзойденным мастером был Стендаль) воссоздает образ глубоко индивидуализированный.

Именно так строил Бальзак свое учение о художественной типизации, утверждая, что наряду с основными [28] чертами, присущими многим людям, представляющим тот или иной класс, ту или иную социальную прослойку, художник воплощает неповторимые индивидуальные черты отдельной конкретной личности как в его внешнем облике, в индивидуализированном речевом портрете, особенностях одежды, походки, в манерах, жестах, так и в облике внутреннем, духовном.

Читать еще:  На всякого довольно простоты. На всякого мудреца довольно простоты (премьера)

Реалисты XIX в. при создании художественных образов показывали героя в развитии, изображали эволюцию характера, которая определялась сложным взаимодействием личности и общества. Этим они резко отличались от просветителей и романтиков.

Искусство критического реализма ставило своей задачей объективное художественное воспроизведение действительности. Писатель-реалист основывал свои художественные открытия на глубоком научном изучении фактов и явлений жизни. Поэтому произведения критических реалистов являются богатейшим источником сведений об описываемой ими эпохе.

Реализм в литературе кратко. Предпосылки возникновения критического реализма в европе

В 30-х годах XIX в. значительное распространение в литературе и искусстве приобретает реализм. Развитие реализма в первую очередь связано с именами Стендаля и Бальзака во Франции, Пушкина и Гоголя в России, Гейне и Бюхнера в Германии. Реализм развивается первоначально в недрах романтизма и несет на себе печать последнего; не только Пушкин и Гейне, но и Бальзак переживают в юности сильное увлечение романтической литературой. Однако в отличие от романтического искусства реализм отказывается от идеализации действительности и связанного с ней преобладания фантастического элемента, а также от повышенного интереса к субъективной стороне человека. В реализме преобладает тенденция к изображению широкого социального фона, на котором протекает жизнь героев (“Человеческая комедия” Бальзака, “Евгений Онегин” Пушкина, “Мертвые души” Гоголя и т. д.). Глубиной понимания социальной жизни художники-реалисты иногда превосходят философов и социологов своего времени.

Этапы развития реализма XIX века

Формирование критического реализма происходит в европейских странах и в России практически в одно и то же время – в 20 – 40-е годы XIX века. В литературах мира он становится ведущим направлением.

Правда, это одновременно означает, что литературный процесс этого периода несводим только в реалистической системе. И в европейских литературах, и – в особенности – в литературе США в полной мере продолжается деятельность писателей-романтиков. Таким образом, развитие литературного процесса идет во многом через взаимодействие сосуществующих эстетических систем, и характеристика как национальных литератур, так и творчества отдельных писателей предполагает обязательный учет этого обстоятельства.

Говоря о том, что с 30 – 40-х годов ведущее место в литературе занимают писатели-реалисты, невозможно не отметить, что сам реализм оказывается не застывшей системой, а явлением, находящимся в постоянном развитии. Уже в пределах XIX века возникает необходимость говорить о «разных реализмах», о том, что Мериме, Бальзак и Флобер в равной мере отвечали на основные исторические вопросы, которые им подсказывала эпоха, и в то же время их произведения отличаются и различным содержанием и своеобразием формы.

В 1830 – 1840-х годы в творчестве европейских писателей (прежде всего – Бальзака) проявляются наиболее примечательные черты реализма как литературного направления, дающего многогранную картину действительности, стремящегося к аналитическому исследованию действительности.

Литература 1830 – 1840-х годов питалась во многом утверждениями о привлекательности самого века. Любовь к XIX веку разделяли, например, Стендаль и Бальзак, не перестававшие удивляться его динамизму, многообразию и неисчерпаемо энергии. Отсюда и герои первого этапа реализма – деятельные, с изобретательным умом, не боявшиеся столкновения с неблагоприятными обстоятельствами. Эти герои во многом были связаны с героической эпохой Наполеона, хотя воспринимали двуликость его, вырабатывали стратегию своего личного и общественного поведения. Скотт и его историзмом вдохновляет героев Стендаля на поиски своего места с жизни и истории путем ошибок и заблуждений. Шекспир заставляет Бальзака сказать о романе «Отец Горио» словами великого англичанина «Все – правда» и увидеть в судьбе современного буржуа отголоски суровой судьбы короля Лира.

Реалисты второй половины XIX века будут упрекать своих предшественников в «остаточном романтизме». С подобным упреком трудно не согласиться. Действительно, романтическая традиция весьма ощутимо представлена в творческих системах Бальзака, Стендаля, Мериме. Не случайно Сент-Бев называл Стендаля «последним гусаром романтизма». Черты романтизма обнаруживаются

– в культе экзотики (новеллы Мериме типа «Маттео Фальконе», «Кармен», «Таманго» и др.);

– в пристрастии писателей к изображению ярких индивидуальностей и исключительных по своей силе страстей (роман Стендаля «Красное и черное или новелла «Ванина Ванини»);

– в пристрастии к авантюрным сюжетам и использованию элементов фантастики (роман Бальзака «Шагреневая кожа» или новелла Мериме «Венера Ильская»);

– в стремлении четко разделить героев на отрицательных и положительных – носителей авторских идеалов (романы Диккенса).

Таким образом, между реализмом первого периода и романтизмом существует сложная «родственная» связь, проявляющаяся, в частности, в наследовании характерных для романтического искусства приемов и даже отдельных тем и мотивов (тема утраченных иллюзий, мотив разочарования и т.п.).

В отечественной историко-литературной науке «революционные события 1848 года и последовавшие за ними важные изменения в социально-политической и культурной жизни буржуазного общества» принято считать тем, что делит «реализм зарубежных стран XIX века на два этапа – реализм первой и второй половины XIX века» («История зарубежной литературы XIX века / Под ред Елизаровой М.Е. – М., 1964). В 1848 году народные выступления превратились в серию революций, прокатившихся по всей Европе (Франция, Италия, Германия, Австрия и др.). Эти революции, а также беспорядки в Бельгии и Англии проходили по «французскому образцу», как демократические протесты против классово-привилегированного и не отвечающего потребностям времени правления, а также под лозунгами социальных и демократических реформ. В целом 1848 год ознаменовал единый огромный переворот в Европе. Правда, в результате его повсюду к власти пришли умеренные либералы или консерваторы, кое-где даже установилась более жестокая авторитарная власть.

Это вызвало всеобщее разочарование в результатах революций, и, как следствие этого, пессимистические настроения. Многие представители интеллигенции разочаровались в массовых движениях, активных выступлениях народа на классовой основе и перенесли свои основные усилия в частный мир личности и личностных отношений. Тем самым общий интерес был направлен на отдельную личность, важную саму по себе, и лишь во вторую очередь – на взаимоотношения ее с другими личностями и окружающим миром.

Вторая половина XIX века традиционно считается «триумфом реализма». К этому времени реализм в полный голос заявляет о себе в литературе не только Франции и Англии, но и ряда других стран – Германии (поздний Гейне, Раабе, Шторм, Фонтане), России («натуральная школа», Тургенев, Гончаров, Островский, Толстой, Достоевский), и т.п.

В то же время с 50-х годов начинается новый этап в развитии реализма, который предполагает новый подход к изображению и героя и окружающего его общества. Социальная, политическая и нравственная атмосфера второй половины XIX века «повернула» писателей в сторону анализа человека, которого трудно назвать героем, но в судьбе и характере которого преломляются основные приметы эпохи, выраженные не в крупном деянии, значительном поступке или страсти, спрессованно- интенсивно передающих глобальные сдвиги времени, не в масштабном (как в социальном, так и психологическом) противостоянии и конфликте, не в доведенной до предела типичности, часто граничащей к исключительностью, а в будничной, обыденной каждодневной жизни. Писатели, начавшие работать в это время, как и те, кто вошел в литературу раньше, но творил в указанный период, например, Диккенс или Теккерей, безусловно, ориентировались уже на иную концепцию личности. В романе Теккерея «Ньюкомбы» акцентируется специфика «человековедения» в реализме этого периода – необходимость понимания и аналитического воспроизведения разнонаправленных тонких душевных движений и непрямолинейных, не всегда проявленных социальных связей: «Трудно даже представить себе, сколько разных причин определяет каждый наш поступок или пристрастие, как часто, анализируя свои побуждения, я принимал одно за другое…». Эта фраза Теккерея передает, пожалуй, главную особенность реализма эпохи: все сосредоточивается на изображении человека и характера, а не обстоятельств. Хотя последние, как и должно в реалистической литературе «не исчезают», но их взаимодействие с характером приобретает иное качество, связанное с тем, что обстоятельства перестают быть самостоятельными, они все более и более характерологизируются; их социологическая функция теперь более имплицитна, чем это было у того же Бальзака или Стендаля.

Читать еще:  Русское лото 19 11 1154 тираж. Больше шансов выиграть и рекордный джекпот

Из-за изменившейся концепции личности и «человекоцентризма» всей художественной системы (причем «человек – центр» вовсе не обязательно был положительным героем, побеждающим социальные обстоятельства или гибнущим – морально или физически – в борьбе с ними) может создаться впечатление, будто писатели второй половины века отказались от основного принципа реалистической литературы: диалектического понимания и изображения взаимосвязей характера и обстоятельств и следования принципу социально – психологического детерминизма. Тем более, что у некоторых наиболее ярких реалистов этого времени – Флобера, Дж. Элиот, Троллота – в том случае, когда говорится об окружающем героя мира, появляется термин «среда», нередко воспринимаемый более статично, чем понятие «обстоятельства».

Анализ произведений Флобера и Дж. Элиот убеждает в том, что эта «застолбленность» среды нужна художникам прежде всего для того, чтобы описание окружающей героя обстановки было более пластичным. Среда нередко повествовательно существует во внутреннем мире героя и через него, приобретая иной характер обобщения: не плакатно-социологизированный, а психологизированный. Это создает атмосферу большей объективности воспроизводимого. Во всяком случае с точки зрения читателя, который больше доверяет такому объективированному повествованию об эпохе, так как воспринимает героя произведения близким себе человеком, таким же, как он сам.

Писатели указанного периода нисколько не забывают еще об одной эстетической обстановке критического реализма – объективности воспроизводимого. Как известно, Бальзак был настолько озабочен этой объективностью, что искал способы сближения литературного знания (понимания) и научного. Эта идея пришлась по душе многим реалистам второй половины века. К примеру, Элиот и Флобер много размышляли об использовании литературой научных, а значит, как им казалось, объективных приемов анализа. Особенно много об этом думал Флобер, который понимал объективность как синоним бесстрастности и беспристрастности. Однако это было веяние всего реализма эпохи. Тем более, что творчество реалистов второй половины XIX века пришлось на период взлета в развитии естественных наук и расцвета экспериментаторства.

В истории науки это был важный период. Бурно развивалась биология (в 1859 году была опубликована книга Ч.Дарвина «Происхождение видов»), физиология, происходило становление психологии как науки. Широкое распространение получила философия позитивизма О. Конта, сыгравшая позднее важную роль в развитии натуралистической эстетики и художественной практики. Именно в эти годы предпринимаются попытки создать систему психологического понимания человека.

Однако, и на этом этапе развития литературы характер героя не мыслится писателем вне социального анализа, хотя последний приобретает несколько иную эстетическую сущность, отличную от той, которая была свойственная Бальзаку и Стендалю. Безусловно, что в романах Флобера. Элиот, Фонтане и некоторых других бросается в глаза «новый уровень изображения внутреннего мира человека, качественно новое мастерство психологического анализа, заключающееся в глубочайшем раскрытии сложности и непредвиденности человеческих реакций на действительность, мотивов и причин человеческой деятельности» (История всемирной литературы. Т.7. – М.,1990).

Очевидно, что писатели этой эпохи резко изменили направление творчества и повели литературу (и роман в частности) в сторону углубленного психологизма, а в формуле «социально-психологический детерминизм» социальное и психологическое как бы поменялось местами. Именно в этом направлении сконцентрированы основные достижения литературы: писатели начали не просто рисовать сложный внутренний мир литературного героя, а воспроизводить хорошо отлаженную, продуманную психологическую «модель характера», в ней и в ее функционировании художественно соединяя психолого-аналитическое и социально-аналитическое. Писатели обновили и оживили принцип психологической детали, ввели диалог с глубоким психологическим подтекстом, нашли повествовательные приемы для передачи «переходных», противоречивых духовных движений, которые ранее были недоступны литературе.

Это вовсе не означает, что реалистическая литература отказалась от социального анализа: социальная основа воспроизводимой реальности и реконструируемого характера не исчезла, хотя и не довлела над характером и обстоятельствами. Именно благодаря писателям второй половины XIX века литература стала находить непрямые способы социального анализа, в этом смысле продолжив серию открытий, сделанных писателями предшествующих периодов.

Флобер, Элиот, братья Гонкуры и др. «научили» литературу выходить на социальное и то, что свойственно эпохе, характеризует ее социальные, политические, исторические и нравственные начала, через обыденное и повседневное существование ординарного человека. Социальная типизация у писателей второй половины века – типизация «массовидности, повторяемости» (История всемирной литературы. Т.7. – М.,1990). Она не столь ярка и очевидна, как у представителей классического критического реализма 1830 – 1840 -х годов и чаще всего проявляется через «параболу психологизма», когда погружение во внутренний мир персонажа позволяет в конечном счете погрузиться в эпоху, в историческое время, каким его видит писатель. Эмоции, чувства, настроения носят не надвременной, а конкретно-исторический характер, хотя аналитическому воспроизведению подвергается прежде всего обыденное повседневное существование, а не мир титанических страстей. При этом писателями нередко даже абсолютизировались серость и убогость жизни, тривиальность материала, негероичность времени и персонажа. Именно поэтому, с одной стороны, это был период антиромантический, с другой – период тяги к романтическому. Такой парадокс, например, характерен для Флобера, Гонкуров, Бодлера.

Есть и еще один важные момент, связанный с абсолютизацией несовершенства человеческой природы и рабской подчиненности обстоятельствам: нередко писатели воспринимали негативные явления эпохи как данность, как нечто непреодолимое, а то и трагически роковое. Поэтому в творчестве реалистов второй половины XIX века так сложно выражено положительное начало: проблема будущего их интересует мало, они находятся «здесь и сейчас», в своем времени, осмысливая его предельно нелицеприятно, как эпоху, если и достойную анализа, то критического.

Как уже отмечалось ранее, критический реализм является литературным направлением мирового масштаба. Примечательное чертой реализма становится также то, что он имеет длительную историю. В конце XIX и в XX веках всемирную известность получило творчество таких писателей как Р.Роллан, Д.Голусорси, Б.Шоу, Э.М.Ремарк, Т.Драйзер и другие. Реализм продолжает свое существование вплоть до настоящего времени, оставаясь важнейшей формой мировой демократической культуры.

Источники:

https://www.syl.ru/article/166907/new_chto-takoe-kriticheskiy-realizm-chertyi-realizma-kriticheskiy-realizm-veka
https://studbooks.net/766714/literatura/predposylki_vozniknoveniya_kriticheskogo_realizma_evrope
https://www.sites.google.com/site/pisatelirealisty/home/istoria-razvitia-realizma

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]