Русский живописный авангард. Что такое авангард? Роль российского авангарда в истории
РУССКИЙ АВАНГАРД
Русская философия: словарь. — М.: Республика . Под общ. ред. М. А. Маслина / В. В. Сапов . 1995 .
Смотреть что такое “РУССКИЙ АВАНГАРД” в других словарях:
Русский авангард — У этого термина существуют и другие значения, см. Русский авангард (значения). Чёрный супрематический квадрат. Казимир Малевич. 1915 … Википедия
Русский авангард — широкое, разнородное и противоречивое направление, развивавшееся в России с 1910 по 1932 г. и включавшее в себя множество течений и теорий абстрактного, нефигуративного и беспредметного искусства. Возник под влиянием фр. кубизма (П. Пикассо, Ж … Русская Философия. Энциклопедия
Русский авангард (значения) — Русский авангард явление в искусстве, зародившееся и процветавшее в России с 1890 по 1930 год. Второй русский авангард условное название направление в русском искусстве в СССР середины 1950 х конца 1980 х годов Русский авангард (фонд) Фонд… … Википедия
Второй русский авангард — (иногда тж. Вторая волна русского авангарда) движение в русском искусстве, в первую очередь в изобразительном искусстве и поэзии, началом которого считается середина 1950 х годов, а завершением конец 1980 х. Его рождение связывается с … Википедия
Русский фашизм — Русский фашизм период развития русского национализма в 1930 40 е годы, характеризующийся симпатией итало немецкому фашизму, а также ярко выраженным антикоммунизмом и антисемитизмом. Русский фашизм был распространён среди белоэмигрантских… … Википедия
АВАНГАРД — АВАНГАРД (франц. avant garde передовой отряд) категория, означающая в современной эстетике и искусствознании совокупность многообразных новаторских движений и направлений в искусстве 1 й пол. 20 в. В России его впервые употребил (в негативно… … Философская энциклопедия
АВАНГАРД — термин, обозначающий совокупность пестрых и многообразных новаторских, революц., бунтарских движений и направлений в худож. культуре 20 в. Авангардные явления характерны для всех переходных этапов в истории худож. культуры, отд. видов… … Энциклопедия культурологии
АВАНГАРД — (франц. avantgard передовой отряд), течение в кинематографе, тесно связанное с новаторскими тенденциями, получившими развитие в европейском театре, живописи и литературе 1920 х годов во Франции, Германии, России. Французский киноавангард… … Энциклопедия кино
АВАНГАРД в кино — АВАНГАРД (франц. avantgard передовой отряд), течение в кинематографе (с 1918), тесно связанное с новаторскими тенденциями, получившими развитие в европейском театре, живописи и литературе 1920 х годов во Франции, Германии, России. Французский… … Энциклопедический словарь
Русский футуризм — Русский футуризм одно из направлений русского авангарда; термин, используемый для обозначения группы российских поэтов, писателей и художников, перенявших положения манифеста Томмазо Филиппо Маринетти. Содержание 1 Основные черты 2 История … Википедия
Что нужно знать о русском авангарде, чтобы не было стыдно
Авангард зародился в 10-х годах XX века. В это время в России царствовал буржуазный строй со всеми вытекающими отсюда последствиями — повальным мещанством, произволом власти, бюрократией, оглуплением масс, равнодушием к простому человеку. Обстановка в обществе просто раскалялась от революционного духа.
Набирал обороты технический прогресс. Деревья превращались в заводские трубы,
простые дороги — в железные дороги, лошади — в автомобили. Мир начинал новую жизнь и требовал перемен.
Назревала революция и в искусстве. Творческие люди, как особо чувствительные натуры, остро ощущали происходящее, а особенно бездуховность, царящую в обществе. Власть старого искусства со своими канонами, уставами и школами уже не соответствовала новой реальности. Молодым талантам хотелось воздуха и свободы — долой ветхие одежды устаревших классиков и смело вперед в будущее!
Так и возник русский авангард. И возник вполне закономерно при всей своей новизне и революционности. За время недолгого существования (с конца 10-х по начало 30-х годов XX века) он проник во все сферы искусства, особенно в литературу и живопись, разделившись на несколько направлений. Разберем эти направления.
Королями русского литературного авангарда были поэты-футуристы. Футуризм возник в
Италии в 1909 году. Название происходит от латинского «футурум» («будущее») и несет в себе смысл направления, заключающийся в отказе от всего прошлого. Футуризм очень хорошо прижился в России.
Само название «авангард» появилось гораздо позже, в 1910 году, с легкой подачи художника Александра Бенуа, а до этого поэты-футуристы-авангардисты называли себя эпатажно и дерзко. Например, «леф» (левый фронт), либо «будетляне», «будущники».
В первое объединение футуристов под названием «Гилея» входили В. Маяковский, братья Бурлюки, В. Хлебников, В. Каменский, А. Крученых, Б. Лившиц и другие. Вдохновленные стремительными переменами в мире, они начали эксперименты со словами. Главным стало не содержание, а форма стиха. Языком русского авангарда стал манифест, вызов и жест. Слово обрело форму и использовалось как кулак, дубинка или винтовка.
Ищите жирных в домах-скорлупах
и в бубен брюха веселье бейте!
Схватите за ноги глухих и глупых
и дуйте в уши им, как в ноздри флейте.
Разбейте днища у бочек злости,
ведь я горящий булыжник дум ем.
Сегодня в вашем кричащем тосте
я овенчаюсь моим безумием.
Та са маеха ра бау
Саем сию дуб
радуб мола
аль
Но советское правительство без энтузиазма восприняло такое творчество. Таланты
уходили в подполье, и русский авангард начал затухать.
Лебединой песнью поэтического авангарда в 20−30-х годах прошлого века стали обэриуты (Д. Хармс, А. Введенский, Н. Олейников, Н. Заболоцкий и другие). Они попытались смешать дерзость футуристов с образами и смыслами символистов. Выстрелив большим количеством гениальных стихов, они вслед за своими товарищами ушли в полное забвение.
Вы не путайте сыны
День конца и дочь весны.
Страшен, синь и сед Потец.
Я ваш ангел. Я отец.
Я его жестокость знаю,
Смерть моя уже близка.
На главе моей зияют
Плеши, лысины — тоска.
В живописи авангард раскрылся во всей красе, образовав несколько течений, главными из которых были абстракционизм, супрематизм и футуризм. Но всех их объединяло одно — эксперименты с формой и цветом и полный отказ от реализма.
Кому нужен Шишкин со своим натуральным лесом, если в него нельзя зайти? Или портрет красивой девушки на красивом фоне, если в реальности такой красоты не существует. Все это — надоевший и ненужный обман.
Идея преображения человека с помощью живописи стала фундаментом нового искусства. Художники-авангардисты разрабатывали теории, придумывали концепты и смело бросали вызов тоскливому классическому искусству прошлого. Вызов был во всем. В названиях объединений — «Бубновый валет», «Ослиный хвост», во внешнем виде — художники раскрашивали тело и лица, предвосхищая боди-арт, носили нелепую одежду. Например, одноглазый Давид Бурлюк представлял собой настоящее произведение авангардного искусства.
Ключевыми фигурами русского авангарда в живописи были К. Малевич (супрематизм), В. Кандинский (абстракционизм), М. Ларионов (лучизм), Н. Филонов, О. Розанова (цветопись), Н. Гончарова, И. Машков, М. Матюшин.
Русский авангард
Как Малевич, Кандинский, Родченко, Татлин, Ларионов и «бубновые валеты» создали радикально новое искусство XX века
В марте 1915 года коллекционер Сергей Щукин, по слухам, купил с выставки «Трамвай В» работу Владимира Татлина, сколоченную из деревянных плашек. Некоторые исследователи сомневаются в факте покупки, но Щукин ее не опровергал, несмотря на широкую огласку события. Публика удивлялась и негодовала, в газете было напечатано ехидное письмо по поводу приобретения за большие деньги — цитата — «трех старых, грязных досочек». Но это означало, что собиратель с безошибочным нюхом что-то почувствовал в том новом искусстве, которое в сферу его интересов вовсе не входило.
Термин «авангард» для нас совершенно привычен, но в 1910-е годы он не был в ходу. Тогда чаще употреблялись слова, которые подчеркивали либо оппозиционность искусства — «левые художники», либо новизну искусства, его временной вектор — «будущники», «будетляне», «футуристы». Слово «футуристы» было главным, потому что оно интернациональное: были, например, и итальянские футуристы, их лидер Маринетти приезжал в Россию. А после революции термин «футуризм» стал распространяться на всех левых художников, и, например, критик Абрам Эфрос писал: «Футуризм стал официальным искусством новой России», имея в виду весь авангард.
Филиппо Томмазо Маринетти. 1909 год Wikimedia Commons
Примерно понятно, когда авангард появляется и заявляет о себе — в 1910-е; известны и его главные имена. Но довольно трудно это понятное в нескольких словах сформулировать. Вот, например, в авангардной живописи множество беспредметных версий, от экспрессивной абстракции Кандинского до супрематизма Малевича. Но целиком он никак не сводится к абстракции. Скажем, Ларионов, Гончарова, Филонов, и не только они, почти или совсем не отступали от изображения предметного мира. А что касается художественной условности, то ее мера не поддается простым подсчетам — так, чтоб сказать, что вот с этого места уже авангард, а раньше еще нет. Авангард — это разнообразие языков и концепций: и индивидуальных, и коллективных. Чья-то индивидуальная стилистика очень часто становится групповой, у крупных фигур есть адепты, ученики. И всё вместе это среда. И как раз через среду, через принятые в ней нормы поведения авангард можно попробовать охарактеризовать.
Это совершенно новый тип поведения — вызывающий, нарочито грубый. Своего рода поэтика хамства, «маяковская» интонация — оскаленное «вам» и «нате». Конечно, в первую очередь принято эпатировать буржуа, чей вкус, чье отношение к искусству и вообще жизненные принципы заслуживают лишь пощечин. Скажем, в кафе «Бродячая собака» посетителей с деньгами, за счет которых заведение существует, пренебрежительно именуют «фармацевтами» и всячески третируют. Но не церемонятся и со «своими». Глава итальянских футуристов Маринетти говорил, что художнику необходим враг — манифесты итальянского футуризма и выдержаны в терминах войны. Историю русского авангарда тоже можно представить как историю ссор и взаимных подозрений. Владимир Татлин даже днем плотно занавешивает окна своей мастерской, потому что ему кажется, что Малевич подглядывает и крадет идеи. Паранойя, конечно, но характерная. Ольга Розанова обвиняет Малевича в плагиате; она пишет: «Весь супрематизм — это целиком мои наклейки, сочетание плоскостей, линий, дисков (особенно дисков) и абсолютно без присоединения реальных предметов, и после этого вся эта сволочь скрывает мое имя». Михаил Ларионов придумывает название «Бубновый валет», но в объединении с этим именем уже не будет ни его, ни его жены Гончаровой: случилась, как писали в газетах, «ссора хвостов с валетами». В начале 20-х годов Кандинский инициирует создание Инхука — московского Института художественной культуры, и совсем вскоре группа конструктивистов во главе с Александром Родченко оттуда его изгоняет. То же самое было в Витебске: Марк Шагал приглашает туда Эль Лисицкого, тот приглашает Малевича, после чего Шагалу приходится Витебск покинуть. Прежде ситуация конфликта никогда не выглядела столь тотальной.
Преподаватели Витебского народного художественного училища. 26 июля 1919 годаСидят (слева направо): Эль Лисицкий, Вера Ермолаева, Марк Шагал, Давид Якерсон, Юдель Пэн, Нина Коган, Александр Ромм; стоит делопроизводительница училища. Wikimedia Commons
Но прежде и история искусства не протекала с такой скоростью. Течения в ней как-то плавно сменяли друг друга, и если даже не плавно, то с понятной траекторией, — а теперь она помчалась галопом. Что-то только что казавшееся новым резко объявляется отсталым: ведь авангарду, чтобы быть, нужен арьергард. Как писал Маяковский, «наш бог бег». Движение происходит в режиме постоянных открытий, и поэтому важно заявить свое первенство — «это мое, это я придумал», — чтобы инновацию не присвоили конкуренты. Заявить манифестным образом.
Авангард — время манифестов и деклараций. Художники пишут их, пытаясь объяснить свое искусство и обосновать свое главенство и в конечном счете свою власть. Слово — бойцовское орудие, иногда булава, иногда кувалда. Но при этом редкий художник умеет писать ясно. Часто это, если воспользоваться выражением Хлебникова, «самовитое слово»: шаманское, доходящее порой до полной глоссолалии Глоссолалия — речь, состоящая из бессмыс-ленных звукосочетаний; часто о глоссолалии говорят в связи с религиозным экстазом. . А раз тексты манифестов загадочны, как заклинания, то смысл их во многом зависит от интерпретации тех, кто их читает.
Это тоже увязывается с общим состоянием дел в мире: ведь вся жизнь теряет определенность, устойчивость, разумность. В ней уже не работают законы классической механики, где действие равно противодействию. Теперь параллельные прямые непонятным образом сходятся. От человека теперь можно ждать всего, поскольку скрытое в его душевных безднах бессознательное способно заглушить голос сознания. Вышедшие в начале XX века книги Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений» и «Психопатология обыденной жизни» даже в безоблачном детстве заставили прозревать подавленный сексуальный кошмар, и Первая мировая война, подтверждая это новое знание о человеке, окончательно обесценила ключевые понятия традиционного гуманизма. В 1915 году Альберт Эйнштейн публикует свою общую теорию относительности, с которой начинается эра тотального релятивизма; теперь ничто уже не является окончательно достоверным и безусловно истинным. И художник уже даже не говорит «я так вижу» — он обретает право сказать «я так хочу».
Сама живопись, которая прежде удовлетворялась традиционным понятием о картине как окне в мир, теперь ограничиться им не может. Потому что в этом окне ничего стабильного уже не обнаруживается — там пустоты, провалы и черные дыры, текучий мир непонятных энергий. Вещи сорвались с мест, распались на части, и есть соблазн собрать их заново совершенно иначе. Новое искусство пытается освоить этот мир непосредственно, нарушив понятие границы. Поверхность картины вспучивается, на ней появляются коллажные наклейки, в живопись вторгаются реальные предметы — собственно, жизнь и вторгается. Потом это назовут словом «ассамбляж», а пока что называют «живописной скульптурой». И у таких попыток соединить искусство с реальностью — большое будущее, они пройдут через весь XX век. Одна из самых радикальных — реди-мейды, готовые предметы, выставленные в качестве произведений, вроде писсуара «Фонтан» Марселя Дюшана. Но на русской почве такого не случится. Возможно, потому, что планетарные амбиции как раз такому шагу препятствуют. В отечественном авангарде силен метафизический привкус — и он не про вещи.
Несмотря на многообразие концепций, в авангарде можно выделить два главных вектора, которые не столько отрицают, сколько дополняют друг друга. Например, вектор Малевича — мироустроительный: речь идет уже не о преобразовании искусства, но о преобразовании мира через форму и цвет. Малевич — безусловный харизматик и великий стратег, он подходит к своей деятельности как человек демиургической воли — с намерением изменить все. А рядом существуют разные формы органического авангарда — ненасильственного, призывающего не менять природу, а прислушаться к ней: у Матюшина, Филонова, отчасти у Татлина. Татлин, считающийся родоначальником русского конструктивизма, вслушивается в голос материала, дорожит им. Его контррельефы — объемные композиции из деревянных, металлических и даже стеклянных частей, прикрепленных к доске, — крайне радикальны в расставании с традиционной картинной плоскостью, и одновременно они обладают и качеством почти даосско-буддистского смирения перед природной данностью дерева или железа. Существует легенда о том, как Татлин выбил стул, на котором сидел Малевич, предложив ему посидеть на абстрактных категориях формы и цвета.
Владимир Татлин. Угловой контррельеф. 1915 год State Russian Museum / Bridgeman Images / Fotodom
Первые авангардные открытия были сделаны не в России, а на Западе. Например, французский фовизм Анри Матисса, Андре Дерена и других и ранний кубизм Пикассо и Брака выходят на арену почти одновременно — в 1905–1906 годах; тогда же оформилось первое объединение немецких экспрессионистов — группа «Мост». Фовистский период потом будет у Ларионова с Гончаровой и у Малевича, хотя в целом фовизм на русском искусстве сказался не очень сильно. Кубизм, наоборот, повлиял очень значительно — и на многих, но соединился с влиянием итальянского футуризма, который сформировался к 1909 году — тогда был опубликован первый футуристический манифест Маринетти. Кубофутуризм — русское слово и русское явление. А экспрессионизм, чью стилистику можно иногда заметить у Ларионова и Давида Бурлюка, важен для России, потому что в его становлении существенную роль сыграл Василий Кандинский, художник настолько же русский, насколько и немецкий. Именно он в 1911 году вместе с Францем Марком организовал в Мюнхене экспрессионистскую группу «Синий всадник».
Казимир Малевич. Женщина с ведрами. 1912 год Wikimedia Commons, MoMA
О Кандинском стоит сказать отдельно. Он — пионер беспредметности: первой абстрактной картиной считается его «Картина с кругом» 1911 года. Свои абстракции он делит на импрессии, импровизации и композиции; первые вдохновлены впечатлениями от реальности, во вторых выплескивается бессознательное, а композиции — это вещи продуманные, срежиссированные. В деятельности Кандинского сильна символистская подоснова — и в картинах, и в трактате «О духовном в искусстве», где он пытается описать воздействие тех или иных цветов на сознание. «Цвет, — пишет он, — это клавиш; глаз — молоточек; душа — многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу». Примерно в том же направлении исследовал природу цвета Михаил Матюшин.
Источники:
https://russian_philosophy.academic.ru/373/%D0%A0%D0%A3%D0%A1%D0%A1%D0%9A%D0%98%D0%99_%D0%90%D0%92%D0%90%D0%9D%D0%93%D0%90%D0%A0%D0%94
https://lifestyledigital.ru/chto-nuzhno-znat-o-russkom-avangarde-chtoby-ne-bylo-stydno
https://arzamas.academy/materials/1202