95 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какой итог жизненного пути печорина. Каково значение «судьбы» в жизни Печорина

Судьба Печорина в романе Герой нашего времени Лермонтова

Печорин олицетворяет собой одного из представителей эпохи начала девятнадцатого века, когда процветали цинизм, сомнения и страх перед будущим среди молодого поколения. Старые взгляды общества еще не ушли, а новые не сформировались, что и определило настроение молодежи того времени ― неуверенность, ощущение «лишнего» человека.

Печорин с самого начала противопоставлен обществу, действует по-своему, ни с кем не считается. У него нет друзей, ему чужды любовь и эмпатия. На все он смотрит свысока и цинично. Главный герой это объясняет тем, что раньше был открыт людям, но этого никто не понял. Люди отвергли его дружбу и искренность, что и сделало его черствым и суровым.

Печорин много говорит о скуке и пресыщении. Главным двигателем в его жизни является риск и игра судьбами других людей. Из-за этого рушатся их жизни, но он не проявляет к ним сочувствия. Ему не чуждо причинить зло даже самым невинным, которые еще не познали зла. Например, как Мери. Он ловко играет ее чувствами, не думая о последствиях.

Однако Печорин не глупый человек и производит впечатление сильной личности. Его уверенность в себе и твердость во взглядах нравится окружающим, поэтому многие сначала попадаются под его обаяние, но, в конечном итоге, разочаровываются в нем. Возможно, это тоже часть его игры: он словно им сообщает, что это люди его сделали таким. Он часто снимает с себя ответственность за происходящее, обвиняя что-то или кого-то. Поэтому его судьба заканчивается трагично. Как он умирает, в романе точно не прописывается, чтобы дать пофантазировать читателю. Известно лишь то, что уходит из жизни он рано. Печорин словно сам всегда ищет свою смерть, поэтому выбирает риск и провоцирует людей, чтобы они его изгнали или лишил жизни. Талант и ум Печорина остаются нереализованными, потому что он решает противопоставить себя социуму и обвинить их в заурядности, не способности понимать других. Однако этого не было и у него самого.

Судьба Печорина весьма трагична. Он не смог приспособиться в обществе и решил обвинить его во всех смертных грехах, потому что это снимает ответственность за свой выбор, за свою жизнь. Свои недостатки он прикрывал несовершенством других людей. Он погибает, так и не осознав, что является сам хозяином своей судьбы и сам может нести свет в жизнь и показать, как нужно любить и помогать людям. Вместо этого он выбрал мрак.

2 вариант

По сути, Печорин является центром художественных образов автора. Все остальные персонажи невольно расположены вокруг него и осуществляют помощь в раскрытии его поистине многогранного характера.

Героя можно назвать мыслящим, чувствующим, страдающим, имеющим довольно сложный внутренний мир и испытывающим частые терзания – допустим, Печорин высказывается о том, что чувствует в себе великую силу. Однако, по всему видно, что он не готов применить ее, поскольку затрудняется в определении области применения.

Чувствуется и тот факт, что герой ждет обновления, но, тем не менее, обречен на бездействие. Имеет место и конфликт – некогда принадлежавший к аристократии, Печорин, теперь испытывает неприязнь к этой социальной прослойке, старается отгородиться от нее. Ведь теперь его приоритеты сменились, и он чувствует себя совершенно иным человеком.

Печорин отличается непринятием мира, но не старается делать его лучше – ведь он склонен к индивидуализму и даже эгоизму. Эти черты характера всегда готовы сыграть с ним злую шутку.

Герой думает, что разворачивает бурную деятельность – но, на самом деле, это лишь жалкие потуги.

Да, у Печорина есть потенциал, но у него нет самого главного – цели в жизни. Потому, его судьба достаточно трагична – ведь он уже не может вернуть время вспять и вновь стать своим в той среде, от которой отрекся, которую возненавидел – но, в то же время, и не может стать полноправным «новым» человеком.

Видя отсутствие гармонии, социальное и духовное рабство, Печорин никак не может найти себе приюта в этом мире. Возможно, потому свет и добро, к которому он неустанно стремится, остаются все такими же далекими, недосягаемыми.

Читать еще:  Древнерусская литература краткое содержание. Древнерусская литература

Непростая судьба героя позволяет сделать вывод, что автор намеревался воссоздать образ так называемого «лишнего» человека, которому чужда эпоха, в которой он существует – к слову, таким же образом является и Евгений Онегин у Пушкина.

Тем не менее, Печорин решает если не изменить мир, то хотя бы сделать анализ своих ошибок и несчастий и оставить хоть что-нибудь для потомков.

Герою не чуждо стремление к саморазвитию и самопознанию – мало того, он достаточно умен, потому умеет генерировать логические умозаключения. Присутствует и еще одна точка зрения относительно внутреннего мира Печорина – он осознает тот факт, что он не тот, каким самому себе кажется.

А, как известно, внутренняя дисгармония не способна стать почвой для развития и счастливой доли. Она способствует лишь внутреннему разрушению. В душе героя вновь и вновь зарождаются сомнения, умозаключения становятся более несвязными, в результате, он просто теряется… Теряется на фоне собственных мыслей и идей – ведь Печорин не может понять, правильны ли они и стоит ли следовать им.

Налицо весьма глубокий внутренний конфликт, прекратить который не представляется возможным.

Возможно, в чем-то Печорин и превзошел свое время – и именно поэтому он так и не смог смириться с действительностью. Мало того, не было людей, подобных ему во взглядах и целях – а быть может, и существовали они, но герой сам не стал сближаться с ними ввиду того, что был закоренелым индивидуалистом.

Иногда кажется, что герой путает эгоизм с индивидуальностью и выдает его за свою «особенность».

Так или иначе, богатый духовный мир Печорина скорее вредит ему, нежели помогает. Конфликт с обществом и самим собой становится еще больше и еще сложнее.

Также читают:

Картинка к сочинению Судьба Печорина в романе Герой нашего времени

Популярные сегодня темы

Главный герой поэмы «Цыганы» А.С. Пушкина Алеко предстает перед читателями в образе человека с высокими моральными принципами

XX век в искусстве ознаменовался началом «Серебряного века». Когда он начался, в России произошли изменения в социальной среде, был глубокий кризис. Только что закончилась Первая мировая война

При встрече надзирателя Очумелова и рыжего городового Елдырина, они решили пройти вдоль базарной площади и разведать дела. Неожиданно раздаются возмущенные вопли и собачий скулеж. Им предстает такая картина

Лирика Ахматовой – это пример выражения своих подлинных чувств великого человека, оставившего огромный след в поэзии. Мастерство Ахматовой оставляет неизгладимые впечатления в душе каждого человека

В жизни каждого человека наступает момент, когда он осознаёт понимание и важность свободы. Для каждого слово «свобода» означает что-то своё, но каждый, испытывая её, счастлив.

Судьба Печорина

Печорин – персонаж, который сознательно отказался от чувств. Он циничен и эгостичен, несмотря на то, что умен и хорошо воспитан. Лермонтов собрал в этом образе все поколение, показывая, на что обречены люди, отказывающие от любви и дружбы. Сам автор не относится к герою негативно, но судьба Печорина говорит сама за себя.

  1. Влияние эпохи
  2. Влияние общества
  3. Одиночество и скука
  4. «Лишний человек»

Бонус

  • Полезные ссылки
  • Тест по произведению

Влияние эпохи

«Герой нашего времени» – роман, написанный во время смены эпох. 30-40 годы XIX века – время, когда в обществе процветали скептицизм, сомнения, страх перед будущим. Именно это отразилось в главном персонаже и сделало его черствым, циничным и бездушным. Кажется, что само время обеспечило Печорину злую судьбу – он обречен на бездействие. «Герой нашего времени» рассказывает о том, что личность в то время не имеет пути к самореализации, что будь ты офицером или доктором, юнкером или штабс-капитаном – духовно расти некуда. Все попытки осознать себя, стать честным человеком, бороться за нравственность, заканчиваются плачевно. Именно это наглядно показывает читателю судьба Печорина.

Влияние общества

Печорин называет себя «нравственным калекой». Он понимает это, и принимает себя таким. Сам он говорит о том, что его стоило бы пожалеть. Но таким его сделало общество. Когда он пытался проявить добрые чувства – люди не принимали их. Общество ждало от него только негативно. Никто не был с ним ласков и все только оскорбляли его. В итоге он стал таким, каков есть сейчас. Все это Печорин раскрывает в беседе с Мери, сердце которой хотел завоевать лишь из «спортивного интереса», для того, чтобы обойти Грушницкого. Есть в этом доля правды, или это только лишь умелая манипуляция юной девушкой?

Читать еще:  Рерих николай константинович чем рисовал. Рерих николай константинович

Одиночество и скука

Судьба Печорина заключается в обреченности на постоянное чувство скуки. В попытке хоть как-то избавиться от него, получить какое-нибудь развлечение, Печорин играет судьбами людей. Такие игры нередко оканчивается смертью или загубленной душой. Но герой не обращает на это внимания, продолжая забавлять себя все новыми «достижениями». Печорин является одиноким, сознательно отказываясь от всяческих проявлений дружеских или любовных чувств.

«Лишний человек»

Тема «Лишнего человека» была поднята еще Пушкиным в «Евгении Онегине». Печорин – новый виток этой проблемы. Личность, которая могла бы добиться успеха во многих начинаниях оказывается не нужна обществу, в попытках занять себя герой теряет свою значимость, свою личность и способность к человеческим чувствам. Печорин – обречен, и в этом его судьба. Она сложилась так, что достойный человек превратился в ничтожество, нравственного калеку и потерянную личность. Печорин сам желает для себя умереть где-нибудь в дороге, ведь его жизнь не имеет смысла ни для общества, ни для самого героя.

Печорин – персонаж, которого Лермонтов называет героем. В произведении он представлен странным и противоречивым, но автор упоминает о том, что в жизни часто встречал людей, похожих на Печорина. В наше время тоже много таких «героев». Но в любое время и в любой эпохе важно оставаться человеком, способным на искренние чувства, ценить добро и стараться не потерять себя. Несмотря на то, что сейчас модно быть циничным, лучшими качествами человека остаются доброта и искренность. Важно помнить, что каждый сам несет ответственность за свою судьбу.

Каково значение «судьбы» в жизни Печорина?

Личность не растворяется в истории, но она действует в определенных исторических рамках, которые не безотносительны к личной воле. Человек выступает творцом своей судьбы, но творит ее не только по личному произволу. Напротив, произвол личности всюду ограничивается определенным пределом, а результаты волевых усилий личности однообразны и однопаправленны.

Повесть «Фаталист» подводит итог философскому осмыслению жизненного опыта, выпавшего на долю Печорина. Герой решительно отрицает все виды фатализма, но ближе по своей позиции он к фатализму «народному», не превращая фатализм в принцип миросознания, а проникаясь естественной законосообразностью. Точка зрения Печорина «фаталистическая» в том смысле, что рано или поздно наступает смерть, но это зависит не от философской концепции, обусловливающей принцип жизненного поведения, а от естественных, природных законов человеческого существования: «Ведь хуже смерти ничего не случится, – а смерти не минуешь!».

Прокламируя свободу личной воли, Печорин отвергает предопределенность, фаталистическую позицию. Он поднимается выше не только «народного фатализма» Максим Максимыча или, скажем, есаула, но и осознанного, принципиального метафизического фатализма Вулича. Печорину чужд и относительный фатализм «премудрых предков», герой точно осознает его историческую ограниченность.

Лермонтов не исключает социальных мотивировок, но они не выступают в качестве единственного, однозначного обоснования психологии героя. Печорин, например, весьма проблематично рассуждает о собственном социально-психологическом становлении. Максим Максимыч передает его слова: «воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю; знаю только, что если я причиною несчастия других, то и сам я не менее несчастлив. Разумеется, это им плохое утешение – только дело в том, что это так». Социальная причина ставится в один ряд с фатальностью, с предопределением, и герой не дает предпочтений ни той, ни другому. Истина заключается не в господстве одной причины над другой, а в конкретном и трезвом знании фактов. Печорин готов допустить множество причин.

Разные значения «судьбы» постоянно перекрещиваются, и автор, как и его герои, не склонен к предпочтительному выделению одного значения слова «судьба» за счет другого. Часто они существуют вместе, следуя тотчас друг за другом. И все же в романе они не равнозначны. Предсказания почти всегда сбываются, но сбываются не совсем гак, как первоначально было предсказано. Понятно, что мотив предсказания и его исполнения генетически восходит к романтической поэтике с ее тайнами, неожиданностями, ироническим переосмыслением тех или иных событий, сюжетными недоговоренностями. Социально-психологический детерминизм дается лишь в самом общем виде, поскольку для Лермонтова не столь важно, в результате каких социальных причин сформировался характер героя. Более существенна социально-психологическая суть «странного», необыкновенного характера.

Читать еще:  Жизнь и творчество Лескова Н С. Краткая биография Николая Семеновича Лескова

Тема судьбы в романе выступает в двух аспектах. Во-первых, судьба понимается в качестве предопределяющей всю жизнь человека высшей силы. В этом смысле она непосредственного с человеческой жизнью не связана: сама человеческая жизнь своим существованием лишь подтверждает начертанный где-то на небесах закон и послушно исполняет его. Жизнь человека нужна только для того, чтобы оправдать смысл и цель, уготованные ей заранее и от личности абсолютно независимые. Личная воля поглощается высшей волей, теряет свою самостоятельность, становится чистым и безусловным воплощением воли провидения. Человеку только кажется, будто он действует, исходя из личных потребностей своей натуры. На самом же деле личной воли у него, в сущности, нет. При таком понимании «судьбы» личность может либо «угадать» свое назначение, либо не «угадать». Однако и в том и в другом случае само по себе .«угадывание» в конечном счете есть проявление вне личной воли, поскольку всегда существует возможность сослаться на судьбу («Я угадал ее назначение» или «Я не угадал ее назначение» – в принципе обе эти противоположные по смыслу фразы равно объяснимы более общей формулой: «Так было начертано судьбой»). Личность вправе снять с себя всякую ответственность за жизненное поведение, так как изменить судьбу она не может. Ей остается либо радоваться предначертанию свыше, либо сетовать на него. Даже бунт личности заранее предопределен. Подобное воззрение не исключает активности личности, ибо «угадывание» назначения совершается на почве действительности, но личные волевые усилия тем не менее ограничены узкими рамками и закреплены внеличной, хотя и детерминированной, программой.

Мотив «судьбы» непосредственно связан с целой системой мотивировок, предчувствий и предсказаний, с исполнением и неисполнением угадываний. Это имеет также прямое отношение к художественному методу Лермонтова в романе «Герой нашего времени».

Общий закон одинаков для всех людей, однако эта банальная истина («человек смертен») интересна для Печорина в качестве возражения «народным» и философствующим фаталистам. Естественная, физическая предопределенность судьбы человека не мешает подвергнуть сомнению фатализм «народный» и в особенности фатализм философский и переключить размышление в план социально-психологический. Судьба как предопределение не имеет для Печорина смысла, но судьба как выражение социально-психологической сущности определенного исторического момента достойна внимания.

Во-вторых, судьба понимается в качестве социально-психологической обусловленности человеческого поведения. Такого рода обусловленность есть не что иное, как социально-психологический детерминизм, поскольку поведение человека хотя и определяется личной волей, но сама эта воля требует объяснения, почему она именно такая, а не другая, почему личность поступает именно так, а не иначе. В этом смысле понятие «судьбы» исторически ограничено определенными рамками. Точно так же относительна и личная воля. Если она обусловлена «судьбой», т. е. социально-психологическими причинами, то может проявляться не вне зависимости от них, а либо в соответствии с ними, либо преодолевая их. Личная воля вследствие относительной подчиненности не уничтожается, не нивелируется. Она не выполняет априорно заданную программу, независимую как от хода самой жизни, так и от ее носителя – личности. Таким образом, личность освобождается от предначертанной на небесах нормативности, стесняющей ее волевые усилия. Ее активность получает основание не вне личности лежащей воле, а во внутренних свойствах самой личности. Абсолютного значения лишены как воля провидения, так и внешние, социально-психологические обстоятельства, поскольку при одинаковых обстоятельствах люди ведут себя по-разному. В «Фаталисте» все находятся в равных условиях, «никто, однако, не отважился броситься первый» на убийцу Вулича. К тому же обстоятельства установлены не данной личностью и лежат вне ее.

Источники:

https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/lermontov/sudba-pechorina-v-romane-geroj-nashego-vremeni
https://obrazovaka.ru/sochinenie/geroy-nashego-vremeni/sudba-pechorina-po-romanu.html
https://www.getsoch.net/kakovo-znachenie-sudby-v-zhizni-pechorina/

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]