Символизм в романе преступление и наказание. Художественная символика в романе Ф.М
«Значение символики в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
К творчеству Ф. Достоевского по-разному относились и относятся как читатели, так и критики. Многие считают писателя самым «трудным» классиком. Но роман «Преступление и наказание» интересно не только тем, что в них нашли отражение сложнейшие проблемы России второй половины ХIХ века, но и тем, что писатель поставил и пытался решить такие глобальные вечные проблемы, как жизнь и бессмертие, добро и зло, вера и безверие.
ü через символику показать всю сложность и глубину романа,
ü выявить роль деталей и символов в идейно-тематическом осмыслении романа,
ü показать роль библейских мотивов через символику в романе “Преступление и наказание”.
ü исследование и выявление значения цифровых символов с точки зрения философского восприятия романа;
ü классификация цифровых символов на основе анализа текста романа и библейского восприятия символов;
ü соотношение цифровой ассоциации и застрочного пространства изображаемого в романе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Научно-исследовательская работа ученика 11а класса ГБОУ СОШ №362 Московского района г.Санкт-Петербурга
Сызранова Наталия Владимировна
«Значение символики в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Смирись, гордый человек!
К творчеству Ф. Достоевского по-разному относились и относятся как читатели, так и критики. Многие считают писателя самым «трудным» классиком. Но роман «Преступление и наказание» интересно не только тем, что в них нашли отражение сложнейшие проблемы России второй половины ХIХ века, но и тем, что писатель поставил и пытался решить такие глобальные вечные проблемы, как жизнь и бессмертие, добро и зло, вера и безверие.
- через символику показать всю сложность и глубину романа,
- выявить роль деталей и символов в идейно-тематическом осмыслении романа,
- показать роль библейских мотивов через символику в романе “Преступление и наказание”.
- исследование и выявление значения цифровых символов с точки зрения философского восприятия романа;
- классификация цифровых символов на основе анализа текста романа и библейского восприятия символов;
- соотношение цифровой ассоциации и застрочного пространства изображаемого в романе.
Л. Толстой отмечал, что писатель придает огромное значение – «бесконечно малым моментам текста». Действительно, художественный текст романа говорит языком детали. Правильно и точно найденная деталь приковывает к себе внимание читателя, является способом проникновения в застрочное пространство текста, нередко становясь ключевым символом, помогающим понять сокровенные мысли писателя.
В литературе символом становится художественная деталь, когда, сохраняя прямое значение, она порождает ряд ассоциаций, то есть становится знаком, несущим иносказательный смысл. Образы-символы являются теми ключевыми вершинными точками, вокруг которых концентрируется действие романа “Преступление и наказание”. Поэтика романа подчинена главной и единственной задаче – воскресению Раскольникова, избавлению “сверхчеловека” от преступной теории приобщению его к миру людей.
Основные образы-символы произведения, которые сразу возникают в памяти чаще всего называют следующие: фамилия главного героя, архитектура Петербурга, желтый цвет, лестница, топор, слово «вдруг», которое повторяется в романе 760 раз. Возникает и числовая символика. Что не случайно. Достоевскому была известна теория пифагорейцев, которая была положена в основу числовой символики романа. Это теория о влиянии чисел на жизнь человека. Известна такая легенда: Пифагор утверждал, что он сын бога Гермеса и земной женщины. Однажды отец сказал Пифагору, что он может просить всё, что захочет, кроме бессмертия. Пифагор просил сохранить ему память обо всех жизнях, которые ему предстоит прожить. Пифагор известен как талантливый стратег, экономист, математик. В Греции он организовал школу для юношей, но с каждого взял клятву, что тот будет молчать о знаниях, полученных в школе. Один из учеников нарушил клятву, и мир узнал о теории пифагорейцев, которая утверждает, что число играет в жизни человека решающее значение.
Число 30 – предательство Иуды.
Обратимся к тексту.
«В девять часов вечера выложила Соня тридцать целковых перед Катериной Ивановной и этим самым принесла себя в жертву ради спасения голодных детей.»
«Последние тридцать копеек вынесла Соня Мармеладову на похмелье, и он не мог в эту позорную для него минуту не ощущать себя Иудой».
«Марфа Петровна выкупила Свидригайлова из долговой ямы за тридцать тысяч, и он предал ее».
Число 30 связано с притчей, в которой Иуда предал Христа за 30 серебряных монет. И все упоминания в тексте связаны с предательством.
Символика числа 7.
Число 7 является также наиболее устойчивым и часто повторяющимся в романе. Роман имеет 7 частей. Теологи называют число 7 истинно святым числом, так как число 7 – это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство (Святая троица) и числа 4 – числа мирового порядка. Следовательно, число 7 является символом “союза” Бога и человека.
В тексте находим
- Роковое время для Раскольникова – 7 часов вечера.
- Цифра 7 буквально преследует Раскольникова. Число 7 – союз Бога и человека.
- «…он узнал, что завтра, ровно в 7 часов вечера, Лизавете, старухиной сестры, не будет дома…»
- Свидригайлов прожил с Марфой Петровной всего 7 лет, но для него они были как 7 лет каторги.
- Сон Раскольникова, когда он представляет себя 7-летним мальчиком.
- «Им оставалось еще 7 лет. Семь лет, только семь лет! В начале своего счастья они оба были готовы были смотреть на эти 7 лет как на 7 дней».
Достоевский посылает Раскольникова на убийство именно в 7 часов,
так как тот хочет разорвать этот союз.
В эпилоге вновь появляется вновь число для того, чтобы восстановить этот союз, чтобы снова стать человеком, герой должен снова пройти через это истинно святое число. Число 7 конце романа уже не как символ гибели, а спасительное число.
Символика числа 4.
Отмечаем в тексте:
- Квартира жертвы находится на четвертом этаже.
- Раскольников прячет деньги старухи во дворе, где строится четырехэтажный дом.
- Комната Мармеладова находится на четвертом этаже.
- Полицейская комната находится на четвертом этаже.
- Чтение притчи про Лазаря происходит через 4 дня после преступления, то есть через четыре дня после нравственной смерти Раскольникова.
- Слова Сони: “Стань на перекрёстке, поклонись всему свету на все четыре стороны”.
В миропорядке число 4 имеет основополагающее значение: четыре времени года, четыре Евангелия, четыре стороны света, четыре этапа жизни человека.
Чтение про Лазаря происходит через четыре дня после преступления Раскольникова, т.е. через четыре дня после его нравственной смерти. Причем это действие расположено в 4 части, главе 4. Связь между Раскольниковым и Лазарем не прерывается на протяжении всего романа. Не случайно же, он просит Соню перечитать именно эту притчу.
Комната Раскольникова уподобляется гробу неоднократно. Под камнем он схоронил награбленное. Слова Христа “отнимите камень” означают: раскайтесь, сознайтесь в своём преступлении.
Сопоставление с Лазарем разработано в романе глубоко и последовательно.
Если выписать из “Преступления и наказания” все места, где Раскольников так или иначе уподобляется мёртвому , то в каждой цитате окажется какой-либо один признак покойника, все вместе они составят полное его описание. Писатель вначале описал мертвеца в одном предложении, которое затем разбил и разбросал останки по всей книге.
Число 11- число высшей справедливости.
Читаем в романе:
- «В 11 часов вечера зашли Раскольников с Мармеладовым домой к Катерине Ивановне».
- «Я поздно… 11 часов есть?» – время прихода Раскольникова к Соне.
- «… на другое утро, в ровно в 11 часов, Раскольников вошел в отделение пристава следственных дел к Порфирию Петровичу».
Неоднократное указание в романе на число 11 связано непосредственно с евангельским текстом. Достоевский хорошо помнил евангельскую притчу о виноградаре и работниках, который выходил нанимать работников на виноградник в 3-м часу, в 6-м, в 9-м и, наконец, в 11-м. А вечером заплатил всем поровну, начав с тех, кто пришёл в 11.
Отнеся встречи Раскольникова с Мармеладовым, Соней и Порфирием Петровичем к 11 часам, Достоевский напоминает, что ещё не поздно в этот евангельский час признаться и покаяться, стать из последнего пришедшего в одиннадцатом часу первым. Ответы на эти вопросы Достоевский пытался найти, обращаясь к Новому Завету, повествующему о судьбе Иисуса Христа.
При чтении текста романа читатель замечает, что Раскольников так часто пересекает мост. На мосту, словно на границе жизни и смерти, Раскольников то погибает, то оживает.
Мост – это своего рода Лета: в мифологии река мёртвых.
Множество раз Раскольников пересекает Неву – как своего рода Лету – и всякий раз Достоевский с особой тщательностью отмечает его переход.
Мысль об очистительной силе страдания чётко сформулированы Достоевским в эпилоге. Сон Раскольникова перекликается притчей Евангелия о конце света.
Можно провести еще одну параллель с библейским мотивом. Известны семь смертных грехов, нарушение которых ведут к гибели души. Вспомните «Божественную комедию» Данте, все круги, через которые проходит герой вместе со своим проводником – Вергилием. Это гордыня, зависть, чревоугодие, блуд, гнев (злоба), алчность (жадность), уныние (лень).
Достоевский показывает насколько глубоко падение Раскольникова, но даже он способен на возрождение души, надо только прийти к духовной вере, к Богу через любовь.
Все символы романа, так или иначе, соотносятся с именем Иисуса Христа, учение которого изложено в Евангелии его учениками – апостолами Матфеем, Лукой, Иоанном, Марком. Сам Ф.М.Достоевский испытал влияние Евангелия не только как религиозно-этической книги, но и как художественного произведения. В 1850 году в Тобольске перед отправкой на каторгу жёны декабристов подарили Достоевскому экземпляр Евангелия. Это была единственная книга, позволенная в остроге. Достоевский вспоминает: “Они благословили нас в новый путь и перекрестили. Четыре года эта книга пролежала под моей подушкой на каторге”. Кстати, описание именно этой книги встречается в сцене встречи Сони и Раскольникова. («На комоде лежала какая-то книга. Он каждый раз, проходя взад и вперед, замечал ее; теперь же взял и посмотрел. Это был Новый Завет в русском переводе. Книга была старая, подержанная, в кожаном переплете».) После каторги Достоевский убеждает себя в том, что Христос – воплощение чистоты и правды, идеал мученика, принявшего на себя спасение человечества.
Таким образом, через числовую символику раскрывается роль библейских мотивов в психологическом романе. Писатель указывает на страшную опасность для человечества индивидуализма, который может привести к забвению всех нравственных норм. Для нас открывается пророческий смысл формулы Достоевского: “Смирись, гордый человек!” Спасти людей от моральной гибели может только вера: вера в Бога, в себя, в нравственные устои.
Достоевского можно по праву назвать художником-пророком. Он предвидел трагическую ситуацию, в которой окажется человечество и современный мир. Писателя страшит всё: власть денег, падение нравственности, обилие преступлений. Насилие в любой форме может привести к катастрофе, к уничтожению жизни на Земле.
Что же такое символ?
Символ художественный (греч.-знак, опознавательная примета) – универсальная категория эстетики, лучше всего поддающаяся раскрытию через сопоставление со смежными категориями образа, с одной стороны, и знака с другой. Всякий символ есть образ, но если категория образа предполагает предметное тождество самому себе, то категория символа делает акцент на другую сторону той же сути, на выхождение образа за собственные пределы, на присутствии некоего смысла, интимно слитого с образом, но ему не тождественного. Предметный образ и глубинный смысл выступают в структуре символа как два полюса, немыслимые один без другого, но и разведенные между собой, и порождающие между собой напряжение, в котором состоит сущность символа. Переходя в символ, образ становится «прозрачным»: смысл «просвечивает» сквозь него будучи дан именно как смысловая глубина, перспектива, требующая нелегкого «вхождения» в себя.
Кто же этот знакомый незнакомец – символ?
Один из начальных «предсимволов» – реальное, осязательное доказательство «протосимволического» освоения мира перволюдьми, когда целый медведь был «представителем»,т.е. символом всего множества медведей, которых, надо было сберечь, чтобы обеспечить будущее охоты.
Вся многотысячелетняя история человечества пошла по этому пути и воспользовалась этим языком – языком символов. Именно символами изучалось окружающее пространство – освоение метилось и закреплялось пространственной символикой: право, лево, верх, низ, центр, граница. Новикова Марина.Маргиналы.-Новый мир,1994,№1.
Итак, символика уходит глубоко в историю. Но только для человека символические формы поведения могут приобретать более высокий статус, чем естественные формы поведения. Лишь на человеческом уровне знак важнее и насущнее, т.е. «реальнее того, что он обозначает». Топоров В.Н. О ритуале. Введение в проблематику.-В кн.:Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М.,1988, с.54.
Почему произведения Достоевского и сегодня остаются остросовременными? Думаю потому, что психологические проблемы были, есть и будут, пока живет человек. Достоевский в своих произведениях ставит перед русской литературой реальности личности и народа. Достоевский раскрывает социальные обстоятельства, разделяющие людей, они сеют в умах зависть, зло. Проблема богатых и бедных встречается во всей истории человечества.
Роман «Преступление и наказание» остросюжетный и интеллектуальный, он весь пропитан и наполнен философской мыслью, близкой не только во времена жизни писателя, но эта философия близка и современным читателям, живущим в наши дни. Федор Михайлович в произведении выделяет главную проблему, которая беспокоила писателя – это идея соединения народа, общества и всего человечества, но его мечтой было то, что он раскрывал и помогал герою романа найти для себя мир и гармонию в душе.
Роман «Преступление и наказание» наполнен литературными символами. Я в своей исследовательской работе попытаюсь раскрыть тайны символов в романе.
Итак, «. Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаемо беспределен в своем значении. Он многолик, многосмыслен и всегда темен в своей глубине».
Особенность символа состоит именно в том, что ни в одной из ситуаций, в которых он используется, он не может быть истолкован однозначно. Даже у одного и того же автора в одном произведении символ может иметь неограниченное количество значений. Именно поэтому и интересно проследить то, как изменяются эти значения в соответствии с развитием сюжета и с изменением состояния героя.
Примером произведения, от заглавия до эпилога построенного на символах, может служить “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского.
Уже первое слово — “преступление” — символ. Каждый герой “переступает черту”, черту, проведенную им самим или другими. Словосочетание «преступить» или «провести черту» пронизывает весь роман, “переходя из уст в уста”. «Во всем есть черта, за которую перейти опасно; но, раз переступив, воротиться назад невозможно». Все герои и даже просто прохожие объединены уже тем, что все они “сумасшедшие”, т. е. «сошедшие» с пути, лишенные разума.
«В Петербурге много народу, ходя, говорят сами с собой. Это город не совсем нормальных людей. Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге».
Именно Петербург — фантастический город А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя, с его вечной «духотой и нестерпимой вонью» превращается в Палестину, ожидающую прихода Мессии. Но это еще и внутренний мир Родиона Раскольникова. Имя и фамилия главного героя тоже имеют свой смысл.
Достоевский подчеркивает то, что герою «не хватает воздуху». “Родион” означает “родной”, но он и Раскольников — раскол, раздвоение. (Раздваивается и город: реальные улицы и мираж, фантастика, “Новый Иерусалим” и “Ноев ковчег” — дом старухи.)
Слово “Раскольников” употребляется и как нарицательное, ведь Миколка тоже “из раскольников”. Вспоминается герой сна Раскольникова — и вот уже все повествование оказывается опутанным трепещущей сетью символов.
Символичен у Ф. М. Достоевского и цвет. Самый яркий здесь цвет — желтый. Для М. А. Булгакова это тревога, надрыв; для А. А. Блока — страх; для А. А. Ахматовой это враждебный, гибельный цвет; у Ф. М. Достоевского он желчен и злобен. “А желчи-то, желчи в них во всех сколько!”
«Этот “яд” оказывается разлитым везде, он в самой атмосфере, а “воздуху нет”, только духота, “безобразная”, “страшная».
А в этой духоте Раскольников бьется “в лихорадке”, у него “озноб” и “холод в спине” (самое страшное наказание ада — наказание холодом — “страшный холод охватил его”). Выбраться из кругов ада можно только по лестнице, поэтому Раскольников (кроме блуждания по улицам) чаще всего находится на пороге или движется по лестнице.
Лестница в мифологии символизирует восхождение духа или его нисхождение в глубины зла. Для А. А. Ахматовой “восхождение” — счастье, а “нисхождение” — беда. Герои “мечутся” по этой лестнице жизни, то вниз, в бездну, то вверх, в неизвестность, к вере или идее. Петр Петрович “вошел с чувством благодетеля, готовящегося пожать плоды и выслушать весьма сладкие комплименты. И уж конечно теперь, сходя с лестницы, он считал себя в высочайшей степени обиженным и непризнанным”, а его “круглая шляпа” — один из кругов ада. Но есть в романе и герой, “выбравшийся из-под земли”. Это Свидригайлов. Но, выбравшись, он (как и все герои) попадает на улицу.
Ни у одного из героев нет настоящего дома, а комнаты, в которых они живут и которые они снимают; комната Катерины Ивановны и вовсе проходная, а всем им “некуда пойти”. Все скандалы, которые происходят, происходят на улице, где люди ходят “толпами” (библейский мотив).
Евангельские мотивы тоже обретают новое звучание в этом дьявольском городе. “Тридцать сребреников” превращаются в “тридцать копеек”, которые Соня дает Мармеладову на выпивку; под камнем вместо могилы Лазаря оказываются, спрятаны украденные после убийства вещи; Раскольников (как Лазарь) воскресает на четвертый день (“четыре дня едва ешь и пьешь”).
Символика цифр – (четыре — крест, страдание; три — Троица, абсолютное совершенство), основанная на христианстве, мифологии и фольклоре, переходит в символику созвучных слов, где “семь” значит “смерть”, “узость” порождает “ужас”, а “теснота” переходит в “тоску”.
Живущие в таком мире, несомненно, грешники. Они привыкли врать, но “вранье” для них “дело милое, потому что к правде ведет”. Через вранье, они хотят познать истину, веру, но попытки их часто обречены. Дьявольский смех “нараспашку” (а смеется дьявол, но не Христос) сковывает их, и они “скривляют рот в улыбку”, что делает еще более удивительным существование чистоты в грехе, чистоты, сохранение которой воспевает Ф. М. Достоевский. И страдания, перенесенные героями, лишь подчеркивают эту чистоту.
Катерина — “чистая” — умирает, ведь надо быть мудрой (Софья) и прощать и веровать (в Родиона веруют Дуня и Софья). Устами Дуни, Родиона и Сони Ф. М. Достоевский восклицает (как Василий Фивейский): “Верую!” Этот символ поистине безграничен, ведь “во что веришь, то и есть”. Весь роман становится как бы символом веры, символом идеи, символом человека и прежде всего возрождения его души.
Три вещи нельзя упускать из виду. Первая: сама протяженность «символической» эпохи мировосприятия. Вторая особенность: символы всегда эмоциональны. И не просто эмоциональны, а необычайнее, неотразимо, глубинно. Они детища могучего духовно – психологического переживания. Причем переживания обязательно коллективного. Третья особенность – символы всегда ценностные.
Цветовая символика в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”
Все уровни организации художественного текста “Преступления и наказания” подчинены стержневой мысли произведения. Ф. М. Достоевский показывает, что идея Рас-кольникова о делении человечества на две неровные части неразрывно связана с непосредственными условиями его жизни, с миром петербургских углов, один из которых занимает сам герой. Роман проникнут символикой. Многие исследователи обращали внимание на “символическую заостренность литературных характеров Достоевского”. Но совершенно особую роль в произведении играет цвет.
В произведениях Достоевского цвет, цветовые определения имеют символическое значение и служат для раскрытия душевного состояния героев. Анализируя использование цвета в романе “Преступление и наказание”, можно сказать, что все произведение создано практически на одном желтом фоне. Действительно, желтый цвет встречается в романе наиболее часто. Но цветовая гамма в описаниях писателя вовсе не ограничивается только желтым цветом, так как на протяжении всего романа мы встречаем и белый, и красный, и черный цвета, которые играют немаловажную роль во всех описаниях.
Вернемся к основному цвету произведения – желтому. Какова его символика? Прежде всего, желтый цвет ассоциируется с болезнью, если речь идет о человеке. И напротив, когда говорится о вещах, то желтый цвет напоминает что-то солнечное, золотистое, он способен вызвать радостные эмоции. Однако в романе “Преступление и наказание” этого не происходит. Желтый цвет Достоевского во всех описаниях людей и вещей – это болезненный цвет. Например: “Она поставила перед ним свой собственный надтреснутый чайник, со слитым уже чаем, и положила два желтых кусочка сахару”; “Когда он оглянулся, то увидел, что сидит на стуле, что его поддерживает справа какой-точеловек, что слева стоит другой человек, с желтым стаканом, наполненным желтою водою.”
Здесь “желтый сахар” сочетается с надтреснутым сломанным чайником и “слитым чаем”, который также имеет желтый цвет. Во втором примере – “желтый стакан”, т. е. давно не мытый, с налетом желтой ржавчины, и желтая рисовая вода непосредственно связаны с болезнью героя, с его обморочным состоянием. Болезненная убогая желтизна встречается и при описании других вещей, например: “пожелтелая меховая кацавейка” Алены Ивановны, “совсем рыжая, вся в дырах и пятнах” шляпа Раскольникова и т. д.
Желтый цвет преобладает в описании и той комнаты, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями. “Мебель вся очень старая из желтого дерева. громовые картинки в желтых рамках.” Так описывает автор квартиру старухи процентщицы. А вот описание жилища Раскольникова: “Это была крошечная клетушка, шагов в б длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными, всюду отставшими от стены обоями.” Достоевский сравнивает жалкое жилье главного героя с желтым шкафом. Желтый цвет в описании предметов гармонирует с болезненной желтизной героев романа, окруженных этими предметами. В описании портретов большинства героев романа встречается тот же болезненно-желтый цвет. Например: Мармеладов – “с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками.”; лицо Порфирия Петровича было “цвета больного, темно-желтого”.
Иногда в описании портретов героев определение “желтый” уступает место близкому по эмоциональной и цветовой окраске определению “бледный”. Например: “бледное, с горящими глазами лицо” Сонечки, “. краска бросилась в бледное лицо Дуни” и т. д. Желтизна и бледность – неотъемлемая характеристика всех жителей Петербурга. Это подтверждается в эпизоде встречи Сони с незнакомым барином: “широкоскулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский.”
Таким образом, желтый цвет, преобладая в описании героев и окружающих их предметов, создает глубокое впечатление всеобщей убогости и болезненности. Автор наблюдает за своими героями через “желтые очки”. Так случается с человеком, который теряет сознание и какое-то I время видит все в желтом цвете. И на этом же фоне большое символическое значение приобретают другие цвета, и в первую очередь красный. Так, после убийства Алены Ивановны ее квартирка, которая в начале романа описывается в желтом цвете, приобретает в глазах Раскольникова красный оттенок, напоминающий цвет крови. Раскольников замечает, что в квартире “стояла значительная укладка, побольше аршина в длину, с выпуклою крышей, обитая красным сафьяном. Сверху, под белою простыней, лежала заячья шубка, крытая красным гарнитуром. Прежде всего он принялся было вытирать об красный гарнитур свои запачканные в крови руки”.
Контраст красного цвета на фоне желтого оказывает сильнейшее впечатление на Раскольникова. Так же резко на фоне болезненно-желтого цвета выделяются и другие краски, и прежде всего цвет глаз у героев. Это “замечательные голубые глаза Сонечки” и уже совсем другие голубые глаза Свидригайлова с “холодным, тяжелым взглядом”; это “прекрасные темные глаза Раскольникова с горящим взглядом” на первых страницах романа и эти же глаза “с воспаленным”, а затем и “помертвевшим взглядом” после совершенного убийства и т. д. По этим примерам можно увидеть, как цвет, обозначенный даже косвенно, передает состояние души героя: от прекрасно-темного, т. е. глубокого, цвета к “воспаленному”, т. е. естественно блестящему, и затем к помертвевшему, т. е. бесцветному.
На фоне желтого, серого и красного обособляется зеленый цвет. Он разительно отличается от всей цветовой гаммы произведения, выделяясь своей свежестью и чистотой. Зеленый – цвет возрождения, цвет, дающий надежду на преображение. Он встречается во втором, “африканском” сне Раскольникова об оазисе, выражая неосознанную жажду душевной ясности и чистоты, наяву же это чувство подавляется. Сонечка – идеал христианской кротости и смирения появляется в конце произведения в зеленом платке. Сам момент, когда она его надевает, символичен. Это случается в Сибири, в остроге, куда она в очередной раз приходит навестить Раскольникова в то утро, когда в нераска – явшемся убийце происходит перелом. Идя утром на “работы”, он видит дальний берег, где “была свобода, где жили люди, не похожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не прошли времена Авраама и стад его”. Именно в это утро Раскольников понимает, что бесконечно любит Соню, чувствует, что воскрес, что наконец-то “наступила жизнь”.
Итак, можно сделать вывод о том, что использование определенных цветов в романе “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского играет важную роль в раскрытии содержания всего произведения. Автор использует в описании практически всю гамму цветовых обозначений (черный, сиреневый, голубой, синий, коричневый, розовый и т. п.) и не ограничивается, как это может показаться на первый взгляд, только желтой палитрой.
Злобой дня, острыми проблемами современности Еще в начале 60-х годов публицистические идеи и образы стали неотъемлемой частью художественного творчества Достоевского. Это слияние запечатлено в записных книжках и тетрадях набросками к “Скверному анекдоту” (“Несчастный случай”), второй.
Двойники Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” “Мы одного поля ягоды.” Свидригайлов – Расколъникову Роман “Преступление и наказание”, как и все творчество Ф. М. Достоевского, является грозным предупреждением о той страшной опасности, которую несет с собой осуществление.
Теория Родиона Раскольникова: “твари дрожащие” и “право имеющие” Ф. М. Достоевский – величайший русский писатель, непревзойденный художник-реалист, анатом человеческой души, страстный поборник идей гуманизма и справедливости. “Гениальность Достоевского, – писал М. Горький, – неоспорима, по силе изобразительности его.
Сочинение по роману Ф. М Достоевского “Преступление и наказание”. Трагедия Раскольникова В центре романа Ф. М Достоевского “Преступление и наказание” – характер героя шестидесятых годов девятнадцатого века, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху – процентщицу и ее сестру.
Теория Родиона Раскольникова, ее проверка и опровержение в романе “Преступление и наказание” Преступление Родиона Раскольникова началось не с убийства и получило свою развязку не в полиции. Время не закончилось в участке, оно полетело вдаль, в бесконечность, которую читатель, по-моему, затрудняется определить для.
Милосердие и сострадание Я хочу, чтоб жили лебеди, И от белых стай Мир добрее стал. А. Дементьев Песни и былины, сказки и рассказы, повести и романы русских писателей учат нас добру, милосердию и.
Социальный протест в романе Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” был напечатан в 1866 году. Это роман о современной России, пережившей эпоху глубочайших социальных сдвигов и нравственных потрясений, роман о современном герое, вместившем.
Идейная борьба на страницах романа “Преступление и наказание” Роман Достоевского “Преступление и наказание” – это произведение, посвященное тому, как долго и трудно шла через страдания и ошибки мятущаяся душа человека к постижению истины. Родион Раскольников – это совсем.
Как автор относится к Раскольникову? Есть один закон – Закон нравственный. Свой роман “Преступление и наказание” Достоевский задумал еще на каторге, где он находился около четырех лет. За такой большой промежуток времени он сблизился с.
Идейно художественное свеобразие романа Преступление и наказание это первый в ряду пяти крупных романов Достоевского (Бесы, Идиот, Братья Карамазовы, Подросток). В нем раскрылся творческий мир автора, где имеет значение все. Главный герой романа молодой.
Проблема сильной личности в творчестве Ф. М. Достоевского (На примере романа “Преступление и наказание”) Творчество Ф. М. Достоевского – огромное событие в истории мировой духовной культуры, в том числе и философской. И пока будет жить человечество, оно будет пытаться постичь философию Достоевского, понять смысл.
Эпоха изображенная в романе Ф М Достоевского “Преступление и наказание” Реформа 1861 года вызывает бурные дебаты в обществе. Ведь она, фактически, отменила крепостное право, что, безусловно, можно считать благом для народа. Однако вместе с отменой крепостного права произошли очень многие.
Аркадий Долгорукий АРКАДИЙ ДОЛГОРУКИЙ – герой романа Ф. М.Достоевского “Подросток” (1875), от лица которого ведется повествование. Незаконнорожденный сын помещика Версилова, получивший “княжескую” фамилию своего юридического отца Макара Долгорукого, бывшего дворового человек Д.
Соня Мармеладова и Раскольников Центральное место в романе Ф. М. Достоевского занимает образ Сони Мармеладовой, героини, чья судьба вызывает у нас сочувствие и уважение. Чем больше мы о ней узнаем, тем больше убеждаемся в.
Что мне дало знакомство с личностью и творчеством Достоевского Знакомство с творчеством Достоевского прежде всего дало мне любимого писателя, а любимая книга – это всегда друг и наставник, и новое открытие. Так что приобрела я сразу очень много, что.
Достоевский и революция Патриотизм Достоевского никогда не был официальным, “мундирным”, но всегда покоился именно на глубокой вере в духовные силы народа. Буржуазному идеалу, основанному на формуле “всеобщего счастья”, Достоевский противопоставлял идею государства, устроенного.
“Любовь столь всесильна что перерождает нас самих.” (Достоевский) Красивое высокое чувство, точное определение которому еще не смог дать никто. Оно сильнее смерти, прекраснее жизни, оно может все, но порой совершенно бессильно. Что это? Конечно же, любовь. Любовь во.
Философия индивидуализма в романе Достоевского “Преступление и наказание” Теория Раскольникова – “знаменье времени”. Новые условия жизни – после реформы 1861 года. (Развитие буржуазных отношений. Эгоистическая война “всех против всех”. Социальное неравенство.) Внутреннее развитие личности в сложную эпоху. (Личность.
Становление Достоевского, как художника Становление Достоевского как художника также происходило под несомненным и сильным воздействием идей и образов гоголевского творчества. В пору вступления на литературное поприще, в начальный период литературной деятельности автор “Мертвых душ”.
Главный герой “Преступления и наказания” студент Родион Раскольников Роман “Преступление и наказание” был написан в 1866 году великим русским писателем Ф. М. Достоевским. Это произведение воспроизводит жизнь городской бедноты, отражает рост социального неравенства, преступности. Основной мотив романа –.
Сейчас вы читаете: Цветовая символика в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”
Источники:
https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2014/03/21/znachenie-simvoliki-v-romane-fm-dostoevskogo-prestuplenie
https://studwood.ru/1343902/literatura/takoe_simvol
https://studentguide.ru/dostoevskij-f-m/cvetovaya-simvolika-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie.html