11 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Социальные институты культуры и их значение. Социальные институты культуры

Вопрос 30 Социальные институты культуры

Понятие социального института культуры. Институционализация как механизм

формирования социальных институтов культуры. Виды и функции социальных институтов культуры

Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно важно упорядочить, регламентировать и закрепить некоторые социально-значимые отношения, сделать их обязательными для членов общества. Базисным элементом регулирования общественной жизни являются социальные институты культуры.

Социальные институты культуры (от лат. instiiutum— установление, учреждение) — это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности и отношений людей, выполняющие общественно-значимые функции. Термин «социальный институт культуры» употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, институте армии, институте религии и т. д. Во всех этих случаях имеются в виду относительно устойчивые типы и формы социальной деятельности, связей и отношений, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений. Рассмотрим же конкретно, что вызывает к жизни социальные институты культуры и каковы их наиболее существенные характеристики.

Основное предназначение социальных институтов культуры — обеспечить удовлетворение важных жизненных потребностей. Так, институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, регулирует отношения между полами, поколениями и т. д. Потребность в безопасности и социальном порядке обеспечивают политические институты, важнейшим из которых является институт государства. Потребность в добывании средств существования и распределения ценностей обеспечивается экономическими институтами. Потребность в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров обеспечивают институты образования. Потребность в решении духовных и, прежде всего смысложизненных проблем обеспечивается институтом религии.

Социальные институты способны выполнять свое предназначение за счет упорядочивания, стандартизации и формализации общественной деятельности, связей и отношений. Этот процесс упорядочивания, стандартизации и формализации называется институционализацией.

Институционализация есть не что иное, как процесс формирования социального института.

Процесс институционализации включает в себя ряд моментов. Предпосылкой появления социальных институтов культуры является возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий, а также условий, обеспечивающих это удовлетворение. Другой предпосылкой процесса институционализации является формирование общих целей того или иного сообщества. Человек, как известно, это общественное существо, и люди пытаются реализовать свои потребности, действуя сообща. Социальный институт культуры образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений индивидов, социальных групп и иных общностей по поводу реализации тех или иных жизненно важных потребностей.

Важным моментом в процессе институционализации является появление ценностей, социальных норм и правил поведения в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок. В ходе общественной практики люди производят отбор из разных вариантов, находят приемлемые образцы, стереотипы поведения, которые через повторение и оценку превращаются в стандартизированные обычаи.

Необходимым шагом на пути институционализации является закрепление этих шаблонов поведения в качестве обязательных норм сначала на основе общественного мнения, а затем и санкционирования формальными органами власти. На этой основе разрабатывается система санкций. Таким образом, институционализация прежде всего представляет собой процесс определения и закрепления социальных ценностей, норм, образцов поведения, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения определенных жизненно важных потребностей.

Эта система гарантирует сходное поведение людей, согласовывает и направляет в русло их определенные стремления, устанавливает способы удовлетворения их потребностей, разрешает конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и общества в целом.

Само по себе наличие этих социокультурных элементов еще не обеспечивает функционирование института культуры. Для того чтобы он работал, необходимо, чтобы они стали достоянием внутреннего мира личности, были интернализированы ими в процессе социализации, воплотились в форму социальных ролей и статусов. Интернализация на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентации и ожиданий является также важнейшим элементом институционализации.

И последним важнейшим элементом институционализации является организационное оформление социального института культуры. Внешне социальный институт культуры к представляет собой совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и выполняющими определенную социальную функцию. Так, институт высшего образования состоит из определенной совокупности лиц: преподавателей, обслуживающего персонала, чиновников, которые действуют в рамках таких учреждений, как вузы, министерство и т. д., которые для своей деятельности располагают определенными материальными ценностями (зданиями, финансами и т. д.).

Каждый институт выполняет свою, характерную для него социальную функцию. Совокупность этих социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определенных видов социальной системы. Эти функции очень многообразны. Социологи разных направлений стремились как-то классифицировать их, представить в виде определенной упорядоченной системы.

Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами:

Экономические институты — собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объеди-нения различного типа—обеспечивают всю совокупность производства и распределения общест-венного богатства, соединяя вместе с тем экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.

Политические институты : — государство, партии, профсоюзы и другого рода общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определенной формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры.

Воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определенную субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определенных ценностей и норм.

Читать еще:  Что включает в себя фольклор. Понятие фольклора, виды и классификация

Нормативно-ориентирующие — механизмы морально-этической ориентации регуляции поведения индивидов. Их цель — придать поведению и мотивации нравственную аргумента-цию, этическую основу. Эти институты утверждают в сообществе императивные общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения.

Нормативно-санкционирующие — общественно-социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительность санкцией.

Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т. д., регламент собраний, заседаний, деятельность каких-то объединений.

Основной содержательной функцией каждого конкретного социального института, как отмечалось выше, является удовлетворение тех социальных потребностей, ради которых сформировался и существует. Однако для осуществления этой функции каждый институт выполняет в отношении своих участников функции, обеспечивающие социальные связи и отношения людей, стремящихся к удовлетворению потребностей. В этом плане следует назвать пять основных функций.

Функция определения, закрепления и воспроизводства связей и отношений. Каждый институт вырабатывает систему ценностей, норм и образцов поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов, делающих это поведение предсказуемым. В рамках данного института вырабатывается определенный социальный контроль, который обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность, связи и отношения каждого члена института.

С этой функцией тесно связана регулятивная функция, которая состоит в том, что социальный институт культуры обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки ценностей, норм и образцов поведения. Эта функция охватывает всех членов общества. Каким видом деятельности он ни занимался, в какой плоскости ни осуществлялись бы связи и отношения, человек всегда сталкивается с институтом, регламентирующим его поведение в этой области и сфере отношений.

Интегративная функция вклюнает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, общностей, происходящих под воздействием институциональных норм, правил, санкций и систем ролей. Интеграция в институте сопровождается упорядочиванием системы взаимодействий, увеличением объема и частоты контактов.

Коммуникативная функция осуществляется на основе личного взаимодействия и обмена информацией. Коммуникативные связи членов института имеют свою специфику. Это формализованные связи, осуществляемые через систему институционализированных ролей. Информация, произведенная в институте, распространяется как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимоотношениях между институтами.

Транслирующая функция проявляется в передаче социального опыта. Каждый институт обладает определенным механизмом, позволяющим индивидам специализироваться на основе усвоения его ценностей, норм и образцов поведения.

Социальные институты культуры.

Слово «институт» происходит от лат. institutum, что означает «установление, учреждение, организация».

Социальные институты являются составной частью социальной структуры, одной из основных категорий социологического анализа общества, под которой обычно понимают сеть упорядоченных и взаимообусловленных связей между различными элементами социальной системы, фиксирующую свойственные данному обществу способы организации и функционирования. Понятие социального института заимствовано культурологией из социологии и юриспруденции и во многом сохраняет смысловую окраску, связанную с нормами регулятивной деятельности человека и общества, однако оно приобрело значительно более широкое толкование, позволяющее подойти к явлениям культуры со стороны их общественного установления.

Понятие социального института культуры

Институциональный аспект функционирования социума является традиционной областью интересов общественной и научно-гуманитарной мысли.

Наибольшую проработку категория социальных институтов получила в социологии. Среди предшественников современного понимания социальных институтов вообще и социальных институтов культуры в частности в первую очередь следует назвать О. Конта, Г. Спенсера, М. Вебера и Э, Дюркгейма.

В современной научной литературе, как зарубежной, так и отечественной, существует достаточно широкий набор версий и подходов к трактовке понятия «социальные институты», что не позволяет дать жесткую и однозначную дефиницию этой категории.

Каждый компонент социальной жизнедеятельности имеет соответствующие формы организации, т.е. институты, обеспечивающие как его поддержание, так и воздействие на общественную жизнь в целом.

Экономика не может функционировать без определенных форм собственности на средства производства, производственных коллективов, организации предпринимателей и трудящихся и т.д.

Политика получает свое выражение, прежде всего в деятельности государства и политических партий. Социальный институт не сводится к наличию организаций или учреждений, занимающихся отведенной им деятельностью. Институт включает в себя и какие-то «блоки» целенаправленной деятельности (например, ритуалы, праздники), через которые поддерживается общественная жизнь.

Институт всегда представляет собой ряд компонентов: некоторую внутренне слаженную систему функций, закрепленных предписаниями (нормы, уставы), оправдывающими данный институт и соотносящими его с другими сферами; материальные средства (здания, финансы, оборудование), обеспечивающие деятельность данного института; носителей (кадры), вербуемых в соответствии с принципами, соотнесенными с целями данного института (служители культа, различные слои интеллигенции). Социальные институты организуют, и координирует деятельность людей в каждой сфере, без чего эта деятельность приобрела бы разрозненный, непоследовательный и неустойчивый характер.

В соответствии со сферами общественной жизни можно выделить четыре основные группы институтов:

§ экономические институты разделение труда, собственность, рынок, торговля, заработная плата, банковская система, биржа, менеджмент, маркетинг и т.д.;

Читать еще:  Даргинцы какие они. Даргинцы — благочестивый и мужественный народ

§ политические институты — государство, армия, милиция, полиция, парламентаризм, президентство, монархия, суд, партии, гражданское общество;

§ институты стратификации и родства класс, сословие, каста, половая дискриминация, расовая сегрегация, дворянство, социальное обеспечение, семья, брак, отцовство, материнство, усыновление, побратимство;

§ институты культуры — школа, высшая школа, среднее профессиональное образование, театры, музеи, клубы, библиотеки, церковь, монашество, исповедь.

К основным социальным институтам традиционно относят семью, государство, образование, церковь, науку, право. Ниже дана краткая характеристика этих институтов и представлены их основные функции.

§ Семья важнейший социальный институт родства, связывающий индивидов общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья выполняет ряд функций: экономическую (ведение хозяйства), репродуктивную (рождение детей), воспитательную (передача ценностей, норм, образцов) и т.д.

§ Государство — основной политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий его безопасность. Государство выполняет внутренние функции, среди которых хозяйственная (регулирование экономики), стабилизационная (поддержание стабильности в обществе), координационная (обеспечение общественного согласия), обеспечения защиты населения (защита прав, законности, социальное обеспечение) и многие другие. Существуют и внешние функции: обороны (в случае войны) и международного сотрудничества (для защиты интересов страны на международной арене).

§ Образование — социальный институт культуры, обеспечивающий воспроизводство и развитие общества путем организованной передачи социального опыта в виде знаний, умений, навыков. К основным функциям образования относят адаптационную (подготовку к жизни и труду в обществе), профессиональную (обучение специалистов), гражданскую (подготовку- гражданина), обще культурную (приобщение к культурным ценностям), гуманистическую (раскрытие личностного потенциала) и т.д.

§ Церковь религиозный институт, сформированный на основе единого вероисповедания. Члены церкви разделяют общие нормы, догматы, правила поведения и делятся на священство и мирян. Церковь выполняет такие функции: мировоззренческую (определяет взгляды на мир), компенсаторную (предлагает утешение и примирение), интегрирующую (объединяет верующих), общекультурную (приобщает к культурным ценностям) и проч.

§ Наука — особый социокультурный институт по производству объективных знаний. В числе функций науки — познавательная (способствует познанию мира), объяснительная (интерпретирует знания), мировоззренческая (определяет взгляды на мир), прогностическая (выстраивает прогнозы), социальная (изменяет общество) и производительная (определяет процесс производства).

§ Право — социальный институт, система общеобязательных норм и отношений, охраняемых государством. Государство при помощи права регулирует поведение людей и социальных групп, закрепляя определенные отношения в качестве обязательных. Основные функции права: регулятивная (регулирует общественные отношения) и охранительная (охраняет те отношения, которые полезны для общества в целом).

Все рассмотренные выше элементы социальных институтов освещены с точки зрения именно социальных институтов, но возможны и другие подходы к ним. Например, наука может быть рассмотрена не только как социальный институт, но и как особая форма познавательной деятельности или как система знаний; семья — это не только институт, но и малая социальная группа.

Социальный институт – совокупность норм, предписаний и требований, связанных с определенной организационной структурой, посредством которых общество контролирует и регулирует деятельность людей в наиболее важных сферах общественной жизни. Социальными институтами являются: собственность государство политические партии семья церковь трудовые организации учреждения образования и воспитания наука средства массовой информации.

Можно сделать следующие выводы.

Предметом исследования культуры выступает изучение типичных форм культуры, существующих в обществе самостоятельно и независимо от человека, будь то культурные традиции, общественные институты и другие формы бытия общества. Считая развитие культуры обусловленным внутренними закономерностями общества, морфология культуры преимущественно на основе методов сравнения, аналогии и др. стремится выявить источники и факторы развития культур, стадии их существования – от зарождения той или иной культуры до её смерти.

Морфология культуры исходит из предположения, что переход культур с одной ступени на другую обусловливается внутренней силой, действующей в самой культуре. В рамках культурологии морфологический подход имеет важнейшее значение, поскольку позволяет выявить соотношение универсальных и этноспецифическиххарактеристик в строении определённой культуры.

Духовная культура, формируясь в течение веков и тысячелетий, двух социальных функций – выявление объективных законов бытия и сохранение целостности социума.

Материальная же культура включает в себя разнообразные по типам и формам артефакты, где природный объект и его материал трансформированы так, что объект превращен в вещь, то есть в предмет, свойства и характеристики которого заданы и продуцированы творческими способностями человека. Важной сферой экономической культуры является культура управления, которую во многом определяют культура принятия решений, организации контроля над их исполнением, стиль руководства.

Политическая культура пронизывает все сферы политической жизни и включает в себя как культуру политического сознания, поведения индивидов, групп, партий, так и культуру функционирующих в данной стране политических институтов и организаций.

Политическая культура предполагает также культуру властвования.

Экологическая культура – это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Особенностью эстетической культуры является то, что психологический пласт ее не просто один из составляющих ее уровней, но и условие проявления (или становления) всех остальных ее пластов. Эстетическая культура- это и умение расшифровывать эстетический опыт, без чего невозможно правильно увидеть и оценить общую перспективу развития своего пребывания в мире, определить тенденции общего процесса своего взаимодействия с ним, адекватно корректируя промежуточные результаты.

Читать еще:  Секреты успеха миллионеров, великих людей. Откуда берутся миллионы

И в этой деятельности человеку необходимо то особое чувство равновесия, тонкого баланса между идеально мыслимым и реально возможным, между побуждением и потребностью, средством и целью, смыслом и выражением, – то, что называют вкусом, позволяющим человеку безошибочно устанавливать меру нужного, обеспечивающего гармонию противоречивых тенденций и побуждений.

4. Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. Отв.ред.А.Я.Гуревич-М, 1990.

5. Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры, Л.,1989.

Институты культуры

К институтам культуры относят созданные обществом формы организации духовной жизни людей: научную, художественную, религиозную, образовательную (рис. 5.1). Соответствующие им институты: наука, искусство, образование, церковь – способствуют накоплению социально значимого знания, ценностей, норм, опыта, осуществляют передачу богатств духовной культуры от поколения к поколению, от одной группы к другой. Существенной частью культурных институтов считают коммуникационные институты, которые производят и распространяют информацию, выраженную в символах. Все названные институты организуют специализированную деятельность людей, учреждений на основе установленных норм и правил. Каждый из них закрепляет определенную статусно-ролевую структуру, выполняет специфические функции.

Рис. 5.1. Система институтов культуры

Наука возникает как социальный институт, удовлетворяющий потребности общества в объективном знании. Она снабжает общественную практику определенными знаниями, будучи сама специализированным видом деятельности. Социальный институт науки существует в виде форм ее организации, обеспечивающих эффективность научной деятельности и использования ее результатов. Функционирование науки как института регулируется совокупностью обязательных норм и ценностей. По мнению Роберта Мертона, в их число входят:

универсализм (убеждение в объективности и независимости от субъекта положений науки);

всеобщность (знание должно становиться общим достоянием);

бескорыстность (запрет на использование науки в личных интересах;

организованный скептицизм (ответственность ученого за оценку работы коллег).

Научное открытие – это достижение, требующее вознаграждения, которое институционально обеспечивается тем, что вклад ученого обменивается на признание. Данный фактор, определяет престиж ученого, его статус и карьеру. В научном сообществе существуют разнообразные формы признания (например, избрание почетным членом). Они дополняются вознаграждениями со стороны общества и государства.

Наука как профессиональный вид деятельности складывалась в период первых научных революций XVI–XVII веков, когда исследованиями природы занимались уже специальные группы людей, профессионально изучающие и познающие ее закономерности. В период с XVIII по первую половину XX столетия научная деятельность развивается в трехмерной системе отношений: отношение к природе; отношения между учеными как членами профессиональной группы; заинтересованное отношение общества к науке, главным образом к ее результатам и достижениям. Наука оформляется в специфический вид деятельности, социальный институт со своими особыми внутренними отношениями, системой статусов и ролей, организациями (научными обществами), своей символикой, традициями, утилитарными чертами (лабораториями).

В XX веке наука превращается в производительную силу общества, обширную и сложную систему отношений (экономических, технологических, нравственных, правовых) и требует их организации, упорядочения (управления). Таким образом, наука становится институтом, организующим и регулирующим производство (накопление) знания и его применение в практической деятельности.

Институт образования тесно связан с институтом науки. Можно сказать, что в образовании потребляется продукт науки. Если революция в развитии знания начинается в науке, то завершается она именно в образовании, которое закрепляет то, что достигнуто в ней. Однако и образование оказывает обратное влияние на науку, формируя будущих ученых, стимулируя получение новых знаний. Следовательно, эти два института сферы культуры находятся в постоянном взаимодействии.

Назначение института образования в обществе многообразно: образованию принадлежит важнейшая роль транслятора социально-культурного опыта от поколения к поколению. Общественно-значимая потребность в передаче знаний, смыслов, ценностей, норм воплотилась в институциональные формы школ лицеев, гимназий, специализированных учебных заведений. Функционирование института образования обеспечивается системой особых норм, специализированной группой людей (учителей, преподавателей и др.) и учреждений.

В систему институтов культуры входят также формы организации художественной деятельности людей. Часто именно они воспринимаются обыденным сознанием как культура вообще, т.е. происходит отождествление культуры и ее части – искусства.

Искусство является институтом, регулирующим деятельность и отношения людей но производству, распространению и потреблению художественных ценностей. Это, например, отношения между профессиональными творцами прекрасного (художниками) и обществом в лице публики; художником и посредником, который обеспечивает отбор и распространение произведений искусства. Посредником может быть учреждение (министерство культуры) и отдельный продюсер, меценат. Система отношений, регулируемых институтом искусства, включает и взаимодействие художника с критиком. Институт искусства обеспечивает удовлетворение потребностей в воспитании личности, передаче культурного наследия, творчестве, самореализации; потребности решения духовных проблем, поиска смысла жизни. Две последние потребности призвана удовлетворять и религия.

Религия как социальный институт подобно другим институтам включает в себя устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, идей, принципов, ценностей и норм, регулирующих повседневную жизнедеятельность людей. Она организует систему статусов и ролей в зависимости от отношения к Богу, другим сверхъестественным силам, дающим духовную опору человеку и достойным его поклонения. Структурными элементами религии как социального института выступают:

система определенных верований;

конкретные религиозные организации;

свод морально-нравственных предписаний (представления о праведном образе жизни).

Религия выполняет такие социальные функции, как мировоззренческую, компенсаторную, интегрирующую, регулятивную.

Источники:

https://studfile.net/preview/2506216/page:30/
https://lektsii.org/16-35424.html
https://studme.org/1510082728746/sotsiologiya/instituty_kultury

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]