43 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тезисный план бедная лиза. Литературно-исторические заметки юного техника

Карамзин Бедная Лиза Анализ произведения, План пересказа

Анализ произведения

Эта повесть является одним из первых сентиментальных про­изведений в русской литературе XVIII века. Сюжет ее был не новым, так как не раз встречался у отечественных и иностран­ных романистов. Но определяющую роль в повести Карамзина иг­рают чувства.

Одним из главных героев произведения становится повество­ватель, рассказывающий с безмерной грустью и. сочувствием о судьбе девушки. Введение образа сентиментального повествова­теля оказалось новаторством Карамзина в русской литературе, так как раньше рассказчик оставался как бы в стороне и был нейтральным по отношению к описываемым событиям. Уже в заг­лавии данной повести сочетается имя собственное с определен­ным отношением автора к нему. Сюжет у Карамзина развивается необычно, идейно-художественным центром становятся не собы­тие и постоянство героев, а их переживания, то есть сюжет но­сит психологический характер.

Экспозицией произведения является описание окрестностей Москвы, автор вспоминает времена, когда этот город ждал помо­щи в лютых бедствиях.

Завязкой становится встреча Лизы, бедной девушки, с моло­дым дворянином Эрастом.

Далее следует развитие сюжета — любовь Эраста и Лизы, которые дают друг другу обещание верности. Но когда страсть берет верх над чувствами Эраста, он, добившись желаемого, охладевает к девушке.

Кульминацией является случайная встреча Лизы с Эрастом, во время которой он просит ее оставить его в покое, потому что женится.

Развязка — гибель Лизы. Она выбирает смерть, чтобы разре­шить все проблемы, не жить обманутой и брошенной любимым человеком. Для Лизы жизни без Эраста не существует.

Очень важным для писателя-сентименталиста было обраще­ние к социальной проблематике. Автор не осуждает Эраста за гибель Лизы. Ведь молодой дворянин так же несчастен, как и крестьянская девушка. Всю оставшуюся жизнь он испытывает чувство вины перед Лизой, его собственный жизненный путь не сложился.

Карамзин одним из первых в русской литературе открыл тон­кий и ранимый внутренний мир представительницы низшего со­словия, а также способность бескорыстно и, беззаветно любить. Именно с его повести берет начало, еще одна традиция русской литературы — сострадание к простым людям, сочувствие их ра­достям и переживаниям, защита обездоленных и угнетенных. Та­ким образом, можно сказать, что Карамзин подготовил основу для творчества многих писателей XIX века.

План-конспект по литературе по произведению Н.М. Карамзина “Бедная Лиза”.

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Н.М. КАРАМЗИН. ЛИРИКА И ПРОЗА.

«БЕДНАЯ ЛИЗА» КАК ПРОИЗВЕДЕНИЕ РУССКОГО СЕНТИМЕНТАЛИЗМА.

Цель: познакомить учащихся с сентиментализмом Н.М. Карамзина.

1. Познакомить учащихся с творчеством Н.М. Карамзина.

2. Познакомить учащихся с повестью «Бедная Лиза».

3. Дать учащимся понятие о сентиментализме.

Словарная работа: сентиментализм.

Оборудование: портрет Н.М. Карамзина, иллюстрация к повести «Бедная Лиза».

Тип урока: урок -лекция.

I . Организационный момент

II . Реализация домашнего задания.

III . Слово учителя по теме урока.

1. Слово учителя о лирике Карамзина.

Н.М. Карамзин родился 1 декабря 1766 г в семье сибирского дворянина. Н.М. Карамзин писал в разных поэтических жанрах: и дружеские послания, и элегии, и песни, и баллады, в которых наиболее явно проявлялась личность автора. Поэзия Карамзина далека от гражданственных тем. Поэт даёт своему сборнику название «Мои безделки». В поэзии, еще в большей степени, чем в прозе, поэт считает необходимым приукрашивать действительность. Для него поэт – «искусный лжец», который «может вымышлять приятно». В «Московском журнале» опубликованы его первые стихи: «Поэзия», «Осень», «К милости». «К милости» – первое и последнее гражданское стихотворение. Поэзия Карамзина сентиментальна и автобиографична. Его стихотворения второй половины 90 годов, после перенесённого им идейного кризиса в результате событий 1793 годов во Франции, преимущественно печальны и пессимистичны. В них звучат идеи разлада со светским обществом, неудачной любви, грустного восприятия окружающего мира, враждебного человеку. Примером могут служить многие стихотворения, написанные в жанре дружеских посланий: «Послание к Дмитриеву», «Послание к Плещееву», «К неверной», «К Лиле», «Послание к женщинам» и т.д.

В «Послании к Дмитриеву» Карамзин предлагает ему удалиться от мира зла, ибо общество не поддаётся исправлению, истина опасна, «Никто не хочет ей внимать».

Лирика Карамзина глубоко индивидуальна. Она передаёт тончайшие нюансы человеческих переживаний, настроение, страдание человеческой души. Однако в страдании поэт ищет и находит утешение, и это порождает сладостное чувство меланхолии. Одно из известнейших стихотворений Карамзина так и называется «Меланхолия», 1800. («Подражание Делилю»)

Меланхолия – «нежнейший перелив от скорби и тоски к утехам наслаждения». Счастье и покой человек должен найти в самом себе, так как «мы живём в печальном мире». Надо уметь обрести гармонию в самом себе, надо уметь жить «в мире с самим собой».

Карамзин видит возможность обрести счастье в уединённой от общества жизни, в дружбе и любви («Послание к Дмитриеву» 1794).

Во многих стихотворениях Карамзина звучат мотивы жизни и смерти, неизбежность ухода в небытие, где все волнения найдут успокоение. Поэт выражает утешительную надежду на загробную жизнь. Таковы стихотворения «Кладбище»(1792), «Берег» (1802).

Пейзаж в стихотворениях Карамзина приобретает особую роль, становясь предметом лирического изображения. Природа выступает в единстве с человеческими переживаниями.

В стихотворении «Осень» грустное, меланхолическое настроение связывается с картинами увядания природы.

!Под запись. Поэзия Карамзина развивалась в русле европейского сентиментализма и кардинально отличалась от традиционной поэзии его времени, воспитанной на одах Ломоносова и Державина. Наиболее существенными были следующие отличия:

1. Карамзина интересует не внешний, физический мир, а внутренний, духовный мир человека. Его стихи говорят «на языке сердца», а не разума.

2. Объект поэзии Карамзина составляет «простая жизнь», и для её описания он использует простые поэтические формы — бедные рифмы, избегает обилия метафор и других тропов, столь популярных в стихах его предшественников.

3. Мир для него принципиально не познаваем, поэт признаёт наличие разных точек зрения на один и тот же предмет.

2. Слово учителя о прозе Карамзина.

Что качается прозы, то наиболее известные произведения Карамзина: «История государства российского», «Бедная Лиза». С 1803 – пишет «Историю государства российского» . Влияние на современников и ближайших последователей было огромным (Жуковский, Батюшков, Гоголь). В 1791 – занимается изданием «Московского журнала», где были напечатаны повести, явившиеся важным этапом в истории русской прозы и принесшие ему широкую известность. «Бедная Лиза» (1792) : литературный сюжет был воспринят читателем как жизненно достоверный и реальный, герои изображены как реальные люди. Далее следуют повести и прозаические этюды – «Фрол Силин», «Лиодор», «Райская птичка». Самое значительное по объему произведение Карамзина– «Письма русского путешественника» (1791 ) – было не собранием подлинных писем, а самостоятельным литературным сочинением . И ещё много других произведений, написанных новым литературным направлением – сентиментализмом.

Читать еще:  Севильский цирюльник краткое. Севильский цирюльник, или тщетная предосторожность

! Под запись. С 1803 – пишет «Историю государства российского» . 1791 – занимается изданием «Московского журнала». В 1792 г пишет повесть «Бедная Лиза».

3. Слово учителя о сентиментализме.

Само название «сентиментализм» (от англ. sentimental — чувствительный, фр. sentiment — чувство) указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления. В этом отношении чувство ( sentiment ) сентименталисты сознательно противопоставляли разуму ( ratio ) классицистов.

Основная идея — мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы. «Резко противопоставляется деревня (средоточие естественной жизни, нравственной чистоты) городу (символу зла, неестественной жизни, суеты). Появляются новые герои — «поселяне» и «поселянки» (пастухи и пастушки). Особое внимание уделяется пейзажу. Пейзаж идиллический, сентиментальный: речка, журчащие ручейки, лужок — созвучен личному переживанию.

Автор сочувствует героям, его задача — заставить сопереживать, вызвать сострадание, слезы умиления у читателя.

Англия: Лоренс Стерн — автор «Сентиментального путешествия» и романа «Тристрам Шенди», Ричардсон — автор «Клариссы Гарлоу», одного из любимых Татьяной Лариной романа.

Франция: крупнейший писатель-сентименталист Жан-Жак Руссо — автор романа в письмах «Юлия, или Новая Элоиза».

Появился в России в 60-70 годах Х V II в. (М. Н. Муравьев, Н. М. Карамзин, В. В. Капнист, Н. А. Львов, молодой В. А. Жуковский).

Основная тематика — любовная.

Основные жанры: сентиментальная повесть, путешествие, в лирике — идиллия, или пастораль. Сентименталисты любили также эпистолярный жанр (жанр письма).

Идейная основа — протест против испорченности аристократического общества.

Основное свойство — стремление представить человеческую личность в движениях души, мыслях, чувствах, стремлениях.

В основе эстетики — «подражание природе» (как и в классицизме); элегические и пасторальные настроения; идеализация патриархальною быта.

— уход от прямолинейности классицизма в обрисовке характеров и их оценке;

— подчеркнутая субъективность подхода к миру;

— культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности;

— утверждается богатый духовный мир представителей низших сословий.

Особенности русского сентиментализма.

— сильная дидактическая установка;

— выраженный просветительский характер;

— активное совершенствование литературного языка посредством введения в него разговорных форм.

!Под запись . Сентиментализм – литературное направление второй половины 18 в, пришедшее на смену классицизму. Сентиментализмы провозгласили о главенстве чувства, а не разума. Человек оценивался по его способности к глубоким переживаниям. Отсюда – интерес к внутреннему миру героя. В отличии от классицистов сентиментализмы считают высшей ценностью не государство, а человека. Несправедливым порядком феодального мира они противопоставили вечные и разумные законы природы. В связи с этим природа для сентименталистов – мерило всех ценностей, в том числе и самого человека. Герои в произведении чётко делятся на положительных и отрицательных. Положительные наделены природной чувствительностью (отзывчивые, добрые). Отрицательные – расчётливые, эгоистические, жестокие. Носителями чувствительности как правило оказываются крестьяне, ремесленники, разночинцы и сельское духовенство. Жестокими – представители власти, дворяне, высшие духовные чины (потому что деспотическое правление убивает в людях чувствительность).

5. Знакомство с повестью Карамзина «Бедная Лиза».

Сегодня мы будем рассматривать произведение написанное сентиментализмом – повесть Карамзина «Бедная Лиза». На дом вам было задано прочитать повесть Карамзина «Бедная Лиза».

Беседа по вопросам, заданным по прочитанному домашнему тексту.

— От какого лица идет повествование? (от лица автора)

— Как еще добивается автор эффекта достоверности рассказываемого? (повествование ведётся от первого лица: автор сам рассказывает историю Лизы, в конце романа автор сообщает нам о том, что сам был знаком с Эрастом)

— Какой мы видим главную героиню в родительской семье? Чему смогли научить ее отец с матерью? (Лиза была послушной дочерью, во всем помогала матери. Была скромной, совестливой, не была жадной к деньгам «Мне не надобно лишнего»)

– Чем занималась Лиза целыми днями? (Работала: продавала ландыши и ягоды; вязала чулки, ткала холсты)

– А почему Лизе пришлось работать? (Потому что её отец умер)

— Какими эпитетами наделяет Карамзин свою героиню? («плачевная судьба бедной Лизы», «прекрасная, любезная Лиза», «нежная Лиза»)

— Что читатель узнает об Эрасте до встречи с Лизой? (Вёл рассеянный образ жизни. Думал о своём удовольствии, искал его в светских забавах, но не находил скучал и жаловался на судьбу)

– Как встретились Эраст и Лиза? (Лиза продавала в городе ландыши. Он хотел купить за 1 рубль, а она просила за 5 копеек)

— Как понимать слова героя: «Натура призывает меня в свои объятья …» (Эраст на время хочет оставить свет. «Ему казалось, что он нашёл в Лизе то, что его сердце давно искало. … натура призывает в свои объятия, к чистым радостям»)

— Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми? (Лиза – потупленным взором, с огненными щеками, с трепещущим сердцем; Эраст – с розовыми губами)

— Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить «светских забав» Эраста? (Он узнал, что любим страстно новым, чистым, откровенным чувством)

— Когда и почему отношение Эраста к Лизе резко переменилось? («Сейчас надлежало погибнуть непорочности. Ах, Лиза, Лиза, где ангел-хранитель твой? Где твоя невинность?»)

— В каких словах автора звучит оценка поступку героя? Осуждает ли он Эраста? (Автор: «Сердце моё обливается кровью в сию минуту. Я забываю человека в Эрасте – готов проклинать его – но язык мой не движется – смотрю на небо, и слеза катится по моему лицу»)

– Чем закончились отношения героев? (Эраст сообщает, что женится на другой; даёт Лизе 100 рублей и просит слугу вывести Лизу из кабинета)

– Какова судьба героев? Был ли счастлив Эраст? (Лиза бросается в пруд, потому что Эраст обманул её, воспользовавшись её молодостью и доверчивостью. А Эраст, обанкротившись, вынужден был жениться на старой вдове. Эраст не счастлив, так как женился без любви).

Как вы считаете, какие черты сентиментализма присутствуют в повести?

!Под запись. Черты сентиментализма:

1. У главной героини богатый внутренний мир.

2. Герои не сдерживают своих эмоций, они проливают слёзы.

3. Положительный герой – крестьянка Лиза.

4. Природа – чиста, прекрасна, поэтому только Лиза могла общаться с ней.

IV . Подведение итогов урока.

Что вы узнали сегодня нового на уроке?

1. Подготовить сообщение о биографии Карамзина, его деятельности как публициста и историка.

2. Выбрать для выразительного чтения в классе стихи или отрывки из прозаических произведений Карамзина. Обосновать свой выбор.

Читать еще:  Христианская символика в орнаменте русской вышивки. Рог изобилия

Варианты письменных работ при изучении повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»

И зучение повести Карамзина в 9-м классе вызывает трудности, связанные с тем, что она создана более двухсот лет назад и потому, несмотря на прозрачную сюжетную линию, по языку кажется школьникам сложной. Вот почему первая задача учителя — вызвать интерес к повести у своих учеников и донести до них проблемы, в ней поднятые, неподвластные времени. Анализ повести может быть связан с выполнением ряда письменных работ. Некоторые из них можно предлагать всем учащимся, какие-то — отдельным ученикам, одни работы следует выполнять в классе, другие — лучше в виде домашней работы. Как правило, в процессе изучения повести «Бедной Лизы» я предлагаю своим ученикам две-три письменные работы.

Сочинение-стилизацию «Прогулка в парке» хорошо дать в качестве домашней работы после анализа экспозиции повести. На уроке мы уделяем большое внимание образу рассказчика — человеку образованному, эмоциональному, способному тонко чувствовать природу и сострадать окружающим; литератору, обладающему способностью пробуждать в читателе лучшие чувства. Обсуждая образ рассказчика, следует отметить, что, проявляя интерес к жизни обычных людей, автор сострадает и Лизе, и Эрасту. Внимание учащихся заостряется на субъективности повествования, что является важной особенностью сентиментализма.

Особенно пристально мы работаем над стилистическими особенностями прозы Карамзина: отмечаем конструкцию сложных распространённых предложений, инверсию, многочисленные восклицания. Обязательно обращаем внимание на лексику повести: употребление архаизмов, прилагательных в превосходной степени, необычных эпитетов.

Обсуждая экспозицию, обращаем внимание и на то, что в ней описываются различные состояния природы, соотносимые с духовной жизнью человека, рассказывается о картинах монастырской жизни, возникающих в воображении рассказчика. Авторские размышления о юном монахе позволяют вспомнить сюжет лермонтовского «Мцыри», и ученики делают маленькое “открытие”: а может, сюжет поэмы навеян повестью Карамзина? Заканчивается экспозиция суждениями об истории отечества, где встречается образ Москвы-вдовицы — и вновь радость ассоциации, на этот раз с пушкинскими строками из «Медного Всадника». Эти подробности позволяют обсудить то впечатление, которое произвела повесть на читателей, влияние творчества Карамзина на последующее развитие литературы.

На композиционные особенности следует обратить внимание учеников и для того, чтобы они понимали, что их стилизация должна передать не только лингвистические особенности, но и сохранить интонацию и логику повествования.

На первом же уроке желателен разговор о прозаических жанрах, разрабатываемых писателями-сентименталистами: повесть, дневник, эпистолярный жанр.

Тогда в качестве варианта домашней работы можно предложить написать сочинение-стилизацию в жанре письма от имени человека XVIII века, который рекомендует прочитать повесть Карамзина своему другу и рассказывает, какое впечатление произвело это произведение в Москве. В этом случае важно напомнить о правилах оформления письма: в начале его должна быть проставлена дата; обращаться к адресату следует, соблюдая нормы того времени; письмо соответствующим образом подписывается (возможно пожелание “Vale”) и может иметь постскриптум.

Ещё один вариант — это сочинение в жанре дневника. Оно сложнее по своему содержанию. Наряду с описанием прогулок можно предложить учащимся сделать несколько записей: человек узнаёт о том, что вышла новая книга, которую все расхваливают; он покупает её или получает в подарок рукописный вариант; медленно и вдумчиво читает, записывая свои размышления о прочитанном. Ежедневные записи могут быть неравны по объёму. При оформлении дневника следует проставить даты. Предлагая это задание, напоминаю, что дневник — это личные записи.

В XVIII–XIX веках были распространены также альбомы, куда наряду с рисунками и стихами заносились и размышления о жизни и о прочитанном. Как ещё один вариант стилизации можно предложить придумать запись в альбом, выполненную в стиле Карамзина, которая будет содержать размышления о жизни, навеянные повестью. В этом случае следует продумать обращение к владелице альбома, а в конце не забыть поставить подпись.

Повесть Карамзина предлагается для изучения в 9-м классе, заканчивая который учащиеся должны написать изложение с элементами сочинения. В качестве подготовки на уроках по развитию речи иногда я даю изложение по экспозиции и предлагаю следующие вопросы.

— Каким видится вам рассказчик, от лица которого ведётся повествование?

— Какие художественные приёмы встречаются в предложенном отрывке и какова их роль?

Если экспозиция была подробно проанализирована, ученики с удовольствием пишут и изложение и творческую часть.

Практика работы в школе показывает, что обучение умению писать сочинение, создавать свой текст — дело длительное, кропотливое. И первые шаги — это умение составить и написать характеристику героя. Следующая по сложности работа — это сравнительная характеристика двух или нескольких персонажей. Эти виды сочинения лучше проводить в классе.

Тема «Новизна образа героини повести “Бедная Лиза”» предполагает, что на уроке были обсуждены вопросы социального происхождения героини, отличительных черт её характера, отношения с матерью, осложнившиеся после встречи с Эрастом, причём доверительность была нарушена самой Лизой. Как проявляется сложная внутренняя жизнь героини? В чём проявляется неоднозначность её характера? Какие значения заложены в слове “бедная”? Эти и другие вопросы также помогают ученикам в написании работы.

Тема «Неоднозначность образа Эраста в повести Карамзина», также, по сути, представляет собой развёрнутую характеристику героя. Важными представляются вопросы о том, искренно ли Эраст любит Лизу, что он увидел в этой простой “поселянке”, как он ведёт себя после разлуки, почему даёт деньги, какие чувства испытывает он после гибели девушки, от кого узнаёт историю бедной Лизы рассказчик.

В ходе уроков учащиеся ведут записи в тетради по литературе, которые ложатся в основу их письменных работ. Важно, чтобы в тетрадях было записано как можно больше синонимичных слов и выражений. Примером таких записей могут быть материалы для сравнительной характеристики героев.

Общие черты героев. Оба искренно любят и глубоко страдают, что позволяет рассказчику выразить надежду на то, что “теперь, может быть, они уже примирились”.

Общий вывод. Новизна и неоднозначность созданных Карамзиным образов обычных, простых людей, рассказ об истории их сложных чувств и мыслей явились своеобразным художественным открытием, определившим дальнейшее развитие литературного процесса.

И ногда непосредственно на уроках сразу после обсуждения предлагаю темы для небольших по объёму письменных ответов: «Смысл названия повести Карамзина», «Композиция повести “Бедная Лиза”», «Мотив денег в повести». Обычно на это отводится 10–15 минут в конце урока.

Отдельный вид письменных работ на уроках литературы — составление конспекта по лекции учителя. Этот вид работы представляется мне целесообразным в 9–11-х классах, он учит выявлять главное, устанавливать логику чужого устного повествования, готовит школьников к будущей студенческой жизни. В качестве начальных этапов этой работы можно предлагать ученикам составить простой или тезисный план лекции. Содержанием лекции может стать обобщение материала по классицизму и сентиментализму, с привлечением фрагментов разных произведений.

Читать еще:  Лиса карандашом поэтапно детям. Как нарисовать лису из сказок: описание работы

В классах естественно-математического профиля я предпочитаю читать такую вводную лекцию. Какие общественные причины сделали актуальным то или иное литературное направление? Какие художественные задачи оно решало: что отвергалось, что было привнесено нового? Обязательно записываем в тетрадь разрабатываемые писателями жанры; имена и произведения классиков зарубежной литературы, имена и произведения русских авторов. Каждая вводная лекция (по классицизму, сентиментализму и другим направлениям) строится по одной логической схеме. Такая общая для всех направлений схема расположения материала позволяет ученикам запомнить их сущность и особенности, проводить сравнение.

В гуманитарных классах предпочтительно завершать изучение темы обобщающей лекцией. Сама лекция может быть гораздо более информативна и композиционно свободна. В конце урока я оставляю около десяти минут для вопросов и размышлений учеников.

Ещё один из вариантов письменных заданий — конспектирование литературоведческих статей. Эту работу я предлагаю своим ученикам в качестве домашней. Можно сориентировать их на какой-нибудь один вопрос, если статья многоаспектна и велика по объёму. Интересный материал для конспектирования можно найти в книге А.Гениса и П.Вайля «Русская речь», в эссе, посвящённом повести Карамзина.

Подобного типа записи помогают ученикам подготовиться к письменной работе.

Если класс слабый и у школьников нет стабильных навыков в написании сочинений, то подготовительной работе отвожу отдельный урок, на котором показываю, как составляется план сочинения. Его записываем на доске и в тетрадях. По мере составления плана учащиеся отвечают на все его пункты, за что им выставляются оценки. Сочинение по созданному плану учащиеся пишут дома.

Сочинения, связанные с темой, проблемой, идеей, требуют особенного внимания со стороны учителя, так как учащиеся нередко плохо различают литературоведческие понятия, поэтому при изучении каждого произведения (повести «Бедная Лиза» в частности) необходимо выяснять, какова его тема, проблема, основная идея. Каждый раз мы обращаемся к словарю литературоведческих терминов (или к выписанным определениям этих понятий в тетради по литературе). Обсудив тематику повести, в качестве письменной работы можно предложить сочинение «Тема любви и ответственности за любимого человека (по повести Карамзина “Бедная Лиза”)».

«Новизна идеи повести Карамзина», «Авторская позиция в повести “Бедная Лиза”», «Элементы психологизма в обрисовке характера героини» — эти темы предлагаю в качестве итоговой работы, которую учащиеся пишут по завершении изучения повести Карамзина. Конечно, все эти вопросы предварительно мы обсуждаем на уроках.

В сильном классе можно предложить ученикам темы сочинений-размышлений по повести Карамзина «Слог, фигура, метафора, образы, выражения — всё сие трогает, когда одушевляется чувством» (Н.М. Карамзин); «Речевая характеристика героев повести». На уроках мы обсуждаем (и довольно подробно) стиль Карамзина, поэтому всегда находятся два-три человека из класса, которые берутся за эту тему.

Сочинение-интервью в качестве самостоятельной творческой работы предлагаю иногда как итоговое отдельным учащимся. Они создают воображаемый диалог с современником и почитателем Карамзина. Какие вопросы, касающиеся повести, можно было бы задать человеку другой эпохи? Какие ответы мы могли бы получить? Важно, чтобы эти ответы были стилистически соотнесены с эпохой. Это задание требует от ученика некоторого воображения и хороших филологических знаний, тогда получается по-настоящему интересное сочинение.

Письменные работы в жанрах газетной статьи или рефератов лучше предлагать тем, кто, углублённо занимаясь литературой, посещает факультатив. Интересным может получиться «Заочное путешествие в Москву XVIII века» (по повести «Бедная Лиза»). Это творческое задание предполагает интеграцию знаний по истории, литературе и искусству.

Поскольку внеурочные занятия предоставляют большую свободу в выборе материала, я иногда предлагаю прочитать повесть Карамзина «Наталья — боярская дочь». Обсудив её, ученики создают рефераты на темы: «Своеобразие героев повестей Карамзина», «Стилистические особенности прозы Карамзина». Интересная работа может получиться на тему «Роль пейзажа в повести Карамзина». Ученики могут её написать с опорой на одно или несколько произведений по своему выбору.

Важным представляется презентация этих ученических работ. Их можно опубликовать в школьной газете или предложить в виде докладов на классной или школьной конференции, но они обязательно должны быть представлены публично.

На уроках литературы учащиеся готовятся к итоговому сочинению в 11-м классе. Но школьникам предъявляются также требования по умению создавать письменные работы других жанров (на олимпиадах, например), а значит, нельзя забывать и о рецензии, отзыве, аннотации.

Можно написать рецензию на спектакль, созданный на основе сюжета «Бедной Лизы», москвичи и жители Подмосковья могут его посмотреть в «Театре у Никитских ворот».

Предлагая эту форму письменной работы, следует напомнить, что наряду с объективным анализом рецензия допускает субъективный взгляд, личные пристрастия рецензента, важно только, чтобы они были обоснованны и доказательны.

Иногда я предлагаю учащимся дома прочитать любую другую повесть Карамзина и на уроке написать на неё рецензию. Эта работа проводится уже после изучения повести «Бедная Лиза», и ученики могут пользоваться всеми материалами тетради по литературе.

Любопытные рецензии могут получиться на сочинение по повести «Бедная Лиза», распечатанное учителем из Интернета или взятое из “золотых” сборников. В начале этой работы нужно ещё раз сказать о критериях, которые следует учитывать при рецензировании: соответствие теме, полнота ответа, его логика и другие. Эта работа помогает учащимся видеть чужие ошибки, значительно повышает культуру их письменной речи.

Особый вид работы — составление аннотации, которая адресована потенциальным покупателям и читателям книги (повести) и потому должна быть написана кратко, но ёмко и вызывать интерес и желание подробнее познакомиться с произведением. Я предлагаю её на занятиях факультатива, предварительно прочитав и обсудив аннотации к различным книгам.

Ещё раз хотелось бы оговорить, что во время изучения повести Карамзина я даю отнюдь не все перечисленные работы, а, как правило, две-три, выбирая тот вид, который, как мне кажется, заинтересует учеников и будет им по силам.

Нельзя научиться писать, не создавая самостоятельные письменные работы. Ни одно пособие, ни один даже самый подробный рассказ о том, как надо писать, не помогут, если у школьника нет умений и навыков по созданию собственного текста.

Практика, практика и практика. Если хотим, чтобы наши ученики свободно писали, мы должны предлагать им как можно больше разнообразных письменных работ.

Источники:

https://vsesochineniya.ru/karamzin-bednaya-liza-analiz-proizvedeniya-plan-pereskaza.html
https://infourok.ru/plankonspekt-po-literature-po-proizvedeniyu-nm-karamzina-bednaya-liza-3206905.html
https://lit.1sept.ru/article.php?ID=200601611

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]