Традиционные промыслы якутии. Народные промыслы Якутии: культура и бизнес
Традиционные промыслы якутии. Народные промыслы Якутии: культура и бизнес
Основные разделы собрания народного и декоративно-прикладного искусства: шитье и вышивка, ювелирное искусство, дерево и береста, резная кость.
Художественная обработка дерева и бересты в Якутии достигает наивысшего расцвета в XIX веке. Праздничная кумысная посуда, утварь будничного назначения изготовлялись из березы и лиственницы. Резьба, орнаментация, фактура в лучших образцах якутских изделий теснейшим образом связаны с формой и конструкцией предметов.
Ювелирные изделия народа саха отличаются красотой простых монументальных форм и своеобразием орнаментации. Уникален по своей самобытности сложный комплекс женских ювелирных украшений, включающий большие серьги с подвесками, широкие пластинчатые браслеты, массивное нагрудное украшение с гривной, пояс, покрытый наборными серебряными пластинами, к которому крепились необходимые личные предметы. Ансамбль украшений всегда носился поверх женского национального костюма, был образно – эстетически тесно связан с покроем и декором одежды.
Признанный мастер «Серебряных дел» женщина-ювелир Л.П. Бубякина первая в современном якутском ювелирном искусстве выполняет полный «Комплект национальных женских украшений» (1990), образный строй которого решен классически-традиционно.
В лучших традициях народного прикладного искусства Якутии создают праздничный национальный костюм и другие изделия Е.Е. Аммосова, А.Е. Сивцева, Е.И. Аржакова, А.И. Хабаровская, А.Н. Зверева. Почти забытое и трудоемкое искусство плетения из конского волоса возродили чурапчинские мастерицы. В циновках, ковриках Е.С. Пинигиной привлекают фактура и цвет природных материалов, живая осязаемость и рукотворность вещи. Гобелены из конского волоса Н.С. Федуловой Ж. Хунгеевой отличает тональные переходы естественной окраски природного материала.
Гордость коллекции – раздел якутской резной кости – промысла, известного с ХVIII столетия. До середины XIX века якутские косторезы создавали произведения утилитарного характера: гребни, шкатулки, ларцы, подчасники, начиная со второй половины XIX века появляются изделия объемной мелкой скульптуры. Творчество мастеров начала ХХ века – К.И. Неустроева, Д.М. Никифорова, А.И. Говорова, отражает новый этап развития якутского косторезного искусства – они учились в Земских кустарных мастерских Сергиев Посада, куда были посланы якутским губернатором И.И. Крафтом.
Первое поколение советских косторезов – А.В. Федоров, В.П. Попов были выходцами из потомственных семей резчиков. Классически ясная композиция «Якутка у коновязи» (1947), выполненная В. Поповым стала своеобразным эстетическим эталоном косторезного искусства Якутии. В пластине «Василий Манчаары» (1946) Федоров создает яркий экспрессивный образ легендарного героя.
С именем Т.В. Аммосова связано развитие традиций орнаментально-сюжетной композиции. В вариациях декоративных шкатулок, шахмат, кумысных кубков (чоронов) увлекает свобода фантазии и непосредственность образных интерпретаций.
Излюбленные мотивы другого мастера – Пестерева С.Н. – охота, стремительный бег собачьих и оленьих упряжек, лесная жизнь зверей, табуны коней и стада оленей на вольных пастбищах. Его почерк развивался от ощутимого натурализма к динамичной выразительности силуэта и декоративной условности монолитных масс.
Во второй половине 1950-х годов С. А. Егоров, К. Ф. Герасимов, С. П. Заболоцкий, К.К. Крылов, выпускники скульптурного отделения Якутского художественного училища, переносят приемы станковой скульптуры в резьбу по кости.
Глубоко национально и самородно искусство С.Н. Петрова. Его творчество являет собой синтез принципов профессиональной станковой скульптуры, декоративно-прикладного искусства и народной резьбы, с цельностью ее форм и образов, эмоциональной открытостью и особой, свойственной народному мировосприятию ясностью выражения.
Основные сюжеты произведений Н. Д. Амыдаева почерпнуты из повседневной жизни северян и ее укоренившегося уклада, связанного с окружающей природой.
В структуре произведений современных мастеров можно отметить особое значение культурной памяти и многослойность семантики – в ней тесно взаимодействуют профессиональное и народное, опыт мирового художественного наследия.
Органично восприняв богатейший опыт, накопленный многими поколениями, Р.Н. Петров, как и мастера прошлого, свободно владел кузнечным и ювелирным делом, резьбой по дереву и кости. В текстуру кости он вводил черный графический рисунок, цветной металл и ровдугу. Умело соединяет изобразительное и смысловое начало с декоративным, сообщая новизну всей композиции Ф.И. Марков. Народный юмор, гротеск присущ произведениям Р.М. Пинигина. В творчестве К.М. Мамонтова сочетаются национальная эстетика и дух эксперимента, смело расширяющего тематические и жанровые рамки косторезного искусства.
Современные художники М.Н. Слепцов, Н.Д. Огонеров выбирают лаконичную композицию, раскрывая содержание образа чисто пластическими средствами. В произведениях костореза Е.П. Саввина живет традиция резных шкатулок и ларцов XIX века.
Гермогенов П. П. Маллаах иhит.2004. Береста, тальник, конский волос. Шитье, тиснение, плетение
Слепцов М.Н. Дети войны. 2005. Рог оленя, кожа. Резьба объемная
Федулова Н.Е. Гобелен “Невеста”. 2005. Конский волос. Ручное ткачество
Зверева А.Н. Триптих “Поэма о бересте”. 2003. Ткань, мулине, бисер, металл. Шитье, вышивка, штамповка.
Традиции и обычаи якутов
В тяжелых условиях вечной мерзлоты якуты основали государственность, вывели адаптированные к северной природе морозоустойчивые породы коров и лошадей, создали уникальный художественно-философский эпос олонхо. Развиваясь всесторонне, народ укреплял свои позиции и становился еще сильнее с приходом нового времени.
Ареал распространения
Нельзя забывать, что народы Якутии произошли от кочевников, но согласно легенде однажды нашли долину, идеальную для проживания, названную Туймаада. Сегодня в центре нее расположилась столица республики — Якутск.
Большая численность якутов наблюдается в Иркутской, Красноярской и Хабаровской областях Российской Федерации, но конечно же наибольшее количество можно встретить в месте их давнего обитания, — ныне Республика Саха.
Слова «якуты» и «саха» по одной из версий восходит к одному общему, более раннему понятию, которое получило распространение как самоназвание. С другой стороны, предполагается, что первым называли народ другие этногруппы, а Саха — они сами.
Установив центр в месте теперешнего пребывания, на протяжении истории якуты продолжали увеличивать ареал обитания. Двигаясь к востоку Сибири, они осваивали и совершенствовали оленеводство, вырабатывали свои техники упряжки. В итоге, им удалось укорениться и в тех краях.
История и происхождение
Народность сформировалась в 14-15 веке. Принято считать, что курыканы из Забайкалья переместились к средней части реки Лена, вытесняя при этом тунгусов и других «местных» кочевников. Хотя отчасти группы объединялись, создавали взаимосвязи делового характера, хоть на фоне этого конфликты не переставали вспыхивать.
Конечно, было немало тойнов (предводителей), которые прославились объединительными настроениями. Стараясь подавить внутренние бунты, а также усмирить внешних врагов (конкурентов на пастбища и земли), случались попытки решить вопрос агрессивным путем — внук Баджея тойон Тыгын. Однако насильственные методы только отдаляли от якутов другие народности, усиливая противостояние.
Переломным моментом в истории стало присоединение территории к Российскому государству, которое произошло в 1620-30 гг. С развитием и прогрессом, в каждую дверь балагана (жилья) постучало и православие. Поощрительные методы относительно тех, кто принял крещение, и карательные для приверженцев веры отцов, достигли своей цели — большая часть якутов приняла новую религию.
Культура и быт народа Якутии
Якуты научились выживать в тяжелых условиях, а традиции и обычаи народа продиктованы теми факторами, которые этому способствовали. Расположенные на дальнем расстоянии жилища, никак не сказывались на социальной активности представителей народа.
По истечению жизни старцу было о чем рассказать молодому поколению — на общих праздниках и во время ритуалов завязывалась дружба, а при разделении территорий появлялись враги. Народ не отличался миролюбием. Давняя привычка к охоте, борьбе за жизнь и умения обращаться с оружием (лук) создавали условия для конфликтов между другими этническими группами месторасположения.
Семью же чтили испокон веков, в почете было и остается старшее поколение. К ним не относятся со снисхождением, как это случается в современном мире, наоборот — их уважают за большой жизненный опыт, слушают их наставления и уж тем более считают за честь принимать их у себя в доме.
Жилище якутов
Домом здесь служила народная юрта — балаган. Строилась она в виде трапеции из молодых бревен, а щели между ними плотно набивались навозом, стружкой и дерном. Расширяющаяся к земле форма стен позволяла экономно и быстро согревать помещение печкой-мазанкой, которая располагалась в центре. Окон не было или предусматривались небольшие отверстия, которые было легко закрыть.
Летом для постройки использовали берест, создавая урасу — сезонное жилье. Стояла она неподалеку от балагана. В нее даже не переносили все вещи, ведь зима возвращалась очень скоро. Юрта представляла собой округлую кверху конусообразную палатку с дверью.
По периметру располагались спальные места, иногда отделенные символическими перегородками. Печи здесь не было — огонь разводили на земле, да так, чтобы дым уходил прямиком через отверстие в верхушке.
Одежда
Изначально целью одежды была защита тела от холода, поэтому ее шили из шкур убитых животных. Освоив скотоводство на смену пришли шкуры домашней живности. Эстетическим компонентом на фоне крупного изделия из меха служили пояса и подвески из металлов.
Также мастерицы старались комбинировать цвета и толщину меха, чтобы на плечах или рукавах появлялась выделяющаяся отделка. Позже стали использовать ткани и вышивку. Летом же цвета пестрили разнообразием, отображая буйство природы.
Классическим набором служили:
- меховая шапка, сшитая кверху или со вставкой ткани;
- шуба, опоясанная металлическим ремнем;
- кожаные штаны;
- вязаные шерстяные носки.
Обувь и варежки делали также из меха, не забывая о том, что руки и ноги обмораживаются в первую очередь.
Якутская кухня
Ввиду условиям выживания, продукты питания животного происхождения использовали полностью — от рыбы, птицы (с охоты), коровы, лошади или оленя не оставалось и следа после приготовления. В ход шло все:
Из наивных продуктов варили супы, их тушили, перетирали в ливер. Особенное место в рационе занимали молочные продукты. От них зависело наличие в доме питья — айран, соурат, десерта — чохоон, а также сыра и масла.
Одним из самых необычных способов готовки является замораживание. Без него в Сибири не обойтись, поэтому якуты могут похвастаться таким блюдом, как строганина (раньше «струганина»).
Рыба (чир, нельма, мускун, омуль и другие) или мясо оленя замораживали в естественной среде и подавали на стол в виде тончайших пластов или стружки. Была продумана и «маканина», которая придавала вкус сырому продукту. Она состояла из смеси соли и молотого перца 50/50.
Кому поклонялись якуты с древних времен
Несмотря на принятие христианства, культура Якутии по-прежнему тесно связана с теми канонами веры, которые заложили в них предки. По преданиям народа, у каждого элемента природы и окружающего мира есть дух-хозяин, который вызывал страх и почтение.
В качестве жертвы на них оставляли конские волосы с гривы, клаптики сукна, пуговицы и монетки. Существовали правящие покровители:
- дорог — он укажет путь и поможет не сбиться с маршрута;
- водоемов — из-за него нельзя бросать в реки нож или острые лука, а приношением считают маленькую берестяную лодочку с символом человека внутри;
- земли — дух женского рода, который отвечает за плодородие всего живого;
- ветра — берег землю от вражды;
- грома и молнии — если стихия попадала в дерево, его остатки считались целебными;
- огня — хранит мир в семье, поэтому очаг переносили с места на место в глинянном горшке, чтобы никогда не тушить;
- леса — помощник в охотничьем ремесле и рыбальчестве.
Промыслы
По объединении с большой и сильной Россией, жизнь народа изменилась. Скотоводство по прежнему процветало, выводились морозоустойчивые породы коров и лошадей, которые и на сегодняшний день остаются уникальными в своем роде.
Однако развивалось и земледелие, несмотря на то, что в условиях резко-континентального климата уличный градусник подолгу остается на отметке — 40-50º, а зима длиться 9 месяцев в году.
На второй план отошла охота и рыбалка, которые когда-то являлись последней надеждой на пропитание. Развитие хозяйства помогло сохранить численность народа, так как суровые зимы нередко заканчивались фатально.
В ледяную стужу за много километров от поселения, сражаясь с морозом и дикими животными, не каждый охотник возвращался домой.
Молодая семья, которой не было на кого рассчитывать, могла остаться без пропитания, и, за неимением запасов (в закрома отправлять было просто нечего), попросту погибала от голода.
Передвижение по снежному покрову народ доверил самостоятельно выведенной породе лайки, а охрану дома — менее проворной и большой по размерам, но с такой же теплой «шубкой» якутской собаке.
Фольклор
Эталоном народного эпоса являются поэмы олонхо. Они представляют собой от 10 до 36 тысяч рифмованных строк, повествующих о фантазийным мирах, благодаря действиям в которых и появилось все сущее.
Стоит отметить, что сюжеты не лишены исторической подоплеки. При этом сохраняется образность, религиозность и художественность произведения.
Также нельзя забывать об оригинальном музыкальном инструменте — варгане (хомус). Зажимая губами или зубами, основная часть входит в ротовую полость, где звук резонирует. Визитной карточкой также называют горловое пение.
Традиции и обычаи народа Якутии
Следует начать с того, что даже среди современного населения остались отголоски давнего шаманизма или синтоизма. Почтение духов и явлений природы переросли в устоявшиеся обряды.
Некоторые представители народа уже отвергают компонент веры в силу данных ритуалов, однако исполняют их по настоянию старшего поколения или по привычке.
К примеру, раньше обязательным ритуалом перед готовкой было «кормление огня». В очаг бросали еду и окропляли его молоком или кумысом. Сейчас его проводят по праздникам и символически. На смену шаманам пришли «благословители», которые желают счастья, процветания и здоровья присутствующим на торжестве.
Интересно, что у якутов, как и у кавказских народов, в привычку вошла кровная месть. Конечно, на сегодняшний день силы традиции ослабели, а ущерб возмещают выкупом. Однако по натуре своей это люди добрые и гостеприимные, любят щедро делиться тем, чем богаты, и делать подарки.
Якутская свадьба
Не удивительно, что праздничным нарядом для девушки служила шуба. Только не простая, а в пол, обшитая соболями, песцом и украшенная серебряными элементами.
В современной одежде уже присутствуют плотные ткани, в которых мех гармонично создает нарядный вид и согревает. На голове девушки была шапка, с конусным концом и яркой вставкой с вышивкой.
В древние времена о свадьбе договаривались родители, не учитывая желания молодых. Если семья невесты была настолько бедна, что не в состоянии была принять участие в ритуальных мероприятиях, ее могли попросту выкрасть. Благословляли молодых отдельно, окуривая дымом бересты в разных юртах, а затем и во время праздника, разводя ритуальный огонь. Вместо шамана, сегодня этим занимается отец или мать жениха.
Праздничные обычаи якутов
В самый долгий день в году 21 июня отмечается Ысах, что в переводе означает «изобилие», но все его знают как праздник кумыса. На его появление повлияли сразу несколько исторических и культурных факторов:
- долгожданное тепло по истечению длительной зимы дает возможность встретиться всем родственникам после морозного уединения;
- ритуальное почитание коня (кумыс готовят из молока кобылицы) — животное тесно связано с народом, присутствует в декоре и украшениях, так как по преданию предков было первым на земле;
- обряд включает в себя «кормление огня» жертвенным кумысом с рук шамана.
Неотъемлемой частью праздника является хоровод, участниками которого становятся все присутствующие. Двигаясь по направлению солнца, они символически запускают ход жизненного круга. Держась за руки с родными и близкими, ощущается единение и сила народа.
Заключение
Традиции якутов многогранны и неповторимы. Прикоснуться к их вековой истории, ощутить силу воли в борьбе за свое выживание и благополучие рода стоит каждому. Тем более, можно не только гордиться, что такой народ живет с вами в одной стране, но и беспрепятственно увидеть его рост и развитие своими глазами.
Традиционные промыслы якутии. Народные промыслы Якутии: культура и бизнес
НАРОДНОЕ ИСКУССТВО ЯКУТИИ – ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Народными художественными промыслами принято называть дающее экономический эффект отлаженное производство товаров народного потребления и сувениров на основе издавна бытующих в данной местности у данного этноса локальных художественных традиций народного искусства.
На территории Республики Саха (Якутия) исторически сложились следующие традиционные виды народного искусства, лучшие образцы которых отложились в музейных коллекциях:
1) художественная резьба по дереву;
2) художественная обработка бересты;
3) художественная резьба по кости;
4) художественная обработка металла;
4) ювелирное искусство;
5) художественная обработка мягких материалов: меха, тканей, кожи (ровдуги) и т.д.;
6) моделирование одежды.
Испокон веков мастера и мастерицы Якутии передавали по наследству традиции и навыки художественной обработки материалов. Они владели искусством рельефной, плоскорельефной, сквозной, ажурной резьбы (дерево, кость), литья, чеканки, гравировки, чернения (серебро), шитья, аппликации, вышивки бисером и цветными нитками (мех, ткани), искусством богатого образами орнаментального языка [1, 2]. Некоторые виды промыслов (например, косторезный) сложились в Якутии еще в дореволюционный период. Об этом напоминают коллекции предметов народного искусства в отечественных, зарубежных и улусных музеях [3, 4].
В настоящее время активно развиваются новые виды современного декоративно-прикладного искусства: керамика, батик, гобелен, дизайн (моделирование) одежды [5, 6, 7]. Как правило, успех сопутствует тем видам современного искусства, которые основаны на традициях предков, позволяющих сохранять национальное своеобразие в рамках тотальной глобализации культурных процессов. Особый расцвет во второй половине 90-х годов ХХ в. наблюдался в ювелирной отрасли, опирающейся на производственный потенциал местной промышленности, в том числе – сырье быстрорастущих гранильных и золотодобывающих предприятий, талант мастеров, древние традиции ремесла и развивающиеся международные связи, корпоративные отношения [8, 9, 10].
В данной ситуации нелишне вспомнить некоторые, забытые на сегодня, страницы истории. С чего начиналось возрождение якутского традиционного искусства? Экспедиционные материалы, собранные в 60-х годах ХХ в. сотрудниками Научно-исследовательского института художественной промышленности Н.И. Каплан, В. А. Барадулиным и другими в результате поездок по северным районам республики зафиксированы в фотоальбомах этого института. Они показали богатство и разнообразие традиций якутских народных промыслов, заметно выделяющихся среди традиционных промыслов других народов Севера и Сибири [11, 12]. На первой республиканской конференции по якутскому народному и декоративно-прикладному искусству, состоявшейся в г. Якутске в 1965 г., сотрудниками института Н.И. Каплан, Т.Б. Митлянской и И.Л. Карахан был поставлен вопрос об организации специализированного предприятия по массовому производству сувениров и предметов народных промыслов [13]. В 1970 г. на базе цехов Якутского кожкомбината и Горпромкомбината была создана сувенирная фабрика «Сардаана». К 1974 г. на фабрике, наряду с художественной обработкой дерева и кости, была введена строчевышивка, обработка меха, рога.
В 1976 г. в г. Якутске открылся ювелирный завод. Потребность в более глубоком и профессиональном отношении к традициям народного искусства привела к необходимости рассмотрения накопившихся проблем. Зимой 1981/1982 г. в Якутске состоялась II республиканская конференция по народному и декоративно-прикладному искусству с участием гостей из Москвы, Хабаровска, Улан-Удэ. Была организована выставка с участием районных (улусных) и столичных музеев, Якутского художественного училища, фабрики «Сардаана», мастеров из союза художников Якутии. Мне довелось принимать непосредственное участие в этих мероприятиях как члену оргкомитета конференции и выставки, автору текста буклета и каталога выставки, докладчику по теме «Якутский орнамент: традиции и современность» [14, 15, 16]. Конференция обобщила опыт развития якутского народного искусства, сформулировала задачу широкого возрождения древних традиций якутского искусства, выработала соответствующие рекомендации, нацеливая мастеров на изучение музейных образцов, а не субъективных фантазий современных художников, предлагавших свои изделия в качестве эталонов.
Большую роль в развитии традиционных культур народов Севера и Сибири сыграла Всероссийская программа «Дети Севера: жизнь и творчество», разработанная учеными Новосибирского академгородка. Проведенные по этой программе выставки, конференции, концертные программы в Новосибирске, Ленинграде (тогда Всесоюзном Музее этнографии народов СССР), с широким привлечением детской аудитории, дали хорошие результаты [17,18,19]. Во второй половине 80-х годов этими вопросами занимался отдел Севера Совмина ЯАССР. Мне довелось быть секретарем и организатором якутского фрагмента мероприятий от Министерства культуры республики, неоднократно выезжать на выставки и конференции в Новосибирск и Ленинград. Кроме официальных структур большую помощь в организации мероприятий оказали якутяне Р.К. Павлова, А.Д. Бравин, И.Е. Спиридонова и другие. В научной части программы активное участие принимали Ч.М. Таксами, В.А. Роббек, У.А. Винокурова, Ю.И. Шейкин, М.Н. Угрин, И.А. Рольник, сотрудники Музея этнографии (ныне Всероссийского), исследователи из различных регионов Севера и Сибири, многие из которых ныне стали видными учеными, руководителями научных и административных подразделений. Здесь нельзя не вспомнить новосибирцев: академика В.П. Казначеева; профессора М.Н. Мельникова; организатора-энтузиаста Римму Петровну Звереву, «заводившую» и сплачивавшую весь регион вокруг идей программы; очаровательную в свои «за 80» ленинградку, «мать» северных ансамблей «Мэнго», «Эргырон», объездившую с ними весь мир Т.Ф. Петрову-Бытову и многих других, чьим бескорыстным трудом возрождалась культура Севера [12, 20].
В целом в советские годы сложились следующие основные формы бытования народного искусства Якутии:
1. Творчество профессиональных мастеров – выходцев из самодеятельности и выпускников прикладного отделения Якутского художественного училища. Они работали по госзаказу Министерства культуры и Правительства ЯАССР для выставок и фондов музеев, создавали эскизы образцов для художественной промышленности [21].
2. Творчество самодеятельных мастеров из улусов – участников выставок самодеятельного искусства. Лучшие из них становились народными мастерами, состояли на учете в Доме народного творчества, участвовали в работе его творческих лабораторий, имели перспективы творческого роста и участия в крупных выставках [22, 23, 24].
3. Художественная промышленность (фабрика «Сардаана» и сеть райбыткомбинатов в районах) под эгидой Министерства местной промышленности ЯАССР и под художественным покровительством Института художественной промышленности (г. Москва).
Проблемами соотношения профессионального и самодеятельного в народном искусстве занимался В.Х. Иванов, изучением якутской национальной одежды – Р.С. Гаврильева, сбором и фиксацией якутского орнамента в изделиях из различных материалов – Б.Ф. Неустроев (Мандар), сбором и анализом материала по юкагирской культуре – Л.Н. Жукова, изданием альбомов по творчеству отдельных мастеров – И.А. Потапов и З.И. Иванова, пропагандой якутского народного искусства – автор этих строк [25-27]. Участие государства в развитии народного творчества проявлялось и в том, что постоянный контроль за качеством товаров народного потребления и сувениров осуществляла комиссия (республиканский худсовет) по декоративно-прикладному искусству при Совмине ЯАССР, которую в разные годы возглавляли Ю.В. Кайдышев, Н.П. Иксанова. В Худо-жественном фонде ЯАССР в 80-х годах существовала должность инспектора по работе с мастерами. В период перестройки в связи с реорганизацией системы управления были ликвидированы и республиканский худсовет, и единица инспектора в Художественном фонде. В связи с реорганизацией Дома народного творчества и передачей части его функций Центру культуры и искусства им. А.Е. Кулаковского, созданием галереи «Симэх» и творческого союза мастеров «Уус», изменилась ориентация мастеров [28].
В 90-х годах ХХ в., вместе с кардинальными переменами в политической, экономической и социальной сферах общества, произошли существенные изменения в организационных формах бытования промыслов Якутии.
Начался процесс коммерциализации, который в настоящее время коснулся, а, вернее сказать, поглотил все виды бытования народного искусства. Коммерческий подход, ориентированный на получение прибыли, стал главным мотивом деятельности мастеров, вернее не самих мастеров, а тех менеджеров, которые выводят их изделия на рынок. В ходе приватизации коллектив фабрики «Сардаана», выкупив ее основные фонды, превратил свое предприятие в акционерное общество. В настоящее время он имеет полную самостоятельность в разработке ассортимента, ценообразовании и выходе на рынок. Процессы государственного регулирования сведены к нулю. Как повлиял процесс приватизации на качество выпускаемой продукции – покажет время. Система райбыткомбинатов, сложившаяся в советские годы, распалась. Оставшиеся верными своему занятию мастера «выживают» в индивидуальном порядке, создавая частные фирмы или занимаясь кустарным промыслом.
Самодеятельные мастера в улусах оказались той социальной группой, которая наиболее остро ощутила на себе последствия перестройки, «гримасы» рынка, скачки цен на сырье, недобросовестность посредников, забвение специалистами и государством. Оправившись от шока, многие из них сумели адаптироваться в новых условиях.
Мастера-профессионалы прикладного искусства оказались в лучшем положении, благодаря поддержке специализированных фондов («Баргарыы», например), отдельных спонсоров, меценатов, государственных структур, музеев. В сложное перестроечное время в союз художников приняты мастера А.Н. Зверева, М.К. Слепцов; в аспирантуре Красноярского государственного художественного института повысили свою квалификацию косторезы К.М. Мамонтов и Ф.И. Марков [29]. Последний вместе с графиком Н.Н. Куриловым побывал на стажировке в Институте индейского искусства (США).
90-е годы прошлого столетия стали переломными в истории Якутии, заслуживающими отдельного внимания исследователей в разных аспектах бытия. Большой скачок, взлет традиционной культуры обусловлен многими факторами внутренней и внешней политики руководства республики, точно определенными приоритетами ее экономического, политического и культурного развития. Как чувствовали себя в новых условиях мастера? В центральной группе улусов (Усть-Алданский, Таттинский, Чурапчинский, Сунтарский) появились частные фирмы мастеров-резчиков по кости, дереву, обработчиков камнецветного сырья (г. Нерюнгри, пос. Хатыми). С помощью государства открыты гранильные заводы по обработке алмазов в поселках Сунтары и Нюрба [9]. Ищут свой художественный стиль в изделиях из золота мастера из Алдана. С помощью государственных фондов по инициативе мастерицы А.П. Скрябиной в Хаптагае (Мегино-Кангаласский улус) построен Дом-мастерская с функциями музея, Дом-музей якутских народных инструментов И.М. Неустроева (Амгинский улус). На протяжении последних лет работы якутских мастеров не раз экспонировались за рубежом в составе международных выставок и программ (например, по линии «ЮНЕСКО»). За последние годы издано немало альбомов, каталогов, буклетов и статей о творчестве мастеров Якутии, создана торгово-промышленная палата с функциями лицензирования.
Особенно динамично развивается сфера ювелирного производства. Наряду с государственным предприятием «Золото Якутии», появились частные мастерские молодых ювелиров. Открытие «Алмазного двора» в г. Москве позволило мастерам-ювелирам выйти на уровень всероссийского и мирового рынка. Большую роль в бурном развитии ювелирной отрасли сыграла политика 90-х годов, направленная на развитие собственной производственной базы обработки алмазного сырья, а также организация выставки-ярмарки «Северное сияние» с конкурсом мастеров, ставшей для многих ювелиров Якутии трамплином в большой мир отечественного и мирового рынка [30].
Источники:
https://www.sakhamuseum.ru/collection/narodnoye-i-dekorativno-prikladnoye-iskusstvo-yakutii
https://zen.yandex.ru/media/id/5c5902d005fd4400b1da7e55/5cd800c05204fd00b23cfcfa
https://st-yak.narod.ru/index7-24-1.html