В чем заключается жизненный подвиг радищева. «Жизнь Радищева – подвиг
ЖИЗНЕННЫЙ ПОДВИГ А. Н. РАДИЩЕВА
Я тот же, что и был и буду весь мой век .
Не скот, не дерево, не раб, но человек!
ЖИЗНЕННЫЙ ПОДВИГ А. Н. РАДИЩЕВА. Конец XVIII века. Эпоха важнейших событий в мировой истории. По всей Европе и Америке прокатились буржуазные революции. Свершилась Великая французская буржуазная революция, И только в России сохраняется и достигает своего расцвета крепостное право. Вот в такой обстановке молодой дворянин Александр Радищев в 1762 году поступает в Петербургский Пажеский корпус. Родители Александра были добрыми людьми. Они по-человечески относились к крестьянам. За это хозяев любили Жизнь в поместье была первым столкновением Радищева с крепостным строем.
Окончив Пажеский корпус, Радищев служил во дворце, познакомился с дворцовой жизнью. Затем в числе лучших учеников его направляют в Германию, Огромное впечатление произвели на Александра жестокие нравы помещиков-крепо- стников, произвол невежественных военных. В его душе зарождался протест, который потом вылился в замечательное произведение «Путешествие из Петербурга в Москву».
«Путешествие…» явилось результатом многолетних наблюдений, протестом Радищева против системы крепостничества. Он был первым, он начинал. За ним пришли декабристы, Герцен. Радищев понял и показал, что все беды проистекают не от отдельных помещиков, и даже не от царя, а от существующего строя. Он показал крепостное право таким, каким оно было на самом деле: жестоким, несправедливым, во всей его отвратительной наготе, С беспощадной правдивостью показывает Радищев господствующий класс» крепостников: «Чудище обло» озорно» огромно» стозевно». Помещики заботятся только об увеличении своих имений, об умножении богатств и развлечениях. Они хотят превратить крепостных в послушные машины» ставят их наравне и даже ниже скота. Но писатель сам верит и заставляет поверить других в то, что это не так. Крестьяне — это прежде всего люди, люди с их радостями и печалями Они умны, справедливы, и будущее принадлежит им. Радищев верит в великую силу народа, верит, что такой народ не сломить, что он будет бороться и победит.
В то время широко распространились идеи просветителей. Радищев также придавал им большое значение. Но» главное, он считал, что «бурлак многое может решить доселе гадательное в истории российской», то есть совершить революцию. Он гениально предсказал, что руководителями революции станут «великие мужи» из народа. Это подтвердилось временем.
Писатель понимал, какими последствиями чревато издание книги. О.ч издал ее сам, в своей типографии на Грязной улице, тиражом всего 650 экземпляров, но книгу читали везде и все — дворяне, купцы, крестьяне. Когда книга дошла до Екатерины II, она сказала, что автор «бунтовщик, хуже Пугачева», а книга «явно и ясно бунтовская, где царям грозятся плахою».
Радищев был схвачен и посажен в тюрьму. Автору «Путешествия» был вынесен смертный приговор. Но в виде «милости» он был заменен ссылкой в Сибирь, в далекий Илимск. Но писатель и там не сложил оружия. Он писал гордые, гневные стихи, обличающие самодержавие, изучал культуру, быт, фольклор, учительствовал.
Сменялись цари, начал править царь Павел I. Радищеву разрешили вернуться в столицу. Но смена царей не привела к изменению самой сущности крепостничества. Радищев это понял. Писатель был надломлен, подавлен. Он принял яд. Это был последний способ общественного протеста.
Велико значение творчества Радищева. Хотя было продано всего 50 экземпляров, книга переписывалась от руки, размножалась в тайных типографиях. Сбылись надежды Радищева относительно Сибири.
Жизнь Радищева – подвиг
Великий мыслитель считал, что “истинным сыном отечества” может считать себя только свободный в своих мыслях и поступках человек: тот, кто “стремится всегда к прекрасному, величественному, высокому”. “Истинный сын отечества” благонравен и благороден, но не по происхождению. В понимании автора “Путешествия” благородного человека характеризуют добродетельные поступки, одухотворенные истинной честью, т. е. свободолюбием и народонравием,. служением своему народу. Написав “Путешествие из Петербурга в Москву”, Радищев поступил именно как истинный сын отечества. Он совершил подвиг, заступившись за людей, у которых были отняты человеческие права, в том числе и право называться человеком.
Страстное обличение самодержавия и крепостничества не могло остаться незамеченным в государстве, где никакое проявление свободомыслия не оставалось безнаказанным. Пе мог остаться безнаказанным и автор крамольной книги. Радищев все это знал и сам выбрал свою судьбу. В то время как громадное большинство дворян, современников Радищева, жило только для себя, удовлетворяя свои прихоти за счет крепостных крестьян и дворовых слуг, автор “Путешествия” отверг уют и комфорт, личное благополучие ради того,- чтобы бросить вызов крепостникам-помещикам и самой императрице. Так же, как спустя почти столетие Н. Г. Чернышевский, Радищев в расцвете сил своих был насильственно отторгнут от семьи, от общества, от литературы, изолирован от политической борьбы и жизни.
Александр Николаевич Радищев родился 20 (31) августа 1749 г. в Москве в семье потомственного дворянина, коллежского асессора Николая Афанасьевича Радищева. Его мать Фекла Степаногна Аргамакова происходила из дворян. Александр был старшим из семи братьев. Его детство прошло в Москве и в имении отца “Немцово, Калужской губернии, Кузнецовского уезда. В летнее время мальчик вместе с родителями иногда выезжал в село Верхнее Аблязово Саратовской губернии, где отец Радищева, богатый помещик, владел имением с 2 тысячами душ крепостных крестьян. В собственности Афанасия Радищева находились еще 17 деревень с крестьянами в разных губерниях России. В доме родителей Саша не видел сцен расправы с крепостными, по немало слышал рассказов о жестоких соседях-помещиках, среди которых ему запомнился некто Зубов: последний кормил своих крепостных, как скот, из общих корыт, а за малейшую провинность безжалостно сек.
О гуманности Радищевых и их сочувствии крестьянам в их борьбе за свободу свидетельствует следующий факт: когда крестьянская война под руководством Емельяна Пугачева докатилась до Верхнего Аблязова, старый Радищев вооружил своих дворовых людей, а сам ушел в лес; своих же четырех детей Николай Афанасьевич “роздал по мужикам”. “Мужики так его любили, – рассказывает сын писателя Павел, – что не выдали, а жены их марали маленьким господам лица сажею, боялся, чтобы бунтовщики не догадались по белизне и нежности их лиц, что это не крестьянские дети, обыкновенно замаранные и неопрятные. Ни один из тысячи дуга не подумал донести на него…”.
В ноябре 1762 г. при содействии Аргамаковых Александр был пожалован в пажи и смог поступить в придворное учебное заведение – Пажеский корпус в Петербурге, Там он подружился с Алексеем Кутузовым, выделявшимся среди пажей начитанностью и примерным поведением. Оба юноши были влюблены в русскую литературу и зачитывались в это время сочинениями известных русских писателей М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова, В. И. Лукина, Ф. А. Эмина, Д. И. Фонвизина. В доме Василия Аргамакова, где бывал Александр, собирались писатели и поэты, здесь они читали свои повести и стихи, горячо спорили, мечтая о том времени, когда изящная словесность покинет наконец стены аристократических салонов. В Пажеском корпусе юный Радищев выделялся среди воспитанников “успехами в науках и поведением”.
Осенью 1766 г. в числе двенадцати лучших учеников он был послан в Германию для завершения образования. Начиная с 1767 г., Александр слушал лекции в Лейпцигском университете по истории словесности, по философии. Радищев занимался также химией, медициной, продолжал изучение латинского, немецкого и французского языков. В свободное время русские юноши собирались в комнате Ушаковых и вели задушевные беседы.
Испытанием мужества обернулось для него столкновение студентов с майором “Бокумом, назначенным царским правительством “присматривать” за бывшими воспитанниками Пажеского корпуса. Жадный Бокум обкрадывал студентов, присваивая деньги, отпускавшиеся правительством на их содержание, подвергая юношей оскорблениям и – унизительным наказаниям; Бокум даже изобрел клетку для наказания студентов, в которой “ни стоять, ни сидеть на остроконечных перекладинах прямо не можно”. Молодые люди дали отпор грубым действиям солдафона. На собственном примере юноша убедился в том, что грубой силе полицейского государства может быть и должна быть противопоставлена сила убеждений, духа высокоодаренной и высоконравственной личности, живущей идеалами добра и справедливости. Вся дальнейшая жизнь автора “Путешествия” свидетельствует о верности этой клятве. Истоки его жизненного подвига состоят именно в верности и следовании до конца своим убеждениям, убеждениям революционера.
В декабре 1777 г. из-за материальных затруднений Александр Николаевич вынужден был вернуться на службу. Он был назначен младшим чиновником, в чине секунд-майора, в Коммерц-коллегию, где начальником был граф Александр Романович Воронцов, либеральный вельможа екатерининского времени. Будучи с 1780 г. помощником начальника Петербургской таможни, Радищев уже в чине надворного советника проявил себя как честный, неподкупный служащий, для которого интересы России превыше всего. Он объявил беспощадную войну контрабандистам и взяточникам, иностранным авантюристам и казнокрадам. Рассказывают, что однажды один из купцов, желая провести контрабандой дорогие материи, пришел к нему в кабинет и выложил пакет с ассигнациями, но был с позором прогнан. Жена купца незваной гостьей побывала у жены Радищева и оставила в гостях сверток с дорогими материями.
Когда “подарок” обнаружился, Радищев приказал слуге догнать купчиху и вернуть ей сверток. Писатель безбоязненно выступал в защиту младших служащих, в том числе своего сослуживца досмотрщика таможни Степана Андреева, оклеветанного и сосланного потом на каторгу. Позднее, в “Путешествии из Петербурга в Москву”, в главе “Спасская Полесть” Радищев рассказал о грубейшем нарушении правил судопроизводства, имея в виду дело таможенного чиновника Степана Андреева. Радищев заслужил репутацию прямого и справедливого человека. Так проявлялась его верность клятве, данной Федору Ушакову.
Радищев был разносторонним человеком. В свободное от работы время Александр Николаевич посещал дворянские собрания и общества, Английский клуб, масонскую ложу, бывал на балах, находил время для литературных занятий: много читал, писал любовные стихи, переводил на русский язык иностранные сочинения, одно из которых – “Размышление о греческой истории, или О причинах благоденствия и несчастия греков” Габриэля де Маб-ли – снабдил следующим примечанием: “Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние”. Никто из его друзей или современникЪв не решился бы высказать такую крайнюю мысль. Очевидно, в недрах сознания великого мыслителя кипела громадная созидательная работа, а рели гениальные мысли, которым суждено было найти выход в его революционных сочинениях: оде “Вольность” и “Путешествии из Петербурга в Москву”.
События Крестьянской войны 1773-1775 гг. сыграли решающую роль в политическом воспитании Радищева. Изучив весь ход восстания по подлинным документам; поступавшим в штаб генерал-аншефа Я. А. Брюса, автор “Путешествия” признал закономерной и справедливой ту борьбу, которую самоотверженно вели крестьяне, работные люди, казаки и солдаты против помещиков и царицы. Однако писатель понял, что восставшие неминуемо были обречены на поражение из-за своей стихийности и неорганизованности. Восстание Пугачева он рассматривал как акт народного мщения угнетателям. “Они искали паче веселие мщения, нежели пользу сотрясения уз”, – писал автор “Путешествия” в главе “Хотилов”. Пугачева писатель называл “грубым самозванцем”: республиканцу Радищеву, ярому противнику царизма, претил наивный монархизм вождя восставших крестьян.
Сочинение по литературе на тему: Жизнь Радищева – подвиг
Другие сочинения:
Жизнь Радищева подвиг во имя освобождения русского народа К раннему периоду творчества писателя принято относить “Дневник одной недели”, явившийся одним из первых сентиментальных произведений в русской литературе. Обращение Радищева к “исповедальному” жанру отвечало тем требованиям к литературе, которые стали возникать в период подготовки и зарождения новых идейно-эстетических систем, Read More .
Жизненный подвиг Радищева Конец XVIII века. Эпоха важнейших событий в мировой истории. По всей Европе и Америке прокатились буржуазные революции. Свершилась Великая французская буржуазная революция. И только в России сохраняется и достигает своего расцвета крепостное право. Вот в такой обстановке молодой дворянин Александр Read More .
Жизнь и деятельность А. Н. Радищева Первым и единственным писателем в XVIII веке, кто вникнул “в существо социальных противоречий”, угадал “дух самой истории, прежде всего народных движений”, отказался от привычных рационалистических схем и перешел к “созданию концепции революционно развивающейся действительности”, был Радищев. Жизнь и деятельность А. Read More .
Изображение народа и о6разы в произведении “Путешествие из Петербурга в Москву” Радищева Роман А. Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву” – одно из самых значительных явлений русской литературы восемнадцатого века. Он написан в популярном тогда жанре “путешествия”, открыл который Л. Стерн, основатель сентиментализма. Радищев в своей оценке человека вообще следовал за писателями-сентименталистами Read More .
Преемственность русской литературы. (Оды “Вольность” А. Н. Радищева и А. С. Пушкина) Я то же, что и был и буду весь мой век: Не скот, не дерево, не раб, но человек! А. Радищев Радищев, вынашивая революционные идеи свержения самодержавия, создает оду “Вольность”. Сколь последователен он был в отрицании тирании, столь смелым был Read More .
Почему жанр произведения А. Н. Радищева “путешествие?” Сегодня на уроке литературы я познакомилась с произведением А. Н. Радищева “Путеществие из петербурга в Москву” Повесть была опубликована в мае 1790 года. автор рассказывает нам в этой повести о том, как он совершил путешествие из петербурга в Москву. Но Read More .
Поэзия А. Радищева О дар небес благословенный, Источник всех великих дел, О вольность, вольность, дар бесценный! Позволь, чтоб раб тебя воспел. А. Радищев Ни один автор XVIII века не был так проникнут идеей отрицания, как Александр Николаевич Радищев (1749-1802). Он стремился критически осмыслить Read More .
К 250-летию со дня рождения А. Н. Радищева “Он смело правду говорил…” “Ты хочешь знать: кто я? что я? куда я еду? – Я тот же, что и был и буду весь мой век: Не скот, не дерево, не раб, но человек!” Так писал по дороге в Сибирь, Read More .
В чем заключается жизненный подвиг радищева. «Жизнь Радищева – подвиг
Конец XVIII века. Эпоха важнейших событий в мировой истории. По всей Европе и Америке прокатились буржуазные революции. Свершилась Великая французская буржуазная революция. И только в России сохраняется и достигает своего расцвета крепостное право. Вот в такой обстановке молодой дворянин Александр Радищев в 1762 году поступает в Петербургский Пажеский корпус. Родители Александра были добрыми людьми. Они по-человечески относились к крестьянам. За это хозяев любили. Жизнь в поместье была первым столкновением Радищева с крепостным строем.
Окончив Пажеский корпус, Радищев служил во дворце, познакомился с дворцовой жизнью. Затем в числе лучших учеников его направляют в Германию. Огромное впечатление произвели на Александра жестокие нравы помещиков-крепостников, произвол невежественных военных. В его душе зарождался протест, который потом вылился в замечательное произведение «Путешествие из Петербурга в Москву».
«Путешествие…» явилось результатом многолетних наблюдений, протестом Радищева против системы крепостничества. Он был первым, он начинал. За ним пришли декабристы, Герцен. Радищев понял и показал, что все беды проистекают не от отдельных помещиков, и даже не от царя, а от существующего строя. Он показал крепостное право таким, каким оно было на самом деле: жестоким, несправедливым, во всей его отвратительной наготе. С беспощадной правдивостью показывает Радищев господствующий класс, крепостников: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно». Помещики заботятся только об увеличении своих имений, об умножении богатств и развлечениях. Они хотят превратить крепостных в послушные машины, ставят их наравне и даже ниже скота. Но писатель сам верит и заставляет поверить других в то, что это не так. Крестьяне — это прежде всего люди, люди с их радостями и печалями. Они умны, справедливы, и будущее принадлежит им. Радищев верит в великую силу народа, верит, что такой народ не сломить, что он будет бороться и победит,
В то время широко распространились идеи просветителей. Радищев также придавал им большое значение. Но, главное, он считал, что «бурлак многое может решить доселе гадательное в истории российской», то есть совершить революцию. Он гениально предсказал, что руководителями революции станут «великие мужи» из народа. Это подтвердилось временем.
Писатель понимал, какими последствиями чревато издание книги. Он издал ее сам, в своей типографии на Грязной улице, тиражом всего 650 экземпляров, но книгу читали везде и все — дворяне, купцы, крестьяне. Когда книга дошла до Екатерины II, она сказала, что автор «бунтовщик, хуже Пугачева», а книга «явно и ясно бунтовская, где царям грозятся плахою».
Радищев был схвачен и посажен в тюрьму. Автору «Путешествия» был вынесен смертный приговор. Но в виде «милости» он был заменен ссылкой в Сибирь, в далекий Илимск. Но писатель и там не сложил оружия. Он писал гордые, гневные стихи, обличающие самодержавие, изучал культуру, быт, фольклор, учительствовал.
Сменялись цари, начал править царь Павел I. Радищеву разрешили вернуться в столицу. Но смена царей не привела к изменению самой сущности крепостничества. Радищев это понял. Писатель был надломлен, подавлен. Он принял яд. Это был последний способ общественного протеста.
Велико значение творчества Радищева. Хотя было продано всего 50 экземпляров, книга переписывалась от руки, размножалась в тайных типографиях. Сбылись надежды Радищева относительно Сибири.
Источники:
https://prepodka.com/zhiznenny-j-podvig-a-n-radishheva/
https://rus-lit.com/zhizn-radishheva-podvig/
https://www.seznaika.ru/literatura/referaty/8879-jiznenniy-podvig-radisheva