7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Внешняя структура музыкальной памяти. Музыкальная память: отчего возникают проблемы

Музыкальная память. Основные виды музыкальной памяти. Приемы развития музыкальной памяти. Запоминание музыкального произведения по формуле И. Гофмана

Память является одним из важнейших факторов развития художника любого вида искусства. Особенно велико ее значение для музыкантов-исполнителей, которым приходится выучивать и играть на память множество произведений. Это связано с трудностями, группирующимися вокруг проблем: проблемы запоминания (как выучить наизусть?) и проблемы забывания (как сделать, чтобы не забывать на сцене?).

В общей психологии памятью называют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его опыта. Память лежит в основе любого психического явления (запоминаем ощущения, объекты восприятия). Без памяти невозможно познание мира и ориентации в нем. Память обеспечивает единство и целостность человеческой личности. Нормальное функционирование личности и общества невозможно без памяти.

Функции памяти.

К ним относятся запоминание, сохранение, воспроизведение, а также забывание материала..

Запоминание можно определить как процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств. Полно и прочно запоминается то, что имеет для нас особо важное значение, что вызывает у нас интерес и эмоции.

Сохранение информации не является пассивным процессом ее удержании. В психологии раскрыта зависимость сохранения информации от установок личности (профессиональная направленность памяти в познавательной деятельности, злопамятство или добросердечие в эмоциональной памяти и др.), условий и организации заучивания, влияния последующей информации, мыслительной переработки материала и др..

Способы организации информации в памяти:

— пространственную организацию (позволяет установить связи в физическом пространстве);

— ассоциативную организацию (т.е. группировку элементов с какими-либо общими признаками);

— иерархическую организацию (каждый элемент информации относится к определенному уровню в зависимости от того, какой категории он соответствует).

Воспроизведение — процесс извлечения из памяти сохраненного материала. Воспроизведение может протекать на уровне узнавания и на уровне воспроизведения в узком смысле слова. В музыкальной памяти процесс узнавания очень важен (при втором прослушивании отдельной темы, группы тем, частей, всего произведения в целом; узнавания стиля музыки и по нему – автора, при обращении к незнакомой музыке – на основе знаний, опыта, традиций.).

Забывание — процесс, необходимый для эффективной работы памяти. С помощью забывания человек избавляется от бесчисленных конкретных деталей и приобретает возможность обобщения.

Факторы, влияющие на забывание: возраст, характер информации и степень ее использования, интерференция (ухудшающееся сохранение запоминаемого материала в результате наложения другого материала), торможение следов памяти на уровне сознания и вытеснение их в область бессознательного.

Процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации тесно взаимосвязаны (организация запоминания влияет на сохранение, а качество сохранения определяет воспроизведение).

Качества памяти: скорость запоминания (количество повторений, необходимых для удержания материала в памяти, скорость забывания (время, в течение которого запомнившееся хранится в памяти). Оба параметра измеряются по шкале «быстро-медленно» и дают четыре сочетания, описывающие особенности памяти по быстроте запоминания и длительности сохранения.

По наличию целевой установки и затрачиваемым на запоминание усилиям память можно разделить на непроизвольную и произвольную. Непроизвольная память — это автоматическое запоминание и воспроизведение информации, происходящее без усилий со стороны человека и установки на запоминание. Произвольная память — запоминание со специальной установкой запомнить и требующее определенных волевых усилий.

Одной из основных причин превалирования в младшем школьном возрасте непроизвольного запоминания музыкального материала над произвольным является то обстоятельство, что усвоение материала сопровождается решением сложных для учащихся этого возраста) умственных задач, требующих высокой степени интеллектуальной активности. Когда же основные исполнительские навыки и умения будут в достаточной мере сформированы, непроизвольное запоминание начинает уступать по продуктивности произвольному.

По степени осмысленности память подразделяют на механическую и смысловую. Механическая память основана на повторении материала без его осмысливания. При таком запоминании слова, предметы, события, движения запоминаются точно в таком порядке, в каком они и воспринимались. Смысловая память предполагает осмысливание запоминаемого материала, которое основано на понимании внутренних логических связей между его частями. Осмысленное запоминание более действенно, поскольку требует от человека меньше усилий и времени.

В зависимости от установки на время хранения информации можно выделить кратковременную, оперативную и долговременную память.

Кратковременная память хранит информацию в среднем около 20 сек. Эта память сохраняет не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого. Она работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала.

Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений в этой памяти определяется задачей, стоящей перед человеком.

Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока. В долговременную память поступает информация, имеющая для человека стратегическое значение.

По материалу, сохраняемому памятью, ее можно разделить на когнитивную, эмоциональную и личностную.

Когнитивная память — процесс сохранения знаний.

Эмоциональная память — сохранение в сознании переживаний и чувств. Память на чувства — основа мастерства в ряде профессий (особенно связанных с искусством).

Личностная память обеспечивает единство самосознания личности на всех этапах ее жизненного пути.

По модальности сохраняемых образов выделяют словесно-логический и образный виды памяти личности.

Словесно-логическая память тесно связана со словом, мыслью и логикой.

Образную память подразделяют на зрительную, слуховую, двигательную, осязательную, обонятельную и вкусовую. Уровень их развития у каждого человека неодинаков.

Слуховая память — это запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков (музыкальных, речевых). Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам и музыкантам. Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании трудовых и спортивных умений и навыков, важна для музыкантов..

Закон интереса: интересное легко запоминается, потому что мы не тратим на это усилий. Отсюда следует, что запоминание нужно делать интересным. Основа формирования интереса — цель. Если мы знаем, что информация понадобится для будущей работы, то ее освоение будет более продуктивным.

Закон установки. Он может быть представлен в двух аспектах.

Из закон объема знаний: чем больше знаний по определенной теме, тем лучше запоминается новое.

Из закона края: лучше запоминается то, что сказано (написано) в начале и конце ряда информации (т. е. как бы с его края) и хуже запоминается середина ряда.

Действует и закон повторения: повторение способствует лучшему запоминанию. Народная мудрость отразила это в следующей пословице: «Повторение — мать учения».

Прием ассоциаций. (ассоциация характера звука или образа с тактильными или зрительными ощущениями). Чем многообразнее и многочисленнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти.

Теперь рассмотрим, как мыслится понятие памяти в музыкальной психологии.

Музыкальная память – это психологический процесс, опосредующий накопление использования музыкального материала в различных видах музыкальной деятельности. Педагоги предают музыкальной памяти очень большое значение в комплексе музыкальности ученика. Особенно велико значение памяти для музыкантов-исполнителей, которым приходится играть на память множество произведений.

Роль памяти важна в любом виде музыкальной деятельности: в массовом музыкальном воспитании детей, в профессиональном обучении музыки и в повседневной работе концертирующих исполнителей.

Память музыканта-профессионала представляет собой способность к запоминанию, сохранению (кратковременному и долговременному) в сознании и последующему воспроизведению музыкального материала. Вне музыкальной памяти исполнительство не может эффективно развиваться и совершенствоваться, так как игра на память (наизусть) всегда более совершенна, чем по нотам.

Музыкальная память по своей структуре является сложно-составной способностью. Музыкант-исполнитель опирается в своей практической деятельности на следующие виды памяти: слуховую, образно-эмоциональную, конструктивно-логическую, моторно-двигательную и зрительную. При этом ведущими являются слуховая и моторно-двигательная виды памяти.

Необходимым условием осуществления музыкальной деятельности во всех ее проявлениях, в том числе в исполнении наизусть, являются развитые музыкально-слуховые представления. Формирование музыкально-слуховых представлений (мелодических, гармонических, метроритмических и др.) – важнейшее условие для развития музыкальной памяти. Процесс запоминания музыкального произведения основан, прежде всего, на тесной координации слуховых и моторно-двигательных ощущений, которые предварительно образовывались в виде условных рефлексов.

Тот факт, что приоритет в процессах музыкальной памяти принадлежит слуховому компоненту, наводит на мысль о существовании определенной взаимосвязи между способностью к запоминанию звукового материала, с одной стороны, и остальными музыкальными способностями — с другой. Специальные исследования, проводившиеся с целью выяснения этого вопроса, подтвердили прямую зависимость между качеством музыкальной памяти учащегося и уровнем сформированности у него музыкального слуха и музыкально-ритмического чувства. Чем больше развиты слух и чувство ритма, тем эффективнее действуют механизмы музыкальной памяти, и наоборот.

Очень важно обращать внимание на развитие логической памяти: разбивка, выявление опорных пунктов, смысловое сопоставление, анализ музыкальной формы, тональности и гармонического плана. К сожалению, педагоги уделяют этому не достаточно внимания. Рационализировать запоминание музыки, повысить продуктивность этого запоминания, улучшить его качество – таковы насущные задачи педагогики музыкальной памяти, такова проблема в ее сугубо практическом преломлении.

Читать еще:  Известные музыкальные фестивали мира. Optimus Alive, Португалия

В самом процессе активной деятельности по логическому запоминанию выделяются три основных направления: смысловая разбивка, выявление опорных пунктов – ориентиров и смысловое сопоставление. Рассмотрим как это происходит при запоминание музыки. Первое направление теснейшим образом связано с анализом музыкальной формы, ибо смысловые единицы – это крупные компоненты целого (экспозиция, разработка, реприза, отдельные части циклов и т. д.), более мелкие (главная, побочная, заключительная партии, отдельные элементы сложных и простых форм), и самые мелкие компоненты структуры (период, предложения, фраза, мотив). Процесс осмысленного запоминания движется от частного к целому, объединяя мелкие структурные составные во все более крупные.

Содержание в искусстве всегда обличено в художественную форму. Умение анализировать на только содержание, но и форму музыкальных произведений совершенно необходимо каждому обучающемуся музыке. Это является условием прочного осмысленного запоминания музыки.

Итак, понимание и запоминание музыкального сочинения включает в себя постижение образно-эмоционального содержания музыки через осмысление формо-структуры, логики тонального плана, характерных особенностей голосоведения, мелодии, гармонии, аккомпанемента, фактуры изучаемого произведения, т. е. всего комплекса художественно выразительных и технических средств, используемых композитором. При этом понимание строения музыкального произведения подразумевает не только конструктивный анализ его структуры, но и выявление значения каждого элемента формы в общем замысле композитора.

Вопрос о том, является ли память самостоятельной специфической способностью или частным случаем памяти вообще, остается открытым для ученых. Большинство музыкантов-педагогов (в том числе и автор дипломной работы) считают, что музыкальную память является самостоятельной способностью личности. Хорошая музыкальная память – это быстрое запоминание музыкального произведения, его прочное сохранение и максимально точное воспроизведение даже спустя длительный срок после выучивания. Как показывают наблюдения, учащиеся, находящиеся приблизительно на одном уровне слухового и музыкально-ритмического развития, подчас заметно отличаются друг от друга в отношении скорости и прочности запоминания музыкального материала.

Эти данные свидетельствуют в пользу предположения, что музыкальная память несводима к музыкальному слуху и чувству ритма, это — другая, собственно мнемическая способность. Другие теоретики музыкального исполнительства пришли к мнению, согласно которому «музыкальной памяти как какого-то особого вида памяти не существует», и она «в действительности представляет собой сотрудничество различных видов памяти, которыми обладает каждый нормальный человек, — это память уха, глаза, прикосновения и движения».

Также как и другие виды памяти музыкальная память, она бывает произвольной и непроизвольной, кратковременной, оперативной и долговременной. Опора преимущественно на произвольную или непроизвольную память находится в зависимости от особенностей мышления конкретного музыканта-исполнителя, преобладания в нем мыслительного или художественного начала, а также от его уровня музыкального развития и опыта.

Музыкальная память в определенной степени является способностью врожденной. Тем не менее, она, как и любая другая способность поддается развитию.

Методическая работа «Проблемы музыкальной памяти»

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПАМЯТИ

Проблемы музыкальной памяти на протяжении нескольких столетий находятся в центре внимания педагогов и музыкантов всех специальностей. С одной стороны, музыкальная память уже довольно изучена и можно смело применять советы, предложенные в ранее изданных работах и статьях . С другой стороны проблема заключается в том, что специально для отдельно каждого музыканта нет готового рецепта по запоминанию музыкального произведения, и поэтому, решения, связанные с проблемами памяти, каждый музыкант должен уметь находить для себя и применять в практической деятельности, исходя из индивидуальных психологических качеств. Музыкальная память представляет собой способность человека к запоминанию, сохранению и последующему исполнению музыкального произведения. Музыкальная память включает в себя слуховую, двигательную, логическую, зрительную и другие виды памяти. Как и все музыкальные способности, она поддается развитию.

Запоминание музыкального текста одно из главных требований профессии музыканта-исполнителя, так как нормой современного концертного исполнения является исполнение без нот. Ученик с хорошей памятью обладает многими преимуществами. Он скорее разучивает произведения и накапливает музыкальные впечатления, что дает ему возможность быстро двигаться вперед. Он чувствует себя увереннее на сцене, у него меньше срывов, благодаря чему можно больше отдаться музыке во время исполнения. Часто ученики, особенно технически подвинутые, запоминают текст, прежде всего «пальцами», а «голова» и «уши» а этом процессе почти не участвуют. И если на сцене моторная память подводит, ученик останавливается. Ему непонятны причины остановки, ведь дома у него как будто все получалось. Все неудачи списываются на волнение. И вот он старается в следующий раз преодолеть волнение и волнуется все больше. Выступления становятся для него испытанием. Так возникает боязнь сцены, которая со временем обычно усиливается. Необходимо объяснить ученику, что проблема заключается не в волнении, а в незнании произведения наизусть. Убедить ученика в том, что когда произведение выучено в «голове», на «слух» и «пальцами» опасность забыть не угрожает (естественно, если исполнитель внимателен и собран).

Важнейшим условием для успешного выучивания произведения наизусть является осознанная установка на запоминание. В тех случаях, когда такой установки нет, даже многократное исполнение играемого произведения может не привести к запоминанию . К примеру, опытные концертмейстеры, много раз аккомпанировавшие в концертах одни и те же произведения, часто всё же не знают своей партии наизусть, если не ставили своей задачей запомнить её. Ученик же остается с данной проблемой один на один, и решает ее зачастую, все тем же способом – многократным повторением с постоянным подглядыванием в ноты, с надеждой на то, что в следующем проигрывании, что-то в памяти да останется. В результате, выученное наизусть в значительной мере лишено осмысленности и художественности, и учащийся играет «одни ноты».

По мнению одних музыкантов (А. Б. Гольденвейзера, Л. Маккиннон, С.И. Савшинского), запоминание музыки должно быть намеренным, основанном на специально поставленной задаче и тщательном продумывании разучиваемого произведения. Согласно другой точке зрения, принадлежащей крупным музыкантам-исполнителям (Г.Г. Нейгаузу, К.Н. Игумнову, С.Т. Рихтеру, Д.Ф. Ойстраху), запоминание должно быть непроизвольным, то есть оно происходит в процессе работы над художественным содержанием произведения и не является специальной задачей исполнителя. Данное расхождение во взглядах свидетельствует о том, что в вопросах запоминания музыки однозначного решения нет. Практика помогает каждому найти и развить способы запоминания произведения, соответствующие свойствам его памяти. Причём, очень много зависит от индивидуальных качеств ученика. При этом один музыкант задействует в первую очередь слуховую память, другой — моторную, третий — зрительную, четвертый — логическую и т.д. Для того чтобы память работала плодотворно, важнейшим условием является осознанная установка на запоминание.

После первого ознакомления начинается детальная проработка произведения, вычленяются смысловые опорные пункты, выявляются трудные места, выставляется удобная аппликатура, в медленном темпе осваиваются непривычные исполнительские движения. Каждый знает, как трудно переучивать заученную аппликатуру! Пусть даже новая аппликатура лучше прежней, старые привычки могут вернуться при волнении или рассеянности, и на выступлении может произойти сбой. На этом этапе продолжается осознание мелодических, гармонических и фактурных особенностей произведения, уясняется его тонально-гармонический план, в рамках которого осуществляется развитие художественного образа.

Разучивание музыкального произведения на память должно иметь место не раньше окончания стадии разбора и совпадать, примерно со стадией технической работы над произведением. Причём, работа в большинстве случаев должна проводиться по нотам. Это даёт возможность вникнуть в авторский текст и предохранить от неизбежно вклинивающихся неточностей и ошибок. Чем труднее даётся ученику правильный разбор, тем осторожнее следует быть с выучиванием наизусть. С особой тщательностью следует относиться к разбору и выучиванию наизусть сложной по тексту музыки, в частности полифонической. В процессе работы произведение почти всегда само постепенно откладывается в памяти — если не все полностью, то в основном кусками и вдобавок без особых усилий. Что же способствует ускорению и облегчению естественного, непроизвольного запоминания? Практика показывает: все, что интересно, вызывает яркую эмоциональную реакцию, укладывается в памяти быстро и легко и, напротив, все, что не нравится, вызывает скуку, запоминается с трудом и очень быстро забывается.

Читать еще:  Чем занимался льюис кэрролл до карьеры писателя. Ключевые проекты и книги перемен

Как же научиться по собственному желанию вызывать непроизвольное, естественное внимание?

Здесь есть, что позаимствовать у детей, наблюдая методы работы с ними. Ребенок, играющий в свою любимую игру, полностью сосредоточен. Он так поглощен, что все остальное для него перестает существовать. Ему интересно.

Ребенка строгостью или под угрозой наказания можно заставить временно заняться не интересующим его делом, однако современный педагог знает, что такой метод обучения является бесплодным. Если же ввести в дело стимул возможной награды, антипатия сменяется любовью и обучение идет успешнее. Взрослые, как и дети, могут страдать от рассеянности во время занятий, а многие сознаются, что вообще бессильны направлять в определенное русло свои мысли. Работа же в условиях низкой интеллектуальной и эмоциональной активности, недопонимание учеником запоминаемого произведения зачастую усугубляется его пассивным отношением к работе. Отсюда и результат — запоминание музыки тормозится, продуктивность падает, качество серьёзно ухудшается.

Второй фактор, способствующий непроизвольному запоминанию, — многократные повторения, неизбежные в процессе технической работы. И так как больше всего приходится повторять технически трудные места, то неудивительно, что именно они запоминаются легче всего. В пьесах встречаются и такие места, которые вследствие особой сложности (гармонической, полифонической или иной) никак не укладываются сами на память, их надо специально учить наизусть. Например, недостаточно быстро вспоминаются переходы, связующая музыка, модуляции, подголоски и детали аккомпанемента, путаются повторения аккордов, фигураций, одинаковых, но разно заканчивающих оборотов. В таких случаях вспоминать надо осмысленно, разбираясь в закономерностях движения голосов, смены гармоний, чередовании эпизодов. Некоторые трудно запоминаемые медленные места полезно проиграть в более быстром темпе, чтобы яснее почувствовать гармонический план и форму. Иногда при запоминании гармонической фигурации полезно заставить ученика проиграть данный отрывок аккордами, выявив, таким образом, гармоническую основу построения. Когда ученик усвоит последовательность гармоний, дополнить ее соответствующим мелодическим рисунком. Всегда важно понять строение пассажа, переход к следующему и т.д. Конечно, в такой работе ученику долгое время надо помогать.

На каком же уровне развития ученика, когда и как надо требовать от него запоминания исполняемых пьес?

Развивать память нужно с детства, но не поздно начать в любом возрасте – это очень важно знать. Необходимо заниматься хотя бы по полчаса, но обязательно каждый день. Авралом ничего сделать нельзя. Рост всегда происходит постепенно. К примеру, нужно учить наизусть ежедневно по три-четыре строчки пьески. И каждый день делать для этого волевое усилие. Поэтому, к каждому уроку ученику надо давать небольшие задания по выучиванию нескольких небольших пьесок или частей произведений. А так же систематически повторять ранее изученные произведения.

Выучивать наизусть полезно частями: сначала один маленький, относительно завершённый отрывок, к нему прибавить второй, третий и т. д. Неблагоразумно учить целую пьесу сразу, как делают многие, останавливаясь лишь время от времени, чтобы поправить какую-либо погрешность. На память нужно учить непременно медленно. Пока учишь наизусть, не должно быть никаких моторных трудностей. Не следует делать двух дел сразу.

Не стоит преждевременно переходить к подвижным темпам, чтобы не ошибаться. «Если человеку, когда он играет наизусть, сказать – играй медленнее и ему сделается от этого труднее. То это первый признак, что он, собственно, не знает наизусть, не знает той музыки, которую играет, а просто наболтал ее руками. Вот это набалтывание – величайшая опасность, с которой нужно постоянно и упорно бороться». С этими словами А.Б. Гольденвейзера нельзя не согласиться.

При выучивании наизусть крупных произведений предпочтительно двигаться от общего к частному. Понять музыкальную форму в целом и только затем уже переходить к разделению и усвоению составляющих её частей. Последующие пробные поверки обнаруживают, что память запечатлела куски музыки больше, чем удалось сыграть в первый раз. Установив, что удалось заполнить, а что требует дальнейшей работы, необходимо вернуться к внимательному изучению произведения по нотам. После несколько дней занятий можно провести новую проверку. Несомненно, что за это время запоминание сильно продвинулось вперёд. Если многое ещё не запомнилось, то всё же пока не к чему специально это заучивать. Когда вне памяти останутся лишь отдельные эпизоды и элементы фактуры можно приступить к заучиванию.

Заучивание от запоминания отличается тем, что это процесс сознательный. Здесь основным методом также остаётся многократное повторение, но повторению подлежит не вся музыка, а лишь то, что не поддалось запоминанию. Такие куски музыки или отдельные её элементы нужно выделить, проанализировать и связать ассоциациями с уже известными случаями. Повторения должны выполняться с полной сосредоточенностью, которая может поддерживаться лишь в течение определённого времени. Поэтому важны перерывы на отдых, смена деятельности у ребенка.

В дальнейшем, даже уже при выученном нотном материале необходимо сочетание игры наизусть с игрой по нотам.

Рассмотрим пример запоминания наизусть этюда К. Черни № 1, ор. 299.

Чтобы выучить быстро и надежно данный этюд, его необходимо вначале проанализировать. Фактура рассматриваемого этюда представляет собой гаммообразные пассажи на фоне аккордов. Отметим, если ученик плохо запоминает наизусть нотный материал, можно выучить этюд разными руками. Если же у учащегося хорошая цепкая память, то он этого может не делать: аккорды сами запомнятся в процессе работы. Мы рассмотрим первый вариант работы, при котором этюд учится отдельно каждой рукой.

Вначале целесообразно разбить этюд на ряд частей. Первая часть длится с первого по четвертый такты. Далее следует обратить внимание на гармоническую основу. Мы видим, что в данной части она представляет собой последовательность аккордов из функций Т и D: T53 — D65 — T53 — D43. Затем, когда выучена левая рука, необходимо обратить внимание на правую руку. Важно, чтобы ученик уяснил закономерность: каждый последующий такт – это новое звено секвенции, начинающееся со следующей ступени (на секунду вверх). Поэтому достаточно понять, что первый такт – это нисходящая гамма

C-dur. Когда выучена на память первая часть, нужно переходить ко второй.

Снова учим левую руку. Здесь она представляет собой последовательность следующих аккордов: T6 — S53 — D7 — VI53. Затем необходимо выучить правую руку. Здесь мы видим точно такую же секвенцию, но восходящую.

Переходим к третьей цифре. Гармоническую основу всей части составляет секстаккорд второй ступени и лишь в конце появляется аккорд DDVII7. В правой же руке сначала идет гамма d-moll мелодическая, а затем – 7 раз повторяется одна и та же фигурация. Далее следует гамма C-dur, начинающаяся со второй ступени. В конце двенадцатого такта в правой руке меняется движение и появляется DDVII7, подготавливающий К64.

В четвертой цифре в левой руке — К64 выдержанный шесть тактов: в правой же руке сначала идут пассажи, представляющие собой восходящую гамму C-dur, играющуюся от разных ступеней. Далее рисунок правой руки меняется: появляются нисходящие четырехзвучия от первой и третьей ступеней. Далее движение секвенциями подготавливает кульминацию в пятой части.

В левой руке мы видим последовательность аккордов: К64 — D7 — T53, а в правой руке – гаммообразное движение, преломляющееся во втором такте данной части. При этом стоит обратить на хроматический оборот в начале части. Помимо анализа фактурных особенностей этюда, обязательно нужно осмыслить и музыкальную сторону: динамику, фразировку, штрихи, артикуляцию, ритмические особенности, наметить кульминационные моменты. Также необходимо обратить внимание на характер звучности — этот этюд блестящий, звонкий, рассыпчатый.

Сколько бы способов запоминания не существовало, цель остаётся единой – исполнить выразительно и на должном уровне музыкальное произведение наизусть.

Для проверки и закрепления в памяти разучиваемого произведения необходимо: уметь начать играть пьесу с любого места, уметь повторить любое указанное педагогом место; уметь проигрывать произведение наизусть в предельно медленном темпе; уметь сыграть наизусть отдельно партию левой руки или партию правой, аккомпанемента или мелодии.

Исполнение наизусть является проверкой знания произведения. «И поэтому, чем больше стараться думать во время изучения, чем больше стараешься увидеть в нотах во время занятий, тем меньше впоследствии нуждаешься в том, чтобы смотреть в них».

Список используемой литературы:

1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М. – 1971

2. Коган Г. У врат мастерства. М. – 1969

3. Коган Г. Работа пианиста. М.-1979

4. Любомудрова Н.А. Методика обучения игре на фортепиано. М. – 1982

5. Маккиннон Л. Игра наизусть. Л. – 1967

6. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М. – 1997

7. Савшинский С. Пианист и его работа. Л. – 1961

8. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М. – 1984

Читать еще:  BTS, участники группы: биография, история и интересные факты. Шуга (Мин Юнги)

Музыкальная память: приемы развития и основы быстрого запоминания

1. Исследования 2. Развитие в детском возрасте 3. Великие музыканты 4. Приемы эффективного запоминания музыкальных произведений 5. Влияние комплексных и систематических занятий

Запоминание музыкальных произведений в повседневной жизни получается спонтанно, и мы часто не задумываемся о механизмах, воскрешающих в нашем сознании музыку, ритм, слова песен. Однако удерживание в сознании произведений музыки и последующее их воспроизведение имеет свои законы и принципы действия.

Музыкальная память – это способность сохранять музыкальный материал и затем его воспроизводить в соответствии с оригиналом.

Музыкальная память является значимой частью музыкальных способностей, таких как музыкальный слух и чувство ритма. При этом она характеризуется сохранением не только самого произведения, но и ассоциаций эмоций и переживаний человека в моменты прослушивания или проигрывания музыки. В этом ее уникальность и специфичность как процесса мозговой активности человека.

Исследования

Музыка занимает в жизни общества важную роль, и многие выводы о развитии музыкальных способностей появились несколько сотен лет назад. Однако научные исследования связи способностей к музыке и других психических активностей человека ведутся с момента развития психологии. Как и в любом другом научном направлении, в вопросе выделения музыкальной памяти в отдельную структуру существовало 2 точки зрения:

  1. Одни исследователи говорили о специфичности данного феномена, являющегося отдельной структурой в психике.
  2. Другие ученые придерживались мнения, что музыкальная память в природе не существует – это комплекс нескольких категорий памяти человека.

На сегодняшний день существует распространенная и получившая свое подтверждение в дальнейших исследованиях точка зрения, которая заключается в следующем:

В процессе запоминания музыки участвуют все основные виды музыкальной памяти — двигательная, эмоциональная, зрительная, слуховая, логическая. Какая из них будет играть более значимую роль – зависит от индивидуальных свойств личности самого музыканта.

В большинстве случаев самым главным ресурсом в запоминании музыки является слуховая, затем по значимости идут тактильная и двигательная память.

После прояснения сути феномена ученые заинтересовались вопросами ее развития. Римский-Корсаков писал, что музыкальная память дана нам от природы и какому-либо улучшению поддается плохо. Однако большая часть ученого сообщества склонялась к мнению, что музыкальная память, как и остальные виды памяти человека, поддается развитию, и существуют эффективные методы, дающие положительный результат при регулярном использовании.

По мнению Н. Рубинштейна, методы на развитие способностей к музыке должны основываться на понимании и осознании произведения, а не на бездумном заучивании и проигрывании.

Развитие в детском возрасте

До 10 лет развивать способности к музыке намного проще — в этот период психика восприимчива, гибка. Ребенок любознателен, ассоциативный ряд формируется быстро и надолго. Педагогами разработаны методы, являющиеся эффективным средством для развития музыкальной памяти, наиболее эффективные из них:

  1. «Повтори ритмический рисунок». Предварительно готовятся карточки на всех детей с ритмическим рисунком — это изображения нот без нотного стана, разные по длительности. Каждому достается по карточке. Дети по очереди выходят, показывают ее и прохлопывают рисунок. Остальные стараются запомнить его, и, когда ведущий карточку закрывает, дети должны прохлопать ладошками рисунок на память. Это упражнение развивает не только память, но и чувство ритма.
  2. «Ритмические зарисовки». Взрослый выбирает на каждого ребенка по одной простой мелодии, проигрывает ее, и дети должны на память простучать ритмы. Если возможности ребенка не позволяют справиться с заданием, то он пропускает свой ход, а затем ему достается другая мелодия. Преподаватель следит, кто из ребят справляется с заданием лучше или хуже, и в зависимости от этого определяет степень нагрузки.
  3. «Скакалки». Преподаватель проигрывает мелодию на фортепиано. Задача воспитанников – запомнить ее движение, ритмический рисунок, как расположены пальцы, после чего воспроизвести мелодию в разных октавах и тональностях. Постепенно учитель усложняет данное упражнение, добавляя паузы, изменяя тональность, меняя руки поочередно. Ребята должны запомнить проигранные мелодии и воспроизвести впоследствии в точности.
  4. «Имитация». Суть упражнения в том, что ребята исполняют роли зверей на музыкальном инструменте. Например, нужно проиграть, как ходит медведь, скачет лошадь и т.п.

  1. «Нотные ступени». Перед проведением упражнения подготавливаются карточки для каждого участника игры с нарисованной лестницей из 8 ступеней (одна октава), каждая ступень — одна нота. Преподаватель проигрывает звуки, а малыши на слух определяют ноту и ее ступень.
  2. «Музыкальная картина». Преподаватель подбирает картинку с несколькими персонажами, каждый из которых представляет собой какую-нибудь ноту. Затем полученная мелодия проигрывается, внимание детей заостряется на каждом из ее объектов. Затем ставится задача повторить в первый раз отдельно каждый объект, а потом всю картину.
  3. «Угадай мелодию». Преподаватель выбирает несколько незнакомых детям мелодий, присваивает им номера и проигрывает их. Затем по отрывкам из этих произведений ребята должны определить музыкальный номер. Так же учитель может перемешать несколько нот из разных мелодий, а ребята должны заметить путаницу и разобрать по ее нотам.

Для полноценного развития музыкальной памяти важно не забывать и про другие стороны личности ребенка, прямо или косвенно связанные с музыкальными способностями.

Большое значение в этом вопросе приобретает ритмика. Существуют отдельные методы обучения движениям в такт музыке, тренировки координации.

Великие музыканты

В истории известна феноменальная, крайне редко встречающаяся музыкальная память, которая заложена с рождения и проявилась без какого-либо предварительного развития в раннем детском возрасте. Таких музыкантов мы знаем, их имена запомнились на века.

  1. Наиболее яркий пример – Моцарт. Его музыкальные возможности удивляют: ему было достаточно один раз прослушать музыкальное произведение, чтобы затем воспроизвести его на слух. Первый концерт состоялся, когда Моцарту было 3 года.
  2. Вилли-Ферреро впервые дирижировал в возрасте 6 лет. Все проигрываемые произведения он держал в памяти, а затем мог уже по-своему воспроизводить музыку практически без подготовки.
  3. Также феноменальная музыкальная память отмечалась у Л.Н. Оборина, С.Е.Фейнберга, композитора А. Глазунова, Л. Бетховена. Наши современники говорят о высоком уровне музыкальной памяти И.Кобзона, который в любой момент сможет исполнить любую свою песню, хотя у него их тысячи.

Приемы эффективного запоминания музыкальных произведений

В.И. Муцмахер разработал методы развития памяти, заключающиеся в приемах интеллектуальной деятельности человека, помогающих запомнить музыкальный текст:

  1. Смысловая группировка. Произведение делится на отдельные части, которые несут смысловую нагрузку. И если происходит забывание, память опирается на значимые, смыловые моменты, что помогает вопроизвести в сознании музыкальный тест целиком, связав между собой части.
  2. Смысловое соотнесение. Сравнивание, противопоставление характерных черт гармонического плана, мелодии, тональности, аккомпанемента.

И.Гофман предложил формулу простейшего запоминания музыки. Она состоит из 3 частей:

  1. Работа без инструмента. На этом этапе изучается нотный текст, происходит мысленное восприятие музыки, которое осуществляется за счет определения основного настроения мелодии, и с помощью чего оно выражается, ключевой идеи произведения, позиции автора и своей собственной позиции относительно этой музыки. Этот этап запоминания существенно влияет на формирование мышления, зрительной памяти, способностей к анализу.
  2. Работа за инструментом. Ее суть в проигрывании произведения в определенном темпе, но не обязательна точность исполнения. На этом этапе начинается отработка музыкального произведения, определяются смысловые части, проблемные места, непривычные движения.
  3. Работа наизусть (без текста). Исполнение игры наизусть полностью поглощает музыканта, именно поэтому данный навык является важным в развитии музыкальной личности. При этом сам исполнитель по желанию и потребностям сосредотачивается на разных сторонах произведения: басы, мелодия или педали. На данном этапе важную роль приобретают ассоциации музыканта: они наполняют произведение смыслом, душевностью, эмоциями. Также, связь с ассоциациями — один из принципов развития памяти в целом.
  4. Когда произведение выучено, необходимо регулярное повторение с целью закрепления в памяти. И чем старше человек, тем больше необходимо осуществить повторений, так как возможности памяти с возрастом уменьшаются. Повторение рекомендуется делать осмысленно, искать новое смысловое наполнение или связи между частями произведения.
  5. Работа без инструмента и нот. Этап, который является самым сложным, но именно к нему и стоит стремиться как к основному показателю мастерства. Сопровождается он развитием слуховых образов, которые усиливают выразительность игры, ее яркость, большую погруженность исполнителя.

Влияние комплексных и систематических занятий

Исходя из анализа вышеописанных упражнений, можно сделать выводы, что формирование музыкальной памяти подразумевает использование комплекса мер, когда в процессе задействованы зрительные, двигательные, слуховые, логические ресурсы человека. Основа их развития — регулярность.

Музыкальная память соединяет в себе двигательное и художественное мышление, и совершенствование одного без другого не сможет дать нужного эффекта.

Когда исполняется музыкальное произведение, задействован весь прошлый опыт исполнителя. Чем больше в арсенале вариантов исполнения, тем качественнее будет выполнено произведение, и тем увереннее будет чувствовать себя музыкант.

Источники:

http://studopedia.ru/2_101771_muzikalnaya-pamyat-osnovnie-vidi-muzikalnoy-pamyati-priemi-razvitiya-muzikalnoy-pamyati-zapominanie-muzikalnogo-proizvedeniya-po-formule-i-gofmana.html
http://infourok.ru/metodicheskaya-rabota-problemi-muzikalnoy-pamyati-943094.html
http://mozgius.ru/psihologiya/razvitie/muzykalnaya-pamyat.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector