Все внесценические персонажи горе от ума. Сочинение по литературе
Сочинение: Роль внесценических персонажей в пьесе «Горе от ума» (А.С. Грибоедов)
(432 слова) Пьесу «Горе от ума», в которой А.С. Грибоедов создал обобщенную картину общественной жизни в России 10-х —начала 20-х гг. XIX века, принято считать одним из первых русских реалистических произведений. Чертой реализма является и наличие в пьесе внесценических персонажей. Они вводятся, чтобы расширить границы сцены и усилить обобщение.
Внесценические персонажи не участвуют в действии, их образы появляются в монологах и диалогах действующих лиц. Несмотря на отсутствие роли в сюжете, у них есть важная художественная функция. В пьесе всех внесценических персонажей можно разделить на группы. К первой относятся все герои, близкие Чацкому. Среди сценических героев он кажется «одиноким правдолюбцем», но наличие внесценических «единомышленников» свидетельствует о неслучайности, типичности такого характера для того времени. Кроме Чацкого, по-своему противостоят фамусовскому обществу брат Скалозуба, который «службу вдруг оставил, / В деревне книги стал читать», и племянник княгини Тугоуховской — князь Фёдор, который «чинов не хочет знать» («Он химик, он ботаник…»), также есть и профессора Чацкого. Всех их, в силу прогрессивности взглядов и нежелания мириться с устоявшимся в обществе порядком вещей, принято считать частью «века нынешнего».
Вторую группу представляют внесценические персонажи, относящиеся к «веку минувшему». Здесь можно выделить, во-первых, тех, кто ярко демонстрирует ценности, идеалы и принципы членов реакционной части общества — Максим Петрович, которым так восхищается Фамусов за его способность вовремя «сгибаться вперегиб» перед вышестоящими, и безымянные герои монолога Чацкого «А судьи кто?».
Во-вторых, в этой группе есть те герои, с помощью которых показано главное зло социума — крепостное право. К этой группе относится «Нестор негодяев знатных» («толпою окруженный слуг», спасавших в «часы вина и драки / И честь, и жизнь его, / На них он выменял борзые три собаки»), а также владелец крепостного балета, чьи подопечные потом были «распроданы поодиночке».
В-третьих, особое место среди внесценических персонажей, принадлежащих к консервативной части общества, занимают те, с чьей помощью расширяются представления о быте и нравах дворянской Москвы. Это и «секретнейший союз», о чём упоминает Репетилов, и дамы, которые, по словам Фамусова, пользуются огромным влиянием («Ах! Боже мой! Что станет говорить / Княгиня Марья Алексевна»), герои монолога «Петрушка, вечно ты с обновкой». О российском обществе периода преддекабристского восстания мы многое узнаем из монолога Чацкого о французике из Бордо.
При помощи внесценических персонажей как будто раздвигаются стены особняка Фамусова, укрупняется конфликт пьесы. Это достигается отчасти и тем, что в пьесе фактически нет резкой черты, отделяющей сценических героев от внесценических, так как Грибоедов использует такой прием, при котором сценические пероснажи сначала предстают как внесценические (Чацкий, Скалозуба, Горич).
Таким образом, роль внесценических персонажей в «Горе от ума» — создание в рамках ограниченного пространства и времени комедии широкой обобщающей картины общественной жизни России начала XIX века, из почти домашнего конфликт становится социальным, так как все сценические персонажи принадлежат к одной из противоборствующих сторон.
Роль внесценических персонажей в комедии «Горе от ума» (ЕГЭ по литературе)
Внесценические персонажи – это персонажи, которые только упоминаются в речах, но сами на сцене не появляются. Нужны они для того, чтобы дополнить характеристику общества или героя, который даёт им оценочное суждение, тем самым показывая свое отношение к той или иной моральной дилемме. Они формируют более полную картину того мира, в который погружает читателя автор.
В комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» присутствует много внесценических персонажей. Каждого из них так или иначе можно отнести к одному из полюсов общества – устаревшему «фамусовскому» или прогрессивному «чацкому». Например, Максим Петрович, покойный дядя Фамусова, – это человек старых порядков, привыкший преклоняться перед властью, причем самым нижайшим образом: «когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб».
В чины он вышел и получил почет не благодаря особым заслугам или великим достижениям, а посредством своей смешной неуклюжести перед государыней Екатериной: «упал он больно, встал здорово». В противовес ему Грибоедов приводит двоюродного брата Скалозуба и племянника княгини. Брат Скалозуба променял свою службу в армии на книги и тихую жизнь в деревне: «Чин следовал ему – он службу вдруг оставил». Племянника княгиня обвиняет в том, что он «упражняется в расколах и безверьи», хотя он учится всего лишь в Педагогическом институте. Из-за своей невежественности и образовательной убогости ни Скалозуб, ни княгиня не способны понять, что в этой жизни может быть что-то важнее разговоров, приемов и прочих светских развлечений.
Также внесценические персонажи «Горя от ума» позволяют нам постигнуть мировоззрение главных персонажей. Например, Молчанов упоминает Татьяну Юрьевну в диалоге с Чацким. Причем, он относится к ней не как к человеку, а скорее как к средству достижения своих целей: «Частенько там мы покровительство находим, где не метим». Чацкий же парирует на предложения навестить эту даму тем, что он «ездит к женщинам, но только не за этим». Те же различия появляются при обсуждении Фомы Фомича. Молчалин судит об этом человеке хорошо, но лишь потому, что он «при трех министрах начальник отедельнья». Чацкий же прежде всего обращает внимание не на чин, а на умственные способности и моральные качества личности.
Он называет Фому Фомича «пустейшим человеком из бесталковых». Таким образом, мы видим, что внесценические персонажи в диалоге Чацкого и Молчалина раскрывают главных героев, показывая огромную разницу в их отношении к другим людям.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что внесценические персонажи играют огромную роль в комедии Грибоедова «Горе от ума». Они формируют нравственные полюса произведения, дополняя мир «фамусовского» и «чацкого» общества, привнося в него отличительные черты, особенности характеров и действий составляющих его личностей. А также помогают осознать читателю ту пропасть непонимания, что лежит между этими двумя полюсами.
Внесценические персонажи «Горя от ума» (ЕГЭ по литературе)
Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» стало новаторским для своего времени произведением, одним из первых в России, написанных в рамках не только господствовавшего тогда классицизма, но и романтизма и реализма. В произведении автор дает обобщенную картину социальной жизни России первой четверти XIX века. Чтобы расширить рамки комедии и тем самым усилить обобщение и типизацию, в произведение вводятся внесценические персонажи.
Внесценические персонажи – это персонажи, не участвующие в действии; их образы создаются в монологах и диалогах действующих лиц. Внесценических персонажей можно условно разделить на четыре группы: герои, наглядно рисующие нравственные идеалы и принципы крепостного дворянства, персонажи, при помощи которых раскрывается крепостное право как социально-психологическое явление, герои, расширяющие представление о быте и нравах дворянской Москвы, и персонажи, близкие Чацкому и показывающие типичность его характера и поведения.
Персонажей, наглядно рисующих нравственные идеалы и принципы крепостного дворянства, представителей «века минувшего», идеалов фамусовского общества в произведении достаточно много. Максим Петрович – довольно яркий пример. Он делал карьеру, не брезгуя угодничеством и собственным унижением перед государыней Екатериной. Герой обернул невыгодное для себя положение в выигрышную ситуацию: он оступился «на куртаге» и упал на глазах у императрицы, но, быстро сообразив, что делать, поднялся и упал нарочно еще один раз, чем вызвал смех Екатерина и ее приближенных и заслужил ласковое отношение к себе. Фамусов восторженно рассказывает о Максиме Петровиче, упоминая, что тот «слышит при дворе приветливое слово», «в чины выводит» и «пенсии дает».
По мнению Фамусова, тактика Максима Петровича – это единственно верная тактика для тех, кто хочет добиться успеха в обществе. Вот истинный идеал Фамусовых и Молчалиных – человек, готовый на унижение собственного достоинства ради чинов и благ.
Не менее ярок портрет Кузьмы Петровича – еще одного идеала «века минувшего», на которого, по мнению Фамусова, надо ровняться. Тот был «почтенный камергер», богатый, «на богатой был женат», добыл себе должность «с ключом» и не забыл о сыне, предоставив тому ту же должность, выгодно «переженил детей, внучат». Молчалин также упоминает Фому Фомича, замечая, что «слог его здесь ставят в образец». Это очередной образ, который дает читателям представление об идеалах русского дворянства того времени, человек, хорошо умеющий держаться за свою должность (любыми способами), ведь герой «при трех министрах был начальник отделенья».
Молчалин восхищается им и его слогам только потому, что все им восхищаются, «ведь надо же зависеть от других».
Осуждая образцы фамусовского общества, Чацкий рассказывает о «Несторе негодяев знатных», обменявший своих слуг, которые «и честь, и жизнь его не раз спасали» на «борзые три собаки» и о владельце крепостного детского театра, отбиравшего «от матерей, отцов отторженных детей», заставляя «всю Москву дивиться их красе», но позже просто продал всех в разные места, даже не призадумывавшись на секунду, что эти крепостные дети из-за него больше не увидят свои семьи. Эти внесценические персонажи образуют условную группу героев, с помощью которых раскрывается крепостное право как социально-психологическое явление.
Грибоедов также вводит внесценических персонажей, с помощью которых расширяет представление о быте и нравах дворянской Москвы, знакомя читателей с важными и значительными в то время дамами, занимающими высокое положение в обществе – княгиней Марьей Алексевной и Татьяной Юрьевной. Поэтому Молчалин и советует Чацкому съездить к Татьяне Юрьевне на поклон, у нее находят покровительство все значимые люди, ведь «чиновные и должностные – все ей друзья и все родные». Героиня – сплетница, как в общем-то почти все женщины ее круга. ъъъъъ Восклицание Фамусова в конце пьесы: «Ах! Боже мой! Что станет говорить Княгиня Марья Алексевна» ярко отображает особенность всех представителей фамусовского общество – зависимость от мнения окружающих.
В монологе Чацкого о «французике из Бордо» главный герой комедии обличает русское общество, которое во всем старается подражать иностранному. Этот французик, приехавший в Россию «к варварам», ожидал увидеть дикую страну, но «тоска, и оханье, и стон» восторженных дам, облепивших его, дали возможность французику чувствовать себя здесь «маленьким царьком». Вводя данного внесценического персонажа, Грибоедов стремится показать, что московское общество – всего лишь пародия на французское. Французик «приехал и нашел, что ласкам нет конца; Ни звука русского, ни русского лица не встретил: будто бы в отечестве, с друзьями». Чацкий призывает перестать слепо копировать иностранцев, «чтоб умный, бодрый наш народ хотя б по языку нас не считал за немцев», но фамусовское общество высмеивает его взгляды, для этих людей ближе обращение «мадам и мадмуазель», чем «сударыня».
Но в своих прогрессивных идея, новых взглядах и идеалах Чацкий не один, и такую типичность характера и поведения героя показывают близкие ему внесценичнеские персонажи. Скалозуб рассказывает Фамусову о своем двоюродном брате, с которым они отличились «в тринадцатом году», «в тридцатом егерском, а после в сорок пятом» и получили ордена «за третье августа» (забавным является тот факт, что точная дата названа Грибоедовым неспроста, и у его современников, которые хорошо помнили Отечественную войну 1812 года, эта фраза не могла не вызвать смех. Дело в том, что никакого сражения в этот день не происходило, и необходимости «засесть в траншею» у Скалозуба не было). Павел Афанасьевич восхищается братом Скалозуба, называя его «прекрасным человеком», ровно до тех пор, пока не упоминается, что брат, несмотря на то, что «чин следовал ему», оставил военную службу и уехал жить в деревню, где «книги стал читать». Отказываться от очередного чина – немыслимо для Скалозуба и всего «века мигнувшего». Герой говорит о двоюродном брате с пренебрежение, и в этом сказывается отношение не только конкретного героя, но и всего фамусовского общества к учености и образованности. Но автор, вводя образ брата Скалозуба, стремится в условиях ограниченного пространства и времени показать неслучайность характера Чацкого. Для этого вводится и образ племянника княгини Тугоуховской, который выучился в педагогическом институте в Петербурге. Но княгиня, безусловно принадлежавшая к фамусовскому обществу и осуждавшая любую попытку к получению новых знания, утверждала, что в этом институте «упражняются в расколах и безверьи», осуждая племянника Федора.
Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» несет в себе не только черты романтизме и реализма, но и сохраняет некоторые принципы классицизма. Роль внесценических персонажей комедии заключается в создании в рамках ограниченного пространства и времени (принцип трех единств) широкую обобщающую картину общественной жизни России первой четверти XIX века.
Источники:
https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/rol-vnestsenicheskih-personazhej-v-pese-gore-ot-uma-a-s-griboedov/
https://www.kritika24.ru/page.php?id=57309
https://www.kritika24.ru/page.php?id=62725