4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Жанры русской живописи 18 века. Становление русской живописи: портрет XVIII века

Русская живопись 18-го века. Портретная живопись.

Г. Островский. Портрет неизвестной.

Восемнадцатый век в искусстве также часто называют веком портрета. Парсуны появились впервые на Руси уже в начале 17-го века. Они запечатлевали русских царей и цариц, их приближенных. В парсуне сочетаются иконописные приемы с попыткой передать точное сходство с моделью. Парсунные портреты в провинциях были популярны вплоть до 18-го века.

Одним из известных мастеров парсуны является Григорий Островский.

Портрет А. С. Лермонтовой. Г. Островский


Это портрет Анны Сергеевны Лермонтовой — дочери предводителя дворянства из города Солигалича Костромского уезда — Сергея Михайловича Лермонтова. Она являлась родственницей поэта Михаила Юрьевича Лермонтова по отцовской линии. На картине девочка изображена в возрасте 5 лет, однако пышная одежда и украшения превращают юную девочку в маленькую даму, что так непривычно нашему глазу. Мы видим открытые яркие сочетания красок — Островский так тонко чувствовал их игру. Видим украшения, написанные умелой рукой, любовно отшлифованные кистью камни и сережки, живо переданную фактуру ткани. Все детали сливаются в единый образ, гармоничный, неповторимый и оригинальный.

Портрет А. К. Катенина. Г. Островский

Мастера первой половины 18-го века в основном работали над портретом. Художники стремились показать прежде всего достойного представителя дворянского сословия. Поэтому их писали в парадной одежде, при знаках отличия за заслуги перед государством, в театрализованной позе, на фоне богатых декораций, говорящих о высоком общественном положении натурщика.

Во 2-й половине 18-го века начал развиваться интимный, психологический портрет. В противоположность парадному, интимный портрет стремится запечатлеть человека таким, каким он представляется взгляду близкого друга. Задача заключается в том, чтобы наряду с точным обликом человека передать его характер, его настроение, дать оценку личности, например, портрет Некрасова, кисти Крамского.

Ко 2-й половине 18-го века Россия, отойдя от изживших себя форм средневековой культуры, вступила на общий с европейскими странами путь духовного развития. Портретная живопись в 18 веке достигла высокого расцвета. В это время жили и творили такие художники-портретисты, как Никитин, Матвеев, Вишняков, Аргунов, Антропов. Но особенно следует выделить крупнейших художников — Рокотова, Левицкого и Боровиковского.

И. Крамской. Портрет А. Н. Некрасова.

Дизайн интерьера и архитектура

Дизайн интерьера, ремонт и отделка своими руками.

Портрет в России 18 века

С приходом к власти Петра I изобразительное искусство на Руси подверглось значительному воздействию европейских канонов. И если подобное влияние в архитектуре только способствовало дальнейшему развитию многообразия форм и стилей, то для русской живописи некоторые изменения оказались губительными. Пострадали многие жанры, однако портретное искусство в петровскую эпоху переживало невероятный расцвет.

В давние времена князья и бояре лишь изредка могли позволить заезжему художнику написать свой портрет, изображение на котором лишь отдаленно напоминало истинный облик конкретного человека, потому что в старину портретному сходству изображаемого человека придавалось слишком малое значение.

На иконах мастера создавали обобщенный образ, который был идеальным, усредненным и мало походил на реальную персону. В дальнейшем для живописцев допетровской эпохи было характерно стремление приукрасить образ человека, сделать его более ярким и выразительным.

Читать еще:  Как ходить по раскаленным углям. Теория низкой теплопроводности угля

В конце XVII — начале XVIII столетия портретное искусство пользуется огромной популярностью. Каждый, кто был в состоянии оплатить услуги художника, заказывал » персонному мастеру» списать себя или своих близких.

Во времена царствования Петра I большинство подрядов на строительство православных храмов оказалось в руках архитекторов из Европы. Следовательно, зодчие — иностранцы в качестве украшения вновь построенных церквей хотели видеть европейскую иконопись. Таким образом, древнее искусство русской иконописи претерпело значительные изменения как в стилистике изображения, так и в выборе выразительных средств и форм.

Русские портретисты XVIII века

В то же время, во второй половине XVIII века искусство портретной живописи в России обогащается творениями русских художников, равных которым трудно было найти во всей Европе. Среди них можно назвать следующих:

  • Антропов Алексей Петрович ( 1716 — 1795 годы жизни) — русский живописец, декоратор — монументалист,серьезный и вдумчивый художник, высоко ценивший правду жизни и метко схватывающий характер изображаемого человека. Антропов был последователем стиля барокко и одним из первых живописцев в России, ставший автором великолепных светских портретов.

А. П. Антропов. Автопортрет ( 1784 год).

  • Рокотов Федор Степанович ( 1735 — 1808 годы жизни) — русский художник, крупнейший московский портретист, представитель Русского Просвещения. Рокотов — томный и изящный живописец, умело передающий лучшие стороны человеческого лица и тела.

Ф. С. Рокотов » Портрет молодого человека в гвардейском мундире» ( написан около 1757 года). Вероятный автопортрет художника.

  • Левицкий Дмитрий Григорьевич ( 1735 — 1822 годы жизни) — русский живописец, мастер парадного и камерного портрета. Академик Императорской Академии художеств. Его произведения считаются лучшими образцами портретного искусства всего XVIII века.

Д. Г. Левицкий » Автопортрет» ( 1783 год).

Особенно прекрасна его серия портретов воспитанниц Смольного института — благородных девиц, которые танцуют, декламируют стихи или играют на музыкальных инструментах. Унаследовав от своего учителя Антропова его вдумчивость и правдивость, Левицкий соединил их с поразительным живописным мастерством. » Портрет смолянки Борщовой» по ритму линий, по неожиданности и законченности всей композиции, стройной и чрезвычайно выразительной, по серьезности живописи можно сравнивать разве что с шедеврами эпохи Возрождения.

Д. Г. Левицкий » Смолянки» ( серия портретов написана в 1772 — 1776 гг. Холст, масло).

  • Боровиковский Владимир Лукич ( 1757 — 1825 годы жизни)- русский художник — портретист, академик Императорской Академии художеств. Боровиковский — мечтательный и сентиментальный живописец, увековечивший красавицу Суворову и оставивший нам милый облик Лопухиной. Художник необычайно разноплановый и ни на кого не похожий, он также считался одним из лучших мастеров миниатюры, ставшей популярной на рубеже XVIII — XIX столетий.

» Владимир Лукич Боровиковский» ( портрет художника написан в 1825 году И. С. Бугаевким — Благодарным).

Портретная гравюра

Деревянные гравюры впервые появились на Руси в XVI веке в качестве декоративного украшения книжных изданий. Как самостоятельный вид искусства гравюра оформилась в XVII столетии, главным образом благодаря появлению в обиходе народных лубочных картинок .

Лубочная картинка » Адам и Ева» — гравер Василий Корень ( XVII век).

Лубок сохранил все наиболее важные приемы иконного письма. Но вместе с тем лубочные изображения были более примитивными, исходя из бедности выразительных средств гравера средней руки. В те времена лубки наряду с иконами были немногочисленными декоративными элементами в интерьере жилища простых людей.

Лубочные картинки становились украшением крестьянской избы.

Однако народные картинки вполне унаследовали стремление к орнаментальной композиции, стройность и четкость силуэтов, а также особую красоту, которая роднит русский лубок как с иконами, так и с японской цветной гравюрой. Несмотря на всю убогость и простоту техники, на ее неряшливость и грубость, в старой лубочной картинке теплилась искра великого искусства Древней Руси.

Читать еще:  Сколько всего жанров в литературе. Какие бывают жанры в литературе

Высокий уровень развития портретной живописи в России способствовал расцвету граверного искусства. Портретная гравюра была известна на Руси давно, однако наибольшей популярностью она стала пользоваться только тогда, когда появились граверы — портретисты, настоящие мастера своего дела, среди которых можно назвать следующих:

  • Чемесов Евграф Петрович ( 1737 — 1765 годы жизни) — художник — портретист, один из величайших русских граверов. Он был блестящим мастером, обладавшим даром меткой характеристики образа и тонко чувствовавшим глубину соотношения черных и белых тонов. Некоторые портреты работы Чемесова настолько мастерски выполнены, что изображение производит впечатление многоцветного и красочного.

Е. П. Чемесов » Автопортрет», выполненный по рисунку Ж. Л. де Велли ( 1764 — 1765 гг. Резец, офорт, сухая игла).

  • Скородумов Гавриил Иванович ( 1755 — 1797 годы жизни) — русский художник — гравер, в творчестве которого сочетались таланты живописца, рисовальщика и искусного мастера миниатюры. Скородумов стал первым гравером из России, завоевавшим европейскую известность.

Гавриил Иванович Скородумов

  • Уткин Николай Иванович ( 1780 — 1863 годы жизни) — крупнейший представитель русской портретной гравюры начала XIX века, академик Императорской Академии художеств.

Н. И. Уткин ( 1860 — е годы).

Список славных имен русских живописцев на этом не заканчивается. В конце XVIII — начале XIX века появилось много настоящих мастеров портретной живописи, работы которых заслуживают пристального внимания.

Русская живопись 18 века — искусство русского портрета

В истории российской живописи немаловажное значение имеет период зарождения и развития портретного жанра. Это – вторая половина XVIII века. Именно в это время живописцы увидели индивидуальное своеобразие личности и захотели передать на холсте человека с его неповторимым внутренним миром.

Истоки русского портрета

Благодатную почву для этого подготовили еще иконописцы. Постепенно иконы становились реалистичнее, церковные каноны рушились, а в живописи развивалось светское направление.

Дионисий. «Митрополит Петр с житием»

Так, в 1553-1554 гг. церковным собором было дозволено на иконах изображать еще и сюжеты притч, что дало толчок к внедрению в иконопись бытовых мотивов. А некоторые индивидуальные черты при изображении святых были заметны еще на иконах Дионисия (икона митрополита Петра). В летописных сводах передано несколько изображений царя Ивана Грозного, а в Золотой палате Московского Кремля создана целая галерея с изображениями исторических деятелей.

Еще с XVII века были известны парсуны –портретные изображения царей и знати в стиле иконы. В то же время (конец XVII века) возникает и станковый портрет светского характера.

Парсуна «Иван Грозный»

Поначалу он исполнялся в иконописной технике, потом масляными красками. Первично акцент ставился исключительно на изображении лица, а со временем грани портрета раздвигаются: портрет уже рисуют и по пояс, и в полный рост, уделяют внимание и одежде, и композиции, и заднему плану.

С открытием Петром І «окна в Европу» в Россию хлынула волна культурных изменений. Ведь в Европе во всю мощь расцвело Просвещение со свойственным ему гуманизмом и обращением к человеку. Это был тот сдвиг в культуре и сознании людей, который обратил внимание живописцев на реальных людей, обладающих индивидуальными чертами, неповторимыми характерами и душой. Художники перенимали опыт своих западных коллег и создавали портреты, изображавшие человека в его взаимосвязи с временем и обществом. Так появились новые жанры, идеи, образы.

Читать еще:  Икона призри на смирение в чем помогает. Как найти нужные слова

Искусство русского портрета в XVIIІ веке и основные его направления

Развитие русского портретного искусства происходило в трех направлениях:

  • отечественная школа живописи
  • традиции средневековой парсуны – портретного изображения, близкого к иконе

(С.Ушаков, К. Золотарёв, И. Рефусицкий);

Луи Токке «Портрет императрицы Елизаветы Петровны», 1756

  • живопись иностранцев на территории России — россика

(Л. Токке, Л.-Ж.-Ф. Лагрене, Л.-Ж. Лоррен, И.-Г. Таннауэр, Л. Каравакк).

Основным магистральным направлением была деятельность российской школы портретной живописи. Художники того времени активно перенимали европейские традиции, овладевали художественными принципами, формировали свой почерк и свои взгляды на творчество.

Феноменом нового времени стал светский портрет, развитие пошло в ногу с основными стилями, доминирующими в ту или иную эпоху (барокко, рококо, классицизм, сентиментализм и предромантизм).

Парсуна — родоначальница светского портрета

В начале XVIIІ века, а для провинции — и на протяжении всего столетия, актуальными оставались парсуны – возникший в средние века жанр портрета, сходство изображений на котором с реальными людьми было лишь условным. Ведь художники придерживались церковных канонов и использовали плоскостное узорное письмо. Парсуны зачастую были больших размеров, писались по определенным композиционным схемам и изображали исключительно «великих мира сего». В них передавалось социальное положение человека, его важность и внушительность. С развитием жанра парсуны стали занимать почетные места в светских интерьерах русских дворцов и усадеб.

И именно парсуна считается родоначальницей светского портрета.

Россика как портретное направление

Третье направление в развитии портретного жанра в русской живописи 18 века — россика — связано с живописью иностранцев, приехавших в Россию. Некоторых из них даже вызывали (Луи Токке) специально для того, чтобы написать портрет императрицы. Художники-россисты пытаются своими методами и через свое понимание изобразить русский быт и русского человека. Параллельно они передают свои приемы и язык нового искусства местным художникам.

Виды портретов в русской школе 18 века

И.П.Аргунов. «Екатерина Алексеевна»

Если с середины XVIII века самыми распространенными видами портрета были камерный и полупарадный, то со второй половины XVIII века популярными становятся такие виды изображения, как:

(внимание уделяется и передаче богатства быта, одежды, и перенесению на полотно индивидуальных особенностей человека, портретируемый изображался в полный рост);

А.П.Антропов «Портрет М.А.Румянцевой»

(человек изображался не в полный рост, а по пояс или по колени);

(изображение по плечи, по грудь, максимум – по пояс, зачастую — на нейтральном фоне);

• интимный (игнорирование фона, основное внимание — внутреннему миру человека).

Национальная специфика портретной живописи — черты русского портрета

В.Л.Боровиковский «Портрет М.И.Лопухиной» ,1797

С появлением новых жанров усовершенствуются и выразительные средства, используемые художниками.

Русские мастера научились правильно

  • выстраивать картинную плоскость,
  • анатомически верно передавать человеческое тело,
  • овладели искусством перспективы,
  • основами масляной техники и законами колорита.

Воспринимая новшества западноевропейской живописи, русские художники не только освоили чужие традиции и пересмотрели содержательную часть портретного изображения, но и

  • выработали свои композиционные схемы,
  • тональность и стилевые установки.

Портрет в России в XVIII веке стал жанром, воплотившим и специфические русские черты:

  • На портретах изображались люди, которые полнокровно и целостно воспринимают мир.
  • Особое внимание уделялось одежде, аксессуарам, драгоценностям – как своеобразной оправе лица.
  • Цветовая гамма русских портретов была более яркой и насыщенной.
  • Отсутствие группового (семейного) портрета.

Прошло совсем немного времени, и отечественные мастера портретной школы создали такие произведения, которые стали в один ряд с наилучшими образцами западноевропейской портретной живописи.

Источники:

http://cvetamira.ru/russkaya-zhivopis-18-go-veka-portretnaya-zhivopis
http://design-fly.ru/iskusstvo/portret-v-rossii.html
http://velikayakultura.ru/russkaya-zhivopis/russkaya-zhivopis-18-veka-iskusstvo-russkogo-portreta

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector
×
×