Жанры русской живописи 18 века. Становление русской живописи: портрет XVIII века
Русская живопись 18-го века. Портретная живопись.
Г. Островский. Портрет неизвестной.
Восемнадцатый век в искусстве также часто называют веком портрета. Парсуны появились впервые на Руси уже в начале 17-го века. Они запечатлевали русских царей и цариц, их приближенных. В парсуне сочетаются иконописные приемы с попыткой передать точное сходство с моделью. Парсунные портреты в провинциях были популярны вплоть до 18-го века.
Одним из известных мастеров парсуны является Григорий Островский.
Портрет А. С. Лермонтовой. Г. Островский
Это портрет Анны Сергеевны Лермонтовой — дочери предводителя дворянства из города Солигалича Костромского уезда — Сергея Михайловича Лермонтова. Она являлась родственницей поэта Михаила Юрьевича Лермонтова по отцовской линии. На картине девочка изображена в возрасте 5 лет, однако пышная одежда и украшения превращают юную девочку в маленькую даму, что так непривычно нашему глазу. Мы видим открытые яркие сочетания красок — Островский так тонко чувствовал их игру. Видим украшения, написанные умелой рукой, любовно отшлифованные кистью камни и сережки, живо переданную фактуру ткани. Все детали сливаются в единый образ, гармоничный, неповторимый и оригинальный.
Портрет А. К. Катенина. Г. Островский
Мастера первой половины 18-го века в основном работали над портретом. Художники стремились показать прежде всего достойного представителя дворянского сословия. Поэтому их писали в парадной одежде, при знаках отличия за заслуги перед государством, в театрализованной позе, на фоне богатых декораций, говорящих о высоком общественном положении натурщика.
Во 2-й половине 18-го века начал развиваться интимный, психологический портрет. В противоположность парадному, интимный портрет стремится запечатлеть человека таким, каким он представляется взгляду близкого друга. Задача заключается в том, чтобы наряду с точным обликом человека передать его характер, его настроение, дать оценку личности, например, портрет Некрасова, кисти Крамского.
Ко 2-й половине 18-го века Россия, отойдя от изживших себя форм средневековой культуры, вступила на общий с европейскими странами путь духовного развития. Портретная живопись в 18 веке достигла высокого расцвета. В это время жили и творили такие художники-портретисты, как Никитин, Матвеев, Вишняков, Аргунов, Антропов. Но особенно следует выделить крупнейших художников — Рокотова, Левицкого и Боровиковского.
И. Крамской. Портрет А. Н. Некрасова.
Дизайн интерьера и архитектура
Дизайн интерьера, ремонт и отделка своими руками.
Портрет в России 18 века
С приходом к власти Петра I изобразительное искусство на Руси подверглось значительному воздействию европейских канонов. И если подобное влияние в архитектуре только способствовало дальнейшему развитию многообразия форм и стилей, то для русской живописи некоторые изменения оказались губительными. Пострадали многие жанры, однако портретное искусство в петровскую эпоху переживало невероятный расцвет.
В давние времена князья и бояре лишь изредка могли позволить заезжему художнику написать свой портрет, изображение на котором лишь отдаленно напоминало истинный облик конкретного человека, потому что в старину портретному сходству изображаемого человека придавалось слишком малое значение.
На иконах мастера создавали обобщенный образ, который был идеальным, усредненным и мало походил на реальную персону. В дальнейшем для живописцев допетровской эпохи было характерно стремление приукрасить образ человека, сделать его более ярким и выразительным.
В конце XVII — начале XVIII столетия портретное искусство пользуется огромной популярностью. Каждый, кто был в состоянии оплатить услуги художника, заказывал » персонному мастеру» списать себя или своих близких.
Во времена царствования Петра I большинство подрядов на строительство православных храмов оказалось в руках архитекторов из Европы. Следовательно, зодчие — иностранцы в качестве украшения вновь построенных церквей хотели видеть европейскую иконопись. Таким образом, древнее искусство русской иконописи претерпело значительные изменения как в стилистике изображения, так и в выборе выразительных средств и форм.
Русские портретисты XVIII века
В то же время, во второй половине XVIII века искусство портретной живописи в России обогащается творениями русских художников, равных которым трудно было найти во всей Европе. Среди них можно назвать следующих:
- Антропов Алексей Петрович ( 1716 — 1795 годы жизни) — русский живописец, декоратор — монументалист,серьезный и вдумчивый художник, высоко ценивший правду жизни и метко схватывающий характер изображаемого человека. Антропов был последователем стиля барокко и одним из первых живописцев в России, ставший автором великолепных светских портретов.
А. П. Антропов. Автопортрет ( 1784 год).
- Рокотов Федор Степанович ( 1735 — 1808 годы жизни) — русский художник, крупнейший московский портретист, представитель Русского Просвещения. Рокотов — томный и изящный живописец, умело передающий лучшие стороны человеческого лица и тела.
Ф. С. Рокотов » Портрет молодого человека в гвардейском мундире» ( написан около 1757 года). Вероятный автопортрет художника.
- Левицкий Дмитрий Григорьевич ( 1735 — 1822 годы жизни) — русский живописец, мастер парадного и камерного портрета. Академик Императорской Академии художеств. Его произведения считаются лучшими образцами портретного искусства всего XVIII века.
Д. Г. Левицкий » Автопортрет» ( 1783 год).
Особенно прекрасна его серия портретов воспитанниц Смольного института — благородных девиц, которые танцуют, декламируют стихи или играют на музыкальных инструментах. Унаследовав от своего учителя Антропова его вдумчивость и правдивость, Левицкий соединил их с поразительным живописным мастерством. » Портрет смолянки Борщовой» по ритму линий, по неожиданности и законченности всей композиции, стройной и чрезвычайно выразительной, по серьезности живописи можно сравнивать разве что с шедеврами эпохи Возрождения.
Д. Г. Левицкий » Смолянки» ( серия портретов написана в 1772 — 1776 гг. Холст, масло).
- Боровиковский Владимир Лукич ( 1757 — 1825 годы жизни)- русский художник — портретист, академик Императорской Академии художеств. Боровиковский — мечтательный и сентиментальный живописец, увековечивший красавицу Суворову и оставивший нам милый облик Лопухиной. Художник необычайно разноплановый и ни на кого не похожий, он также считался одним из лучших мастеров миниатюры, ставшей популярной на рубеже XVIII — XIX столетий.
» Владимир Лукич Боровиковский» ( портрет художника написан в 1825 году И. С. Бугаевким — Благодарным).
Портретная гравюра
Деревянные гравюры впервые появились на Руси в XVI веке в качестве декоративного украшения книжных изданий. Как самостоятельный вид искусства гравюра оформилась в XVII столетии, главным образом благодаря появлению в обиходе народных лубочных картинок .
Лубочная картинка » Адам и Ева» — гравер Василий Корень ( XVII век).
Лубок сохранил все наиболее важные приемы иконного письма. Но вместе с тем лубочные изображения были более примитивными, исходя из бедности выразительных средств гравера средней руки. В те времена лубки наряду с иконами были немногочисленными декоративными элементами в интерьере жилища простых людей.
Лубочные картинки становились украшением крестьянской избы.
Однако народные картинки вполне унаследовали стремление к орнаментальной композиции, стройность и четкость силуэтов, а также особую красоту, которая роднит русский лубок как с иконами, так и с японской цветной гравюрой. Несмотря на всю убогость и простоту техники, на ее неряшливость и грубость, в старой лубочной картинке теплилась искра великого искусства Древней Руси.
Высокий уровень развития портретной живописи в России способствовал расцвету граверного искусства. Портретная гравюра была известна на Руси давно, однако наибольшей популярностью она стала пользоваться только тогда, когда появились граверы — портретисты, настоящие мастера своего дела, среди которых можно назвать следующих:
- Чемесов Евграф Петрович ( 1737 — 1765 годы жизни) — художник — портретист, один из величайших русских граверов. Он был блестящим мастером, обладавшим даром меткой характеристики образа и тонко чувствовавшим глубину соотношения черных и белых тонов. Некоторые портреты работы Чемесова настолько мастерски выполнены, что изображение производит впечатление многоцветного и красочного.
Е. П. Чемесов » Автопортрет», выполненный по рисунку Ж. Л. де Велли ( 1764 — 1765 гг. Резец, офорт, сухая игла).
- Скородумов Гавриил Иванович ( 1755 — 1797 годы жизни) — русский художник — гравер, в творчестве которого сочетались таланты живописца, рисовальщика и искусного мастера миниатюры. Скородумов стал первым гравером из России, завоевавшим европейскую известность.
Гавриил Иванович Скородумов
- Уткин Николай Иванович ( 1780 — 1863 годы жизни) — крупнейший представитель русской портретной гравюры начала XIX века, академик Императорской Академии художеств.
Н. И. Уткин ( 1860 — е годы).
Список славных имен русских живописцев на этом не заканчивается. В конце XVIII — начале XIX века появилось много настоящих мастеров портретной живописи, работы которых заслуживают пристального внимания.
Русская живопись 18 века — искусство русского портрета
В истории российской живописи немаловажное значение имеет период зарождения и развития портретного жанра. Это – вторая половина XVIII века. Именно в это время живописцы увидели индивидуальное своеобразие личности и захотели передать на холсте человека с его неповторимым внутренним миром.
Истоки русского портрета
Благодатную почву для этого подготовили еще иконописцы. Постепенно иконы становились реалистичнее, церковные каноны рушились, а в живописи развивалось светское направление.
Дионисий. «Митрополит Петр с житием»
Так, в 1553-1554 гг. церковным собором было дозволено на иконах изображать еще и сюжеты притч, что дало толчок к внедрению в иконопись бытовых мотивов. А некоторые индивидуальные черты при изображении святых были заметны еще на иконах Дионисия (икона митрополита Петра). В летописных сводах передано несколько изображений царя Ивана Грозного, а в Золотой палате Московского Кремля создана целая галерея с изображениями исторических деятелей.
Еще с XVII века были известны парсуны –портретные изображения царей и знати в стиле иконы. В то же время (конец XVII века) возникает и станковый портрет светского характера.
Парсуна «Иван Грозный»
Поначалу он исполнялся в иконописной технике, потом масляными красками. Первично акцент ставился исключительно на изображении лица, а со временем грани портрета раздвигаются: портрет уже рисуют и по пояс, и в полный рост, уделяют внимание и одежде, и композиции, и заднему плану.
С открытием Петром І «окна в Европу» в Россию хлынула волна культурных изменений. Ведь в Европе во всю мощь расцвело Просвещение со свойственным ему гуманизмом и обращением к человеку. Это был тот сдвиг в культуре и сознании людей, который обратил внимание живописцев на реальных людей, обладающих индивидуальными чертами, неповторимыми характерами и душой. Художники перенимали опыт своих западных коллег и создавали портреты, изображавшие человека в его взаимосвязи с временем и обществом. Так появились новые жанры, идеи, образы.
Искусство русского портрета в XVIIІ веке и основные его направления
Развитие русского портретного искусства происходило в трех направлениях:
- отечественная школа живописи
- традиции средневековой парсуны – портретного изображения, близкого к иконе
(С.Ушаков, К. Золотарёв, И. Рефусицкий);
Луи Токке «Портрет императрицы Елизаветы Петровны», 1756
- живопись иностранцев на территории России — россика
(Л. Токке, Л.-Ж.-Ф. Лагрене, Л.-Ж. Лоррен, И.-Г. Таннауэр, Л. Каравакк).
Основным магистральным направлением была деятельность российской школы портретной живописи. Художники того времени активно перенимали европейские традиции, овладевали художественными принципами, формировали свой почерк и свои взгляды на творчество.
Феноменом нового времени стал светский портрет, развитие пошло в ногу с основными стилями, доминирующими в ту или иную эпоху (барокко, рококо, классицизм, сентиментализм и предромантизм).
Парсуна — родоначальница светского портрета
В начале XVIIІ века, а для провинции — и на протяжении всего столетия, актуальными оставались парсуны – возникший в средние века жанр портрета, сходство изображений на котором с реальными людьми было лишь условным. Ведь художники придерживались церковных канонов и использовали плоскостное узорное письмо. Парсуны зачастую были больших размеров, писались по определенным композиционным схемам и изображали исключительно «великих мира сего». В них передавалось социальное положение человека, его важность и внушительность. С развитием жанра парсуны стали занимать почетные места в светских интерьерах русских дворцов и усадеб.
И именно парсуна считается родоначальницей светского портрета.
Россика как портретное направление
Третье направление в развитии портретного жанра в русской живописи 18 века — россика — связано с живописью иностранцев, приехавших в Россию. Некоторых из них даже вызывали (Луи Токке) специально для того, чтобы написать портрет императрицы. Художники-россисты пытаются своими методами и через свое понимание изобразить русский быт и русского человека. Параллельно они передают свои приемы и язык нового искусства местным художникам.
Виды портретов в русской школе 18 века
И.П.Аргунов. «Екатерина Алексеевна»
Если с середины XVIII века самыми распространенными видами портрета были камерный и полупарадный, то со второй половины XVIII века популярными становятся такие виды изображения, как:
(внимание уделяется и передаче богатства быта, одежды, и перенесению на полотно индивидуальных особенностей человека, портретируемый изображался в полный рост);
А.П.Антропов «Портрет М.А.Румянцевой»
(человек изображался не в полный рост, а по пояс или по колени);
(изображение по плечи, по грудь, максимум – по пояс, зачастую — на нейтральном фоне);
• интимный (игнорирование фона, основное внимание — внутреннему миру человека).
Национальная специфика портретной живописи — черты русского портрета
В.Л.Боровиковский «Портрет М.И.Лопухиной» ,1797
С появлением новых жанров усовершенствуются и выразительные средства, используемые художниками.
Русские мастера научились правильно
- выстраивать картинную плоскость,
- анатомически верно передавать человеческое тело,
- овладели искусством перспективы,
- основами масляной техники и законами колорита.
Воспринимая новшества западноевропейской живописи, русские художники не только освоили чужие традиции и пересмотрели содержательную часть портретного изображения, но и
- выработали свои композиционные схемы,
- тональность и стилевые установки.
Портрет в России в XVIII веке стал жанром, воплотившим и специфические русские черты:
- На портретах изображались люди, которые полнокровно и целостно воспринимают мир.
- Особое внимание уделялось одежде, аксессуарам, драгоценностям – как своеобразной оправе лица.
- Цветовая гамма русских портретов была более яркой и насыщенной.
- Отсутствие группового (семейного) портрета.
Прошло совсем немного времени, и отечественные мастера портретной школы создали такие произведения, которые стали в один ряд с наилучшими образцами западноевропейской портретной живописи.
Источники:
https://cvetamira.ru/russkaya-zhivopis-18-go-veka-portretnaya-zhivopis
https://design-fly.ru/iskusstvo/portret-v-rossii.html
https://velikayakultura.ru/russkaya-zhivopis/russkaya-zhivopis-18-veka-iskusstvo-russkogo-portreta