Звуковое чудо (о симфоническом оркестре). Интересные факты про оркестры
Интересные факты о симфоническом оркестре
Оркестр отличается от ансамбля тем, что в первом случае одинаковые инструменты объединяются в группы, играющие в унисон, то есть одну общую мелодию. А во втором случае каждый музыкант является солистом – играет свою партию.
“Оркестр” – это греческое слово и переводится как «танцевальная площадка». Располагалась она между сценой и зрителями. На этой площадке располагался хор. Потом она стала похожа на современные оркестровые ямы. А со временем там стали располагаться музыканты. И название «оркестр» досталось коллективам исполнителей-инструменталистов.
Симфонический. Струнный. Духовой. Джазовый. Эстрадный. Оркестр народных инструментов. Военный. Школьный. Состав инструментов разных видов оркестра строго определённый.
Симфонический состоит из группы струнных, ударных и духовых. Струнные и духовые оркестры состоят из инструментов, соответствующих их названиям. Джазовые могут иметь разный состав.
Эстрадный оркестр
состоит из духовых, струнных, ударных, клавишных и электромузыкальных инструментов.
Хор – это большой ансамбль, состоящий из певцов. Артистов должно быть не менее 12. В большинстве случаев хоры выступают в сопровождении оркестров. Виды оркестров и хоров отличаются.
Существует несколько классификаций. В первую очередь хоры разделяются на виды по своему составу голосов. Это могут быть: женские, мужские, смешанные, детские, а также хоры мальчиков. По манере исполнения различают народные и академические. А также хоры классифицируются по количеству исполнителей:
12-20 человек – вокально-хоровой ансамбль.
20-50 артистов – камерный хор.
40-70 певцов – средний.
70-120 участников – большой хор.
До 1000 артистов – сводный (из нескольких коллективов).
По своему статусу хоры делятся на: учебные, профессиональные, любительские, церковные.
Симфонический оркестр
Не все виды оркестров включают в себя струнно-смычковые инструменты. К этой группе относятся: скрипки, виолончели, альты, контрабасы. Один из оркестров, в состав которого входит струнно-смычковое семейство, – симфонический. Он состроит из нескольких разных групп музыкальных инструментов.
На сегодняшний день различают два вида симфонических оркестров: малый и большой. Первый из них имеет классический состав: 2 флейты, столько же фаготов, кларнетов, гобоев, труб и валторн, не более 20 струнных, изредка литавры.
Большой симфонический оркестр может быть любым по составу. В него может входить 60 и более струнных инструментов, тубы, до 5 тромбонов разных тембров и 5 труб, до 8 валторн, до 5 флейт, а также гобоев, кларнетов и фаготов. Он может включать в себя также такие разновидности из группы духовых, как гобой д’амур, флейта пикколо, контрафагот, английский рожок, саксофоны всех типов. В него может быть включено огромное количество ударных инструментов. Часто в большой симфонический оркестр входят орган, фортепиано, клавесин и арфа.
Духовой оркестр
Практически все виды оркестров имеют в своём составе семейство духовых инструментов. Эта группа включает в себя две разновидности: медные и деревянные. Некоторые виды оркестров состоят только из духовых и ударных инструментов, например духовые и военные. В первой разновидности основная роль принадлежит корнетам, горнам разных типов, тубам, баритон-эуфониумам. Второстепенные инструменты: тромбоны, трубы, валторны, флейты, саксофоны, кларнеты, гобои, фаготы. Если духовой оркестр большой, то в нём, как правило, все инструменты увеличиваются в количествах. Очень редко могут добавляться арфы и клавишные. В репертуар духовых оркестров входят: Марши. Бальные европейские танцы. Оперные арии. Симфонии. Концерты. Духовые оркестры выступают чаще всего на открытых уличных площадках либо сопровождают шествие, так как они звучат очень мощно и ярко.
Оркестр народных инструментов
В их репертуар входят в основном сочинения народного характера. Каков же их инструментальный состав? У каждой нации он свой. Например, в оркестр русских народных инструментов входят: балалайки, гусли, домры, жалейки, свистульки, баяны, трещотки и так далее.
Военный оркестр
Выше уже были перечислены виды оркестров, состоящих из духовых и ударных инструментов. Существует ещё одна разновидность, включающая в себя эти две группы. Это военные оркестры. Они служат для того, чтобы озвучивать воинские ритуалы, торжественные церемонии, а также для участия в концертах. Военные оркестры бывают двух видов.
Одни состоят из ударных инструментов и медных духовых. Называются они однородными.
Второй тип – это смешанные военные оркестры, они, помимо всего прочего, имеют в своём составе группу деревянных духовых.
Интересные факты о симфоническом оркестре
Формирование симфонического оркестра происходило в течение нескольких столетий из небольших ансамблей и началось оно в XVI-XVII веках, когда появились новые жанры в музыке и потребовалось изменение коллектива исполнителей. Полностью малый состав был определен лишь в XVIII веке.
1. Численность музыкантов может колебаться от 50 до 110 человек, в зависимости от произведения или места исполнения. Самое большое количество исполнителей, когда-либо зафиксированных относится к выступлению в городе Осло на стадионе «Юллеваал» в 1964 году, в нем приняли участие 20100 человек.
2. Иногда, вы можете услышать название парный, тройной симфонический оркестр, оно дается по количеству представленных в нем духовых инструментов и обозначает его размер.
3. Огромный вклад в развитие оркестра внес Л. Бетховен, так в его творчестве окончательно установился классический или малый симфонический оркестр, а в более позднем периоде наметились черты большого состава.
4. В симфоническом оркестре используется немецкая и американская рассадка музыкантов. Так, в российском – применяется американская.
5. Среди всех оркестров мира есть только один, который сам выбирает себе дирижера и в случае чего, может сделать это в любой момент – это коллектив Венской филармонии.
6. Существуют коллективы и вовсе без дирижера. Впервые, такую идею принял в 1922 году Персимфанс в России. Это было связано с идеологией того времени, которая ценила коллективный труд. Позднее этому примеру последовали другие оркестры, даже на сегодняшний день в Праге и Австралии есть оркестры без дирижера.
7. Оркестр настраивается по гобоюлибо покамертону, последний в свою очередь, со временем звучит все выше. Дело в том, что изначально, в разных странах он звучал по разному. В XVIII веке в Германии его звук был ниже итальянского, но выше французского. Считалось, что чем выше настройка, тем ярче будет звучание, а к этому стремится любой коллектив. Вот поэтому и повышали его тон от 380 гц (Барокко) до 442 гц в наше время. Причем эта цифра стала контрольной, но и ее умудряются превышать до 445 гц, как это делают в Вене.
8. Вплоть до XIX века в обязанности дирижера входила еще и игра на клавесине или скрипке. К тому же у них не было дирижерской палочки, такт отбивался композитором либо музыкантом при помощи инструмента или кивков головы.
9. Престижный английский журнал Gramophone, который признан авторитетным изданием в области классической музыки, опубликовал список лучших оркестров мира, российские коллективы заняли в нем 14, 15 и 16 позицию.
Интересные факты о дирижерах симфонического оркестра
Задолго до Тосканини или Фуртвенглера, Бернштейна или Дудамеля был Ферекид с Патры, известный в древней Греции как «Дающий ритм». Еще в 709 г. до н.э. он возглавлял группу музыкантов из восьмисот человек. Тогда Дудамель дирижировал делая равные движения посохом из золота вверх и вниз. Таким образом музыканты вступали в произведение в одно и то же время, а также держали ритм на протяжении всего исполнения.
Общая информация о дирижерах
Дирижер следит за тем, чтобы музыкальное произведение было правильно истолковано, выступая в качестве руководства для музыкантов или певцов. Он выбирает и изучает партитуры, может вносить в нее определенные изменения и передавать свои идеи исполнителям, чтобы при воспроизведении музыки царило единство и гармония. Еще он планирует репетиции, выбирает репертуар для оркестра и занимается другими вопросами группы, которую он возглавляет.
Дирижеры работают в театральных и сценических постановках, фильмах или на телевидении, в ведущих оркестрах и хорах. Хотя эта область чрезвычайно конкурентоспособна, стать дирижером, особенно для устоявшихся музыкантов, выгодно и уважаемо.
Зачем нужны дирижеры
В классическую эпоху все оркестры играли без дирижера под управлением первой скрипки или солиста. В начале 19-го века оркестры стали достаточно большими из-за чего появилась необходимость в них. Главная причина в том, что в большом оркестре время, затрачиваемое на прохождение звука от передней части оркестра к задней части, очень велико. Достаточно чтобы между скрипками и литаврами существовала задержка — такие скачки в неправильном месте приведут к остановке всего. Дирижеры же предотвращают это.
Самый занятый
Одним из наиболее загруженных дирижеров в мире является Валерий Гергиев. Он занимает ряд официальных должностей, в том числе в Лондонском симфоническом оркестре, Мюнхенской филармонии, Мариинском театре, Кировской опере, Роттердамском филармоническом оркестре и Армянском филармоническом оркестре. Также часто выступает как приглашенный дирижер.
Время и оплата работы
Внештатные дирижеры не являются частью союза музыкантов и не обеспечены постоянной работой. Часто нет ограничений по количеству часов, которые их просят отработать. В работе с оркестром обычно платят за количество времени, которое проводится на репетиции и на концерте. При сопровождении балета дополнительно оплачивается время, когда дирижер просто наблюдает за репетицией танцоров без присутствия оркестра, чтобы разобраться в хореографии.
Рекордсмен премии Граммофон
Интерпретации Джона Элиота Гардинера вернули интерес многих людей к хоровому и симфоническому исполнению. Его записи были чрезвычайно успешными, и в 2000 году он гастролировал со всеми кантатами Баха. Гардинер получил больше премий Gramophone Classical Music Awards, чем любой другой живой дирижер. Он имеет широкий репертуар, часто приглашается в другие оркестры и владеет своим собственным.
Джон Элиот Гардинер
Убийственный Вагнер
В 1911 году в мюнхенской опере с австрийским дирижером Феликсом Мотля случился инфаркт, вскоре он умер в больнице. А в 1968 году такая же участь постигла Йозефа Кайльберта из Германии. Самое интересное, что оба случая произошли во время исполнения второго акта произведения Вагнера «Тристан и Изольда». Это не единственные смерти дирижеров во время работы. В истории человечества их было не меньше десяти.
Материал для палочек дирижеров
Дирижеры часто предпочитают палочки с рукояткой из пробки вместо дерева. Всё из-за того, что пробка поглощает пот, а держать палочку в кисте руки целых три часа достаточно сложно. Также пробка менее скользкая, чем дерево. Палочка во влажной ладони легко может выскользнуть и улететь в музыкантов или зрителей.
Управление людьми
Дирижеры одновременно могут управлять от 50 до 110 человек — это число зависит от места, где проходит концерт, и размера произведения. Самое большое выступление симфонического оркестра было в 1964 в Осло, где количество музыкантов достигло 20100 человек.
Смерть от палочки
До начала 19 века в симфонических оркестрах у дирижеров не было традиционных палочек. Их роль исполнял какой-нибудь посторонний предмет. Жан-Батис Люлли — создатель французской национальной оперы использовал трость с острым наконечником. Однажды во время концерта он проткнул им себе ногу, где в итоге образовалась гангрена и вскоре он умер.
Тяжелые будни
Работа дирижера заключается не только в махании палочкой. Он общается с администрацией и командой организаторов, выбирает репертуар для предстоящих концертов, ходит на мероприятия по сбору средств и дает интервью. На сцене он репетирует много часов за раз, либо выступает. Если симфонический оркестр играет для танцевального шоу, то основное внимание уделяется подгонке музыки под хореографию и обеспечению правильного темпа для танцоров. Ведь в ином случае артисты могут не попасть в такт, что приведет к сбоям постановки и даже травмам.
Женщины-дирижеры
Во все времена женщина-дирижер была чем-то удивительным. Этому способствовали правила, действующие во многих филармониях. Они заключались в запрете играть в оркестрах женщинам. К примеру, в Вене так было аж до 1993 года. В наши дни женщин в этой профессии всего 5 процентов от общего количества.
Отсутствие дирижера
Первый симфонический оркестр выступавший без дирижера был в России. Идея была Персимфанса и связывалась с идеологией тех времен — коллективизм и отсутствие концентрации власти в одних руках. Последовав такому примеру даже до сих пор существуют такие оркестры. Находятся они в Австралии и Праге.
LiveInternetLiveInternet
–Рубрики
- природа (12713)
- фотографии (11346)
- животные (7803)
- музыка (6900)
- сборники (3352)
- плеер (1482)
- видео (1130)
- одиночные композиции (798)
- видео (4280)
- искусство (4211)
- живопись (3473)
- птицы (2371)
- путешествия (1633)
- юмор (1488)
- архитектура (1124)
- интересные факты (891)
- рептилии (736)
- насекомые (573)
- подводный мир (532)
- великие люди (374)
- поэзия (374)
- лирика (354)
- релакс (258)
- цветы (251)
- кумиры (238)
- исторические факты (216)
- растения (215)
- СССР (213)
- религия (195)
- ювелирные изделия (187)
- ремесла (173)
- фильм (164)
- документальное кино (80)
- память. (116)
- космос (112)
- скульптуры (97)
- социум (82)
- поиск людей (73)
- техника (65)
- традиции (63)
- танцы (57)
- афоризмы (57)
- темы,схемы,рамочки и т.д. (52)
- харьков (52)
- реки (46)
- анекдоты (45)
- здоровье (43)
- легенды (41)
- языки (36)
- Политика (34)
- Россия (26)
- Украина (25)
- Экономика (3)
- Армия и флот (1)
- историческая правда (30)
- иллюстрации (29)
- интерьеры (25)
- цирк (22)
- спорт (22)
- притчи (21)
- радиорассказы (18)
- мода (17)
- арт (17)
- философские размышления (16)
- анимация картинки (14)
- нумизматика (13)
- обычаи (13)
- реклама (12)
- керамика (10)
- оружие (10)
- этикет (10)
- театр (8)
- психология (6)
- истории (6)
- энциклопедии (5)
- армия (5)
- дизайн (5)
- гадания (5)
- пословицы и поговорки (5)
- радиоспектакли (5)
- магия (3)
- цитаты (3)
- хрусталь (2)
- опера (2)
- открытия (2)
- экстрим (2)
- календарь (1)
- экология (1)
–Музыка
–
–Поиск по дневнику
–Подписка по e-mail
–Статистика
Симфонический оркестр.
Симфонический оркестр
Оркестр (от греч.орхестра) – большой коллектив музыкантов-инструменталистов. В отличие от камерных ансамблей, в оркестре некоторые из его музыкантов образуют группы, играющие в унисон, то есть, играют одинаковые партии.
Сама идея одновременного музицирования группы исполнителей-инструменталистов уходит в глубокую древность: ещё в Древнем Египте небольшие группы музыкантов вместе играли на различных праздниках и похоронах.
Слово «оркестр» («орхестра») происходит от названия круглой площадки перед сценой в древнегреческом театре, где размещался древнегреческий хор, участник любой трагедии или комедии. В эпоху Возрождения и далее в XVII веке орхестра трансформировалась в оркестровую яму и, соответственно, дала название помещающемуся в ней коллективу музыкантов.
Существует много различных типов оркестра: военный состоящий из духовых – медных и деревянных – инструментов, оркестры народных инструментов, струнные оркестры. Самым большим по составу и самым богатым по своим возможностям является симфонический оркестр.
Симфоническим называется оркестр, составленный из нескольких разнородных групп инструментов — семейства струнных, духовых и ударных. Принцип такого объединения сложился в Европе в XVIII веке. Первоначально в симфонический оркестр входили группы смычковых инструментов, деревянных и медных духовых инструментов, к которым примыкали немногочисленные Ударные музыкальные инструменты. Впоследствии состав каждой из этих групп расширялся и разнообразился. В настоящее время среди ряда разновидностей симфонических оркестров принято различать малый и большой симфонический оркестр. Малый симфонический оркестр — это оркестр преимущественно классического состава (играющий музыку конца 18 — начала XIX века, или современные стилизации). В его составе 2 флейты (редко малая флейта), 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 2 (редко 4) валторны, иногда 2 трубы и литавры, струнная группа не более 20 инструментов (5 первых и 4 вторых скрипок, 4 альта, 3 виолончели, 2 контрабаса). Большой симфонический оркестр (БСО) включает в медную группу обязательные тромбоны и может иметь любой состав. Часто деревянные инструменты (флейты, гобои, кларнеты и фаготы) доходят до 5 инструментов каждого семейства (кларнетов иногда и больше) и включают разновидности (малая и альтовая флейты, амур-гобой и английский гобой, малый, альтовый и басовый кларнеты, контрафагот). Медная группа может включать до 8 валторн (в том числе и особые тубы Вагнера), 5 труб (включая малую, альтовую, басовую), 3-5 тромбонов (теноровых и тенорбасовых) и тубу. Очень часто используются саксофоны (в джазовом оркестре все 4 вида). Струнная группа доходит до 60 и более инструментов. Многочислены ударные инструменты (хотя литавры, колокольчики, малый и большой барабаны, треугольник, тарелки и индийский тамтам составляют их костяк), часто используются арфа, рояль, клавесин.
Для иллюстрации звучания оркестра воспользуюсь записью финального концерта «Симфонического оркестра YouTube» . Концерт состоялся в 2011 году в австралийском городе Сиднее . В прямом эфире его наблюдали по телевидению миллионы людей во всем мире. Проект «Симфонический оркестр YouTube» посвящен воспитанию любви к музыке и демонстрации огромного творческого разнообразия человечества.
Программа концерта включала в себя известные и малоизвестные произведения известных и малоизвестных композиторов.
Вот его программа :
Hector Berlioz – Roman Carnival – Overture, Op. 9 (featuring Android Jones – digital artist)
Meet Maria Chiossi – Harp
Percy Grainger – Arrival on a Platform Humlet from in a Nutshell – Suite
Johan Sebastian Bach – Toccata in F major for organ (featuring Cameron Carpenter)
Meet Paulo Calligopoulos – Electric Guitar and violin
Alberto Ginastera – Danza del trigo (Wheat Dance) and Danza final (Malambo) from the ballet Estancia (conducted by Ilyich Rivas)
Wolfgang Amadeus Mozart – ‘Caro’ bell’idol mio’ – Canon in three voices, K562 (featuring the Sydney Children’s Choir and soprano Renee Fleming via video)
Meet Xiomara Mass – Oboe
Benjamin Britten – The Young Person’s Guide to the Orchestra, Op. 34
William Barton – Kalkadunga (featuring William Barton – Didgeridoo)
Timothy Constable – Suna
Meet Roman Riedel – Trombone
Richard Strauss – Fanfare for the Vienna Philharmonic (featuring Sarah Willis, Horn, Berlin Philharmoniker and conducted by Edwin Outwater)
*PREMIERE* Mason Bates – Mothership (specially composed for the YouTube Symphony Orchestra 2011)
Meet Su Chang – Guzheng
Felix Mendelssohn – Violin Concerto in E minor, Op. 64 (Finale) (featuring Stefan Jackiw and conducted by Ilyich Rivas)
Meet Ozgur Baskin – Violin
Colin Jacobsen and Siamak Aghaei – Ascending Bird – Suite for string orchestra (featuring Colin Jacobsen, violin, and Richard Tognetti, violin, and Kseniya Simonova – sand artist)
Meet Stepan Grytsay – Violin
Igor Stravinsky – The Firebird (Infernal Dance – Berceuse – Finale)
*ENCORE* Franz Schubert – Rosamunde (featuring Eugene Izotov – oboe, and Andrew Mariner – clarinet)
Источники:
https://poisk-ru.ru/s21528t13.html
https://vivareit.ru/interesnye-fakty-o-dirizherax-simfonicheskogo-orkestra/
https://www.liveinternet.ru/users/4776207/post266238263/