Древние племена крыма. Быт, религия и культура обитателей древнего Крыма
Древний Крым: история полуострова от первых людей до медного века
опубликовано: декабрь 2015
Каждый уважающий себя человек старается изучить прошлое. Обладая таким багажом знаний, мы можем делать выводы о явлениях и процессах, которые происходили на определенной территории. Кроме того, говорят, что счастливое будущее можно построить только лишь после осознания ошибок предков.
Познание жизни и деятельности людей, которые жили много лет назад, еще и неимоверно захватывающее занятие. Все когда-либо существовавшие народы, этносы, страны по-своему интересны. Особое место в науке занимает история Крыма – прекрасного полуострова, не раз ставшего причиной разногласий между разными племенами и государствами.
Хронологическая справка по древнему Крыму:
1) Палеолит в истории Крыма:
От 5 млн. лет назад до середины 9-го тысячелетия до н.э..
В него входят:
Нижний (ранний) Палеолит периодами:
– Олдувай, от 5-7 млн. лет назад до 700 тыс. лет назад;
– Ашель, около 700 – 100 тыс. лет назад.
Средний (мустье) Палеолит: от 100 до 40 тыс. лет до н.э.
Верхний (поздний) Палеолит, от 35 тыс. лет до 9 тыс. лет до н.э.
2) Мезолит в истории Крыма: от конца 9 до 6 тыс. лет до н.э.
3) Неолит в истории Крыма: от 5 до начала 4 тыс. лет до н.э.
4) Энеолит в истории Крым: от середины 4 до 3 тыс. лет до н.э.
История появления первых людей
на территории древнего Крыма, их облик и ареал
Первыми жителями Крыма часто называют тавров и киммерийцев. Однако такое мнение является ошибочным. Существующие результаты археологических исследований Южного берега позволяют утверждать, что древний Крым был обитаем уже 800 тыс. лет тому назад.
Ученый из Ялты С. Жук сделал научный вывод, суть которого состоит в том, что обезьяноподобные питекантропы – наиболее ранний вид прачеловека, заселявшего южную часть данной территории в олдувайскую эпоху. К этому периоду нижнего палеолита относят находки у Эчки-Дага, возле Гаспры и Артека.
Впрочем, вопрос о существовании самого полуострова остается открытым. В 1996 г. американские геологи из Колумбийского университета обнародовали научно обоснованное предположение о том, что древний Крым был частью массива суши приблизительно до 5600 г. до н. э. Они утверждали, что описанный в Библии Всемирный потоп – результат прорыва Средиземного моря, после чего под водой оказалось 155 000 кв. км. территории планеты, появилось Азовское море и Крымский полуостров. Эта версия то подтверждается, то снова опровергается. Но кажется вполне правдоподобной.
Как бы там ни было, науке известно, что 300–250 тыс. лет назад в Крыму уже жили неандертальцы. Они облюбовали пещеры предгорий. В отличие от питекантропов, которые селились, видимо, только на Южном берегу, эти люди заняли и восточную часть теперешнего полуострова. На сегодняшний день ученым удалось изучить около десяти стоянок, принадлежавших ашельской эпохе (ранний палеолит): Чернополье, Шары I—III, Цветочное, Бодрак I—III, Альма, Бакла и т. д.
Среди тех неандертальских стоянок древнего Крыма, которые известны историкам, наиболее популярной является Киик-Коба, расположенная у р. Зуя. Ее возраст – 150–100 тысяч лет.
На пути из Феодосии в Симферополь есть еще один свидетель ранней истории Крыма – стоянка «Волчий грот». Она возникла в эпоху среднего палеолита (мустье) и принадлежала типу человека, который еще не был кроманьонцем, но и отличался от питекантропа.
Также известны другие подобные жилища. Например, у мыса Меганом возле Судака, в Холодной балке, Чокурча в Симферопольском районе, пещера у горы Ак-Кая под Белогорском, стоянки Бахчисарайского района (Староселье, Шайтан-Коба, Кобази).
Среднепалеолитический период истории Крыма характеризуется освоением южного берега территории современного полуострова, его горной части и предгорий.
Неандертальцы были невысокими, имели сравнительно короткие ноги. При ходьбе они чуть сгибали колени и расставляли нижние конечности. Надбровные дуги людей эпохи древнего каменного века нависали над глазами. Наличие тяжелой нижней челюсти, которая уже почти не выступала, позволяет предположить начало развития речи.
После неандертальцев в эпоху позднего палеолита 38 тыс. лет назад появились кроманьонцы. Они были более похожими на нас, имели высокий лоб без нависающего валика, выступающий подбородок, поэтому называются людьми современного типа. Стоянки кроманьонцев есть в долине р. Бельбек, на Караби-яйле и над р. Кача. Древний Крым эпохи позднего палеолита являлся полностью заселенной территорией.
Конец 9–6 тыс. до н. э. в истории принято называть мезолитической эпохой. Тогда древний Крым приобретает более современные черты. Ученым известно немало стоянок, которые можно отнести к этому времени. В горной части полуострова это Ласпи, Мурзак-Коба VII, Фатьма-Коба и др.
Вишенное I и Кукрек – наиболее известные памятники истории эпохи мезолита в крымской степи.
Неолит приходится на 5500—3200 гг. до н. э. Новый каменный век в древнем Крыму ознаменовался началом использования глиняной кухонной утвари. В самом конце эпохи появились первые изделия из металла. На сегодняшний день изучено около полусотни неолитических стоянок открытого типа. В этот период истории Крыма жилищ, расположенных в гротах, было намного меньше. Самые известные поселения – Долинка в степной части полуострова и Таш-Аир I в горах.
С середины 4 тыс. до н. э. древние жители полуострова начали использовать медь. Этот период называют энеолитом. Он был сравнительно недолгим, плавно перешел в бронзовый век, но отметился рядом курганов и стоянок (например, Гурзуф, Ласпи I на юге, Дружное и последний слой Фатьма-Кобы в горном Крыму). Так называемые «раковинные кучи», которые находятся на участке побережья от Судака до Черноморского также принадлежат медно-каменной эпохе. Ареал земледельцев того времени – Керченский полуостров, долина р. Салгир, северо-запад Крыма.
Орудия труда и первое оружие в древнем Крыму
Люди, населявшие древний Крым, сначала пользовались каменными рубилами. 100–35 тыс. лет назад они начали изготавливать кремневые и обсидиановые отщипы, делали предметы из камня и дерева, например, топоры. Кроманьонцы догадались, что с помощью раздробленных костей можно шить. Неоантропы (люди эпохи позднего палеолита) охотились с помощью копья и остроконечников, изобрели скребла, метательные прутики, гарпуны. Появилась копьеметалка.
Наибольшее достижение мезолита – освоение лука и стрел. На сегодняшний день найдено большое количество микролитов, которые использовались в эту эпоху в качестве наконечников копий, стрел и т. д. В связи с появлением индивидуальной охоты, были придуманы ловушки для зверей.
В неолите совершенствуются орудия труда из костей и кремния. Наскальная живопись позволяет понять, что скотоводство и земледелие преобладали над охотой. Древний Крым этого периода истории начал жить другой жизнью, появились мотыги, сохи, серпы с кремниевыми вкладками, плитки для растирания зерна, ярма.
В начале энеолита древние крымчане уже досконально обрабатывали камень. На заре эпохи даже медные орудия повторяли форму ранее существовавших каменных изделий.
Быт, религия и культура обитателей древнего Крыма
Люди палеолитической эпохи вначале вели бродячий образ жизни, были, как примитивное стадо. Кровнородственная община появилась в мустьерский период. В каждом племени было от 50 до 100 и больше членов. Активные взаимоотношения внутри такой социальной группы порождали развитие речи. Облавная охота и собирательство были основными видами деятельности первых жителей Крыма. В позднем палеолите появился загонный метод охоты, неоантропы начали ловить рыбу.
Постепенно зарождалась охотничья магия, в среднем палеолите возник обряд погребения мертвых.
От холодного климата приходилось прятаться в пещерах. В Киик-Кобе ученые нашли золу, которая осталась после костра. Там же, прямо внутри первобытного дома, было обнаружено захоронение женщины и годовалого ребёнка. Поблизости располагался родник.
По мере потепления исчезали привычные холодолюбивые животные. Мамонтов, шерстистого носорога, степного бизона, мускусного быка, гигантского оленя, льва, гиену заменяли ранее неизвестные мелкие представители фауны. Дефицит продуктов питания заставлял задуматься о новых способах добычи еды. По мере развития умственных способностей жителей древнего Крыма появлялось революционное для того времени оружие.
С возникновением кроманьонца меняется семейный уклад жителей древнего Крыма – основой межличностных отношений становится родовая матриархальная община. Потомки пещерных жителей начали селиться на равнинах. Новые дома сооружались из костей и веток. Они были похожи на шалаши и полуземлянки. Поэтому в случае непогоды часто приходилось возвращаться в пещеры, где также проводились культовые поклонения. Кроманьонцы все еще жили большими родами примерно по 100 человек в каждом. Кровосмешение запрещалось, чтобы жениться, мужчины уходили в другую общину. Как и раньше, мертвых хоронили в гротах и пещерах, рядом с ними клали вещи, которые использовались при жизни. В могилах найдена красная и желтая охра. Покойников связывали. В позднем палеолите существовал культ женщины-матери. Незамедлительно появилось искусство. Наскальные изображения зверей и ритуальное использование их скелетов свидетельствуют о зарождении анимизма и тотемизма.
Освоение лука и стрел позволяло ходить на индивидуальную охоту. Жители древнего Крыма эпохи мезолита более активно стали заниматься собирательством. Параллельно начали приручать собак, строили загоны для молодняка диких коз, лошадей и кабанов. Искусство проявлялось в наскальной живописи и миниатюрной скульптуре. Покойников стали предавать земле, связывая в скорченном положении. Захоронения ориентировались на Восток.
В эпоху неолита, кроме основных жилищ, существовали временные стоянки. Их строили на сезон, преимущественно в степи, а с приходом холодов прятались в пещерах предгорий. Поселки состояли из деревянных домов, все еще похожих на шалаши. Характерной особенностью данного периода истории древнего Крыма является появление земледелия и скотоводства.
Этот процесс получил название «неолитическая революция». С тех пор свиньи, козы, овцы, лошади и крупный рогатый скот стали домашними животными. Кроме того, предки современного человека постепенно научились лепить глиняную посуду. Она была грубой, но позволяла реализовать основные хозяйственные потребности. Уже в конце неолита появились тонкостенные горшки с орнаментом. Зарождалась менная торговля.
Во время раскопок было найдено погребение, настоящее кладбище, где из года в год хоронили мертвых, предварительно обсыпая их красной охрой, украшая бусами из костей, зубами оленей. Изучение погребальных даров позволило сделать вывод о зарождении патриархального строя: в женских могилах предметов было меньше. Однако жители Крыма эпохи неолита все еще поклонялись женским божествам Деве-Охотнице и Богине Плодородия.
С приходом энеолита радикально меняется быт в древнем Крыму – появляются дома с глинобитными полами и очагами. Для их строительства уже использовали камень. Со временем вырастали города, возводились фортификационные укрепления. Настенная живопись стала более распространенной, на ящиках того времени, в которых хоронили прах, были найдены трехцветные геометрические орнаменты. Загадочные вертикальные стелы – менгиры – это феномен крымского энеолита, вероятно, культовое место. В Европе так поклонялись Солнцу.
Где хранятся археологические находки, представляющие древний Крым?
Многие археологические находки древнего Крыма сохраняются в Симферополе в виде экспонатов Крымского республиканского краеведческого музея.
В Бахчисарайском историко-архитектурном музее можно увидеть всемирно известные кремневые изделия, лепную утварь и орудия труда времен энеолита.
Чтобы изучить разнообразие артефактов древнего Крыма, стоит посетить Евпаторийский краеведческий музей, Керченский историко-археологический музей, музеи Ялты, Феодосии и других населенных пунктов полуострова.
История Крыма от палеолита в виде многочисленных орудий труда, разнообразной посуды, одежды, оружия, монолитов и других древних предметов – это своеобразное путешествие в мир предков.
Презентация на тему “Народы и культура Крыма в древности”.
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»
Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников
Рекордно низкий оргвзнос
по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)
Идёт приём заявок
Описание презентации по отдельным слайдам:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы “Школа № 2006» Номинация «Культурное наследие Крыма и города Севастополя» Тема «Народы и культура Крыма в древности»
Выполнила работу: Гавшина Таисия ученица 3 «з» класса Научный руководитель : Зиновьева Наталья Александровна классный руководитель 3 «з» класса
Содержание: 1.Введение 2.Киммерийцы 3.Тавры 4.Скифы 5.Сарматы 6.Греки 7.Римляне и византийцы 8.Заключение
Введение Цель: изучить таинственную и уникальную историю легендарного полуострова, поражающего древностью и разнообразием. Задача: доказать что природные богатства и удобное местоположение полуострова способствовали тому, что Крым стал одной из колыбелей человечества.
Природные условия Крыма и географическое местоположение, благоприятные для жизни, способствовали тому, что полуостров стал колыбелью человечества. В Крыму с древних времен обитали люди, относящиеся к самым разным народностям: киммерийцы, тавры, скифы, сарматы, греки, римляне, хазары, протоболгары, печенеги, половцы, византийцы, итальянцы, татары, турки, караимы, крымчаки, евреи, славяне и армяне. Каждая национальная группа, поселившаяся в Крыму, вносила свой вклад в развитие его экономики и культуры. Далее рассмотрим некоторых из тех народов и племен, которые внесли наиболее заметный вклад в культурное наследие полуострова.
Человек на территории Крыма появился около 250 тыс. лет тому назад. Самое древнее население Крыма, известное по некоторым письменным источникам – это киммерийцы, проживавшие в Крыму с XV по VII век до н.э. Киммерийцы строили свои жилища на возвышенностях у источников пресной воды. Их дома, как и строения хозяйственного назначения, возводились из камня. Воины-киммерийцы ходили в остроконечных шапках, узких штанах, приталенных рубахах и коротких сапогах. Такой внешний вид объясняется кочевым способом жизни и постоянной верховой ездой. Искусство Киммерии дошло до нас в виде предметов повседневного обихода, которые использовались в качестве оберегов. Это бляшки с мальтийским (реже равноконечным) крестом и с ромбовидным значком, вписанным в круг.
На прибрежной и горной части Крыма проживали племена тавров. По имени тавров в средние века (до XIII в.) полуостров назывался Таврикой. В письменных источниках говорится о проживании тавров в Крыму до IV в. до н.э. Сторонники происхождения этой народности от крымских аборигенов объясняют такое название культом быка, который существовал у предков. Древнее название полуострова веками продолжало существовать и после исчезновения тавров. Что же означает слово «тавры»? С древнегреческого языка – быки («таврос»). Сторонники происхождения этой народности от объясняют такое название культом быка, который существовал у предков. Тавры разводили скот и занимались земледелием. Мотыжный способ обработки земли способствовал выращиванию таких зерновых культур, как ячмень и пшеница. Жители Таврики также выращивали горох и чечевицу. Не менее важная роль принадлежала рыболовству. Тавры строили каменные дома или жилища, стены которых плелись и обмазывались глиной. Каменные дома пристраивались к скалам. Тавры делали лепную посуду, гончарного круга еще не существовало. Неровные изделия обжигались на открытых кострах. В их обиходе преобладали каменно-костяные орудия труда.
В VII в. до н. э. киммерийцы были вытеснены из Крыма пришедшими сюда из Азии грозными кочевыми племенами скифов-воинов. Основным занятием скифов в этот период было земледелие и скотоводство. Они изготавливали разнообразные изделия из железа, бронзы, золота и серебра. Некоторые керамические изделия они делали самостоятельно, с помощью гончарного круга. Среди артефактов скифского периода истории Крыма часто встречаются греческие амфоры. Кочевники приобретали разлитое в них вино, а потом наполняли молоком, водой или кисломолочными продуктами. Каменные дома имели по две-три комнаты, в них не только жили, а и содержали животных. Во дворах скифов располагались ямы для зерна. Скифское царство разгромили готы в III в. н.э.
Заметную роль в жизни древнего Крыма сыграли племена сарматов, которые появились в Крыму во II в. н. э. Проникая в города Боспорского государства, они постепенно придавали им греко-варварский характер. Основным богатством сарматов были овцы и крупный рогатый скот, благодаря которым у кочевников всегда были молоко, сыр и мясо. Коней также употребляли в пищу, но выращивали их главным образом в качестве средства передвижения. А еще из копыт мертвых лошадей делали панцири, которые по крепости не уступали греческим. Постоянные войны и распространенность верховой езды привели к тому, что сарматы и аланы научились искусно обрабатывать металл. Они изготавливали оружие, доспехи, украшения, сбрую. Еще одно ремесло кочевников – гончарство. Жили сарматы в войлочных кибитках, которые крепились к упряжке из волов.
В VI – V вв. до н. э. развертывается греческая колонизация северного побережья Черного моря. В начале V в. до н. э. они объединяются в Боспорское государство со столицей Пантикапей. Боспорское царство становится главным продавцом хлеба в Грецию и Малую Азию. В Боспоре чеканится сначала серебряная, а потом и золотая монета. В IV в. н.э. Боспорское царство было разгромлено гуннами. В V в. до н.э. в районе современного Севастополя выходцами из Гараклеи Понтийской (южного побережья Черного моря) была основана крупная греческая колония Херсонес. История этого города тесно связана с историей античных и средневековых государств. В связи с тем, что Херсонес находился на пересечении морских путей, и в нём бурно развивалась торговля, он имел огромные богатства, и привлекал к себе внимание многих завоевателей. Во второй половине IV—III в. до н. э. Херсонес достигает максимального расцвета экономики и культуры. Главным занятием жителей Херсонеса было виноградарство, виноделие, рыболовство, различные ремесла и посредническая торговля хлебом, который привозился сюда из степных районов Крыма. В Херсонесе было 9 продольных и 27 поперечных улиц, акрополь, агора (место народных собраний), рынок, театр, порт и цитадель. В период своего расцвета он насчитывал до 20 тыс. жителей. В I в. до н. э. Херсонес попал в зависимость от Римской империи.
Римляне и византийцы.
Римляне появились в Крыму в I в. до н. э. Главной базой римской армии в Крыму в I в. н. э. становится Херсонес. Под власть Римской империи попадают и другие населенные пункты, расположенные на побережье Крыма. После разделения Римской империи на Западную и Восточную крымские владения римлян отошли под власть Восточной Римской империи, известной в дальнейшем под названием Византия. Греки и римляне сыграли большую прогрессивную роль в развитии экономики и культуры Крыма: в период своего пребывания в Крыму они находились на самой вершине мировой цивилизации. Следует помнить, что античная культура являлась основой и в определенном смысле непревзойденным образцом для дальнейшего развития человечества. Древние евреи в Крыму появляются еще с начала нашей эры. Их численность здесь значительно увеличивается в V-IX веках. Евреи проживали в городах, занимаясь ремеслом и торговлей. В 395 году Восточная Римская империя обособилась от Западной, стала самостоятельным государством и получила название Византийской. Херсонес был заново отстроен и стал называться Херсоном. Удачное географическое расположение города сделало его важным военным, торговым и политическим пунктом империи, которая разместила в нем военный гарнизон. В VI веке византийский император Юстиниан I захватил Боспорское царство и приступил к его восстановлению. На южном побережье были построены новые крепости Алустон (Алушта) и Горзуиты (Гурзуф), береговое укрепление в районе Судака. В дальнейшем, когда в Крыму утвердились хазары, Херсонес остался под властью Византии. С VIII века в Крым стали переселяться греки и византийцы, которые создали монастыри и храмы в горах: пещерный монастырь в Инкермане, базилика на холме Тепсень в Коктебеле, Успенский монастырь у Чуфут-Кале, монастырь Качи-Кальон, Чилтер-Коба; «пещерные города», Мангуп-Дорос, Чуфут-Кале, Каламита-Инкерман, Эски-Кермен, Кыз-Кермен и др.В течение многих веков Византия имела свои форпосты в Крыму. Она владела в Крыму и Херсоном (так назывался в средние века Херсонес), Боспором ( Керчь), а за пределами Крыма – Таманским полуостровом. Византию привлекали в Крыму не только богатства полуострова, его военно-стратегическое значение, но и его роль в транзитной торговле.
Заключение. При написании этой работы мы провели огромную исследовательскую работу по изучению темы «Народы и культура Крыма в древности». Посетили: 1. Археологический музей Симферополя, открытый в 1974 г., он располагает обширной коллекцией из пяти тысяч с лишним экспонатов, которые распределены по трём секциям. 2. Краеведческий музей Симферополя раньше он носил имя Центрального музея Тавриды. В его экспозиции можно увидеть более 150 тыс. экспонатов, дающих максимально полную картину природы полуострова и его истории. Поставленные перед нами цели и задачи были достигнуты. Мы доказали, что богатая палитра народов и племен в древности создала в Крыму уникальное культурное наследие для последующих жителей этого сказочного полуострова вплоть до наших времен.
Древние племена крыма. Быт, религия и культура обитателей древнего Крыма
До захвата Крыма монголо-татарами и воцарения здесь Золотой Орды, на полуострове обитало много народов, их история уходит в века, и только археологические находки свидетельствуют о том, что коренные народы Крыма заселили полуостров 12 000 лет тому назад, еще во времена мезолита. Стоянки древних людей найдены в Шанкобе, в Качинском и Алимовом навесе, в Фатьмакобе и в других местах. Известно, что религией этих древних племен был тотемизм, а покойников они хоронили в срубах, насыпая поверх них высокие курганы.
Кимерийцы (IХ–VII века до н.э.)
Первым народом, о котором писали историки, стали свирепые кимерийцы, населявшие равнины Крымского полуострова. Кимерийцы были индоевропейцами или иранцами и занимались земледелием; древнегреческий географ Страбон писал о существовании столицы кимерийцев — Кимериде, которая находилась на Таманском полуострове. Считается, что кимерийцы принесли в Крым обработку металлов и гончарное искусство, их тучные стада охраняли огромные псы-волкодавы. Кимерийцы носили кожаные куртки и штаны, а их головы венчали остроконечные шапки. Сведения об этом народе существуют даже в архиве царя Ассирии Ашшуpбанипала — кимерийцы не раз вторгались в Малую Азию и во Фракию. О них писали Гомер и Геродот, эфесский поэт Каллин и милетский историк Гекатей.
Кимерийцы ушли из Крыма под натиском скифов, часть народа влилась в скифские племена, а часть ушла в Европу.
Тавры (VI век до н. э., — I век н.э.)
Тавры — так греки, посещавшие Крым, называли грозные племена, живущие здесь. Название, возможно, было связно со скотоводством, которым они занимались, ведь «таурос» — означает по-гречески «бык». Откуда пришли тавры неизвестно, одни ученые пытались связать их с индо-ариями, другие считали их готами. Именно с таврами связывают культуру дольменов – родовых захоронений.
Тавры возделывали землю и пасли скот, охотились в горах и не гнушались морским разбоем. Страбон упоминал о том, что тавры собираются в бухте Символон (Балаклава) сбиваются в банды и грабят корабли. Самыми злобными племенами считались арихи, синхи и напеи — их боевой клич наводил ужас на врагов; противников тавры закалывали, а головы прибивали на стены своих храмов. Историк Тацит писал, как тавры убили спасшихся после кораблекрушения римских легионеров. В I веке тавры исчезли с лица земли, растворившись среди скифов.
Скифы (VII век до н.э. – III век н.э.)
Скифские племена пришли в Крым, отступая под напором сарматов, здесь они перешли к оседлости, вобрали в себя часть тавров и даже смешались с греками. В III веке на равнинах Крыма появилось скифское государство со столицей Неаполем (Симферополь), которое активно соперничало с Боспором, но в этом же веке оно пало под ударами сарматов. Тех, кто уцелел, добили готы и гунны; остатки скифов смешались с автохтонным населением и перестали существовать как отдельный народ.
Сарматы (IV—III века до н.э.)
Сарматы в свою очередь пополнили генетическую разнородность народов Крыма, растворившись в его населении. Роксоланы, языги и аорсы на протяжении веков воевали со скифами, проникая в Крым. С ними пришли и воинственные аланы, которые поселились на юго-западе полуострова и основали общность гото-аланов, приняв христианство. Страбон в «Географии» пишет об участии 50 000 роксоланов в неудачном походе на понтийцев.
Греки (VI век до н. э.)
Первые греческие колонисты заселили побережье Крыма во времена тавров; здесь они построили города Керкинитида, Пантикапей, Херсонес и Феодосия, которые в V веке до н.э. образовали два государства: Боспор и Херсонес. Греки жили за счет садоводства и виноделия, ловили рыбу, вели торговлю и чеканили свою монету. С наступлением новой эры государства попали в подчинение к Понту, затем к Риму и к Византии.
С V по IX век н.э. в Крыму возник новый этнос «крымские греки», чьими потомками стали греки античности, тавры, скифы, готоалане и тюрки. В XIII веке центр Крыма занимало греческое княжество Феодоро, которое в конце XV века захватили османы. Часть крымских греков, сохранивших христианство, до сих пор живет в Крыму.
Римляне (I век н.э. – IV век н.э.)
Римляне появились в Крыму в конце I века, победив царя Пантикапей (Керчь) Митридата VI Евпатора; вскоре под их защиту попросился Херсонес, страдавший от скифов. Римляне обогатили Крым своей культурой, построив крепости на мысе Ай-Тодор, в Балаклаве, на Альма-Кермен и покинули полуостров после развала империи — об этом в работе «Население горного Крыма в позднеримское время» пишет профессор симферопольского университета Игорь Храпунов.
Готы (III– XVII века)
В Крыму жили готы —германское племя, появившееся на полуострове во времена Великого переселения народов. Христианский святой Прокопий Кесарийский писал, что готы занимались земледелием, а их знать занимала военные должности в Боспоре, который готы взяли под контроль. Став владельцами боспорского флота, в 257 году германцы предприняли поход на Трапезунд, где захватили несметные сокровища.
Готы обосновались на северо-западе полуострова и в IV веке образовали свое государство – Готию, которая простояла девять веков и только потом частично вошла в княжество Феодоро, а сами готы были, очевидно, ассимилированы греками и турками-османами. Большинство готов со временем стали христианами, их духовным центром была крепость Дорос (Мангуп).
Долгое время Готия была буфером между ордами кочевников, напиравших на Крым с севера, и Византией на юге, пережила нашествия гуннов, хазар, татаро-монголов и прекратила свое существование после нашествия османов.
Католический священник Станислав Сестреневич-Богуш писал, что еще в XVIII веке готы жили у крепости Мангуп, их язык был похож на немецкий, но все они были исламизированы.
Генуэзцы и венецианцы (XII–XV века)
Купцы из Венеции и Генуи появились на побережье Черного моря в середине ХII века; заключив договор с Золотой ордой, они основали торговые колонии, которые продержались до захвата побережья османами, после чего их немногочисленные жители были ассимилированы.
В IV веке в Крым вторгались жестокие гунны, часть которых осела в степях и смешалась с гото-аланами. А еще в Крым переселялись евреи, бежавшие от арабов армяне, сюда наведывались хазары, восточные славяне, половцы, печенеги и булгары, и совершенно немудрено, что жители Крыма не похожи друг на друга, ведь в их жилах течет кровь самых разных народов.
Источники:
https://krymkrymkrym.ru/drevniy-krym-istoriya-poluostrova-ot-pervykh-lyudey-do-mednogo-veka
https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-narodi-i-kultura-krima-v-drevnosti-2024659.html
https://russian7.ru/post/kakie-narody-zhili-v-krymu-do-prikhoda-mo/