67 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Литература в духовной жизни человека. Литература и её роль в духовной жизни человека

Детский час

для детей и родителей

Навигация по записям

Значение литературы в жизни человека

Литература – это огромное хранилище духовно-нравственных ценностей.

Казалось бы, каждый из нас давно знаком с понятием «литература». Но насколько литература многосложна и многозначна, мы, порой, даже не задумываемся. А ведь литература – это явление грандиозное, она создана гением человека, является плодом его ума.

Какова роль, значение литературы в жизни человека?

Литература – это средство познания мира, она помогает нам понять, «что такое хорошо и что такое плохо», указывает на истоки общечеловеческих конфликтов.

Литература помогает нам увидеть внутреннюю красоту человека, научиться понимать и ценить её.

Литература – это мощный источник воспитания духа, личности. Посредством раскрытия художественных образов литература даёт нам понятия о добре и зле, правде и кривде, истине и лжи. Никакие рассуждения, самые красноречивые, никакие доводы, самые убедительные, не могут оказать на ум человека такого воздействия, как правдиво нарисованный образ. И в этом сила и значимость литературы.

В литературе есть очень важное понятие — «текст». Правильная работа над текстом лучших мастеров слова, литераторов имеет огромное значение. Она расширяет кругозор человека, приучает к вдумчивому чтению, к пониманию тех идей, которые посредством образов выражает автор. Грамотная работа над текстом обогащает лексику человека, развивает умение владеть литературным языком и различными художественными приёмами.

Литература – это могучее оружие, которое может исцелять.

Литература указывает нам пути самосовершенствования.

О русской литературе замолвите слово. Среди достоинств русской литературы есть одно, быть может, самое ценное. Это её постоянное стремление сеять «разумное, доброе, вечное», её настойчивый порыв к свету и правде. Русская литература никогда не замыкалась в области чисто художественных интересов. Её творцы всегда были не только художниками, описывающими явления и события, но и учителями жизни, защитниками «униженных и оскорбленных», борцами против жестокости и несправедливости, приверженцами истины и веры.

Русская литература чрезвычайно богата как положительными, так и отрицательными образами. Наблюдая за ними, читатель имеет возможность пережить всю гамму чувств – от негодования и отвращения ко всему низкому, грубому, лживому, до глубокого восхищения, преклонения перед истинно благородным, мужественным, честным.

Литература стирает границы времени. Она знакомит нас с духом той или иной эпохи, с жизнью той или иной общественной среды – от царя Николая до учителя гимназии Беликова, от помещицы Затрапезной до бедной крестьянки – матери солдатской.

Раскрытие художественных образов является главной частью литературного чтения, его основой. Всякий художественный образ, как известно, является в одно и то же время и отражением действительности и выражениям идеологии писателя. Мало просто ознакомиться с литературным произведением. Надо попытаться проникнуть в тайны замысла, знать предысторию создания сочинения.

Литература развивает разум и чувства. Она – наш учитель, наставник, проводник. Проводник в мир реального и нереального. Способность выражать мысли в слове есть отличительная черта человека. Слова есть зеркало, в котором ясно отражается степень духовного развития. Всё то, что входит в нашу душу извне, отпечатывается в наших чувствах, мыслях, и в самом способе их выражения.

В творениях одного писателя мы встречаем смеющиеся картины, живописные изображения: это потому, что дух его воспитывался на лоне природы, там, где она щедрой рукой рассыпает дары свои.

Другой воспевает на лире своей битвы и сражения, ужасы, печальные явления страждущей жизни: это оттого, что душа творца знала много стонов.

В произведениях третьего природа человеческая является в самом жалком противоречии с идеей прекрасного: потому, что, с одной стороны, — зло, вечно враждующее с благом, с другой – неверие в высокое назначение человека, ожесточили владеющего пером.

Литература многогранна, её создатели очень разные. Литература взрослела вместе с Пушкиным и Лермонтовым, Гоголем и Чеховым, Блоком и Ахматовой. Она развивается и сейчас. Её идеи продолжают жить и бороться на нашей планете, они помогают избавить мир от скверны, жестокости, ничтожности.

«Литература и её роль в духовной жизни человека. Шедевры русской литературы»

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Читать еще:  Перечень десяти самых шикарных казино. Самые большие и шикарные казино в мире

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Тема: «Литература и её роль в духовной жизни человека. Шедевры русской литературы»

Цель: познакомить учащихся с курсом литературы 9 класса, побудить к продолжению изучения литературы, показывая её роль в духовной жизни каждого человека, показать величие русской литературы как вида искусства; воспитание грамотного читателя.

I . Работа по теме урока

1. Вступительное слово учителя

9 класс, ребята, для многих из вас, видимо, будет завершающим школьным годом Начиная с 5 класса, вы приобщались к высокому нравственному и духовному миру литературы. Наверное, каждый из вас уже понял, что чтение художественных произведений — это неоценимый источник познания жизни, это часы большого наслаждения.

В 9 классе вы продолжите чтение и изучение шедевров родной литературы, которая раскроет вам героический подвиг художников слова, их самоотверженную борьбу за народ, за свободу человека.

Откроет нашу первую встречу величайший памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Вы увидите перед собою русскую землю, страдающую от вековых усобиц князей и опустошительных набегов кочевников, вы услышите повесть об Игоре-князе, ум которого ясен, а сердце отвагой горит, вы увидите, как лучшие сыны Руси великой бьются за землю свою. Вы задумаетесь над суровой действительностью далекого времени и поймете, почему автор «Слова», мудрый Боян, затеял эту песнь про поход князя Игоря на половцев.

От страниц древней литературы мы пойдем к литературе Х VIII века. На небосклоне этого периода зажгутся яркие звезды: Михаил Васильевич Ломоносов, ученый, поэт, «первый русский университет», по выражению А.С. Пушкина. Вы ощутите главное, что через Ломоносова проходит вся история государства Российского, в которой запечатлелись радости и горести, сила и щедрость народа нашего. Читая его оды, вы поймете, что они не только славят деяния Императрицы, но поют гимн наукам, призывают отроков дерзать во славу Российской земли. И вам обязательно захочется выучить эти слова.

Встреча с Гавриилом Романовичем Державиным будет краткой, но запоминающейся. Он пытался подсказать императрице Екатерине II , как надо править по законам и справедливости, борясь со злом, не унижая подданных.

Он прорвется к вам своими пронзительными, сердечными строками, и я думаю, что вы захотите открыть томик стихов Х VIII века, где на первых страницах — поэзия Державина.

А затем на литературном небосклоне Х VIII века вспыхнет особая звезда — «сатиры смелый властелин», «друг свободы» – Д. И. Фонвизин. Всей душой любивший родину, он свой девиз определит так:

Ты должен посвятить Отечеству свой век,

Коль хочешь навсегда быть честный, человек.

Образованный, смелый, живой человек, он восхитит вас своим остроумием. Вы побываете на премьере его комедии «Недоросль», которая в действительности состоялась в сентябре 1782 года. Успех был невиданный: публика забросала сцену кошельками с деньгами. Вы войдете в художественный мир Фонвизина. Может быть, герои его вам покажутся несколько архаичными, но мысли автора о воспитании, о чести, о любви к Отчизне заставят вас задуматься о дне сегодняшнем.

Вам, ребята, будет интересно узнать, что творчество Ломоносова, Державина и Фонвизина относится к литературному направлению — классицизму, родиной которого явилась Франция. Вы познакомитесь с особенностями этого направления, с великим французским писателем-классицистом Ж.Б. Мольером и его комедией “Мещанин во дворянстве”.

В середине Х VIII века в европейской литературе возникает новое направление — сентиментализм. Если в классицизме правил рассудок, то в сентиментализме высшей ценностью станет добродетель.

А этого писателя знали все, потому что он был автором величайшего труда — «Истории государства Российского». Вокруг его имени кипели страсти. В жизни его было немало трагических страниц. Но как мужественно переносил он все невзгоды! Вся его жизнь — это творческий труд. Свидетельство тому — 12 томов истории Россия.

Вы узнаете, что писатель Карамзин утверждал идеалы добра и человечности. Вы убедитесь в этом, прочитан ею повесть «Бедная Лиза».

На смену сентиментальной чувствительности придет нечто загадочное, странное, таинственное. В начале ХIХ века в России утвердится новое направление в литературе — романтизм. Он будет подготовлен Великой Французской революцией и движением декабристов в России.

Читать еще:  Рецензия к фильму "Онегин" от Basil. Александр пушкин - евгений онегин

А вот встречу с другим романтиком — ВА. Жуковским мы так и назовём:

Что за прелесть его небесная душа!

Что за пленительная сладость его стихов.

(Читаю отрывок из баллады «Светлана»).

По словам Ф.М. Достоевского, русская литература всегда была проникнута духом «всемирной отзывчивости». Ярчайший пример тому — писатели, поэты ХIХ века.

(Звучит музыка — вальс Грибоедова)

Имя композитора, автора этого чудесного вальса, вам, вероятно, неизвестно. Но он был еще и писателем, автором единственного произведения — пьесы «Горе от ума». Имя его прекрасно, потому что прекрасен носивший его человек. Вас ждет увлекательное путешествие по страницам комедии «Горе от ума». Вы побываете в барской Москве первой четверти ХIХ века, познакомитесь с ее «тузами», их идеалами. Грибоедов даст вам возможность поприсутствовать на поединках благородства и низости, искренности и притворства, понять, в чем основной конфликт его комедия. А еще вас ждет встреча с удивительной грибоедовской речью. И незаметно в вашу речь войдут выражения Грибоедова: «Счастливые часов не наблюдают», «Кто беден, тот тебе не пара», «Свежо предание, а верится с трудом» и другие. Вас, наверное, удивит и тот факт, что «Горе от ума» еще в рукописи было выучено наизусть целою Россией! Я, пожалуй, тоже приглашу вас на аукцион крылатых выражений комедии. Вы навсегда запомните это прекрасное имя – Александр Сергеевич Грибоедов.

Имена следующих поэтов вам открывать не надо. Их вы помните и знаете с детства. А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь. Правда, настоящим открытием будет роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин». Думается, что вас удивит и то, что Пушкин в 26 лет напишет трагедию «Борис Годунов» и выступит в качестве судьи над Годуновым-царем и скажет, что народ движущая сила истории. В 26 лет подняться в понимании проблемы «царь и народ» выше знаменитого историка Н.М. Карамзина!

Читая трагедию «Борис Годунов», вы погрузитесь в трагический мир, в бездонную глубину пушкинской мысли. И тогда вы поймете, как точно сказал Н.В. Гоголь: «Пушкин — явление чрезвычайное и, может быть, единственное».

Да, вам нужен Пушкин, нужен, как Россия.

А потом к вам на урок придут стихи, в которых есть своя тайна. Вы узнаете в них поэта М.Ю. Лермонтова. Вы будете постигать его творчество и увидите, что оно все пронизано мотивом странствий. Странствие — во имя открытия себя в единстве с огромным распахнутым миром! Будь то спокойное или бурное море, «кремнистый путь» посреди Вселенной, реальная дорога на Кавказ, или в снах и мечтах – обратная дорога в Россию, или же космическая — от земля к небу.

Вы будете открывать Лермонтова, заново постигать его поразительный мир, исповедь сердца поэта. Каждой своей строкой он потянется к вам, вашим душам. Кажется: только читай, вслушивайся в прочитанное.

Мне нужно действовать, я каждый день

Бессмертным сделать бы желал, как тень

Великого героя, и понять

Я не могу, что значит отдыхать.

Учитель подходит к портретной галерее героев поэмы «Мертвые души» Н.В. Гоголя. Вы знакомы с сатириком Гоголем по комедии «Ревизор». Помните, как были смешны чиновники уездного городишка, ожидающие в страхе приезд ревизора? Прочитав же поэму «Мертвые души», вы увидите всю Русь «с одного бока» и воскликните вслед за Пушкиным: «Боже! Как грустна ваша Россия!»

Внимательное чтение приведет вас к серьезным выводам: исчезновение человеческого в человеке. К веселому смеху примешивается горечь печали. Вы сможете обосновать знанием текста, почему Гоголь смеется «сквозь слезы».

Встреча с Гоголем обогатит ваш внутренний мир, вы почувствуете, что писатель сполна выстрадал свою любовь к Родине. А затем вы погрузитесь в страну поэзии, вместе с Ф.И. Тютчевым будете размышлять о смысле человеческого бытия, о красоте земного мира и драматизме человеческих чувств (читается стихотворение «О, как убийственно мы любим». ):

Вы поймете, что мир в глазах Тютчева полон таинственности, загадочности, что мысль поэта неизменно слита с образом, с точными и смелыми, необычайно выразительными красками.

Совсем другим придет к вам поэт Н.А. Некрасов, который назовет свою лиру «Музой мести и печали».

Читать еще:  Культура различных социальных групп и личности. Структура и функции культуры

И.С. Тургенев вновь порадует вас чудесными повестями «Первая любовь».

Очень интересными будут встречи с Л. Н. Толстым. Вы по-прежнему будете следить за главным героем трилогии писателя — Николенькой, вы узнаете, что в молодости близким другом ему станет Дмитрий Нехлюдов, который откроет Николеньке новое понимание смысла и цели человеческого бытия.

С А.П. Чеховым войдут в вашу жизнь новые его произведения, сюжеты, герои и вы еще раз убедитесь, какой это мастер прозы.

На смену литературе ХIХ века придет классика ХХ века и ее корифеи: А.М. Горький, И. А. Бунин, А. Блок, С. Есенин, В. Маяковский, М. Булгаков, М. Шолохов, А. Твардовский и другие. Перед вами пройдут их нелегкие судьбы, вы поймете, что значило для них слово «жизнь». Тема Родины для них будет ведущей.

Завершать курс 9 класса будет современная литература. Вы откроете для себя славные имена тех, кто, как и Пушкин, «глаголом» жжет сердца.

2. Работа по учебнику

– Знакомство со статьёй учебника «Шедевры русской литературы».

3. Беседа по вопросам учебника стр.5-6

II . Подведение итогов.

III . Домашнее задание

Записать понравившиеся высказывания о чтении, читателе, литературе, выучить одно из них наизусть.

Литература в духовной жизни человека. Литература и её роль в духовной жизни человека

Письмо с инструкцией по восстановлению пароля
будет отправлено на вашу почту

  • Главная
  • 9-Класс
  • Литература
  • Видеоурок «Литература и ее роль в духовной жизни человека»

С древнейших времен искусство играет ведущую роль в становлении мировоззрения человека. Музыка, живопись, скульптура, архитектура всегда влияли на сознание людей, формировали систему нравственных ценностей человека.

Художественная литература – один из видов искусства, искусство слова. В литературных произведениях с помощью художественного слова можно отобразить события прошлого и настоящего, предметы, явления, которые сопровождают нас на протяжении всей жизни. С помощью литературы мы не только познаем окружающий мир, но и пытаемся разобраться в собственных поступках.

Крупнейшие мыслители, общественные деятели, писатели всего мира много раз отмечали выдающуюся роль книги в развитии человечества.

Книга – это фундамент духовной культуры народа. Именно в процессе чтения происходит великое таинство приобщения человека к новым идеям, мыслям, художественным образам. Отсюда – огромное значение процесса, обозначаемого широким и емким словом «чтение».

Итак, роль книги как разновидности искусства велика: она формирует мышление человека, передает накопленный опыт.

Сначала книга существовала как носитель Слова, она была носителем скрытого знания, и приобщение к нему было возможно посредством длительного посвящения. Сам процесс написания книги долгое время являлся необыкновенно трудным, священным таинством. Так, летописец приступал к записям лишь после долгого поста и молитв, считая, что сам ангел водит его рукой. Только к ХVII веку письменный текст становится обычным и доступным простым людям..

Следовательно, процесс создания книг отразил бережное отношение к письменному слову.

Наш народ сотворил высокохудожественную литературу. Имена А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, Ф.М.Достоевского известны во всем мире. Наша литература не только представила историю народа, его борьбу за свободу, за счастливую жизнь, но и отразила глубокий, мучительный духовный поиск людей разных эпох. В русской литературе честно отображается общественная действительность: различные периоды жизни всего народа, стремления и надежды людей. Русские писатели и поэты прививают интерес к своей истории, любовь к родной земле, к своим предкам, к своему ближнему и к братским народам… Литература помогает и поддерживает человека в сложные минуты жизненного пути.

Д.С.Лихачев так писал о нашей литературе: «Русская литература… всегда была совестью народа. Ее место в общественной жизни страны всегда было почетным и влиятельным. Она воспитывала людей и стремилась к справедливому переустройству жизни».

В заключении можно сказать, что художественная литература базируется на гуманистических взглядах и убеждениях, одобряет нетленные и вечные общечеловеческие ценности. Именно этим она и является близкой, очень нужной и просто необходимой для человечества, что и отразил в своем стихотворении «Слово» русский писатель Иван Бунин:

Источники:

https://detskiychas.ru/school/rodnoye_slovo/znachenie_literatury/
https://infourok.ru/literatura-i-eyo-rol-v-duhovnoy-zhizni-cheloveka-shedevri-russkoy-literaturi-3823886.html
https://znaika.ru/catalog/9-klass/literatura/Literatura-i-ee-rol-v-dukhovnoy-zhizni-cheloveka

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]