5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Познавательное значение пьес островского. Вечно живой А.Н.Островский

Познавательное значение пьес островского. Вечно живой А.Н.Островский

ЗНАЧЕНИЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО

И. А. Гончаров писал Островскому в связи с 35-летием деятельности драматурга: «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в оснозание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас, мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский национальный театр. Он по справедливости должен называться «Театр Островского».

В письме Гончарова правильно и глубоко подмечены две основные заслуги Островского: перед русским театром и перед русской литературой.

Творчество Островского составило в истории нашего театра целую эпоху. Он действительно оказэлся создателем русского национального театра. Особенно прочно связано имя Островского с историей Московского Малого театра.

Почти все пьесы Островского ещё при жизни его были поставлены в этом театре.

На них воспиталось в дальнейшем несколько поколений артистов Малого театра, выросших в замечательных мастеров русской сцены. Пьесы Островского сыграли такую роль в истории репертуара Малого театра, что он с гордостью называет себя «Домом Островского».

За полтора десятилетия до создания первой пьесы Островского В. Г. Белинский писал в «Литературных мечтаниях»: «О, как было бы хорошо, если бы у нас был свой, народный, русский театр!

. В самом деле – вкдеть на сцене всю Русь, с её добром и злом, с её высоким и смешным, слышать говорящими её доблестных героев, вызванных из гроба могуществом фантазии, видеть биение пульса её могучей жизни!»

Могучий талант Островского осуществил эту мечту Белинского о национальном, «народном, русском театре». Островский сам сознавал свою близость к народному творчеству В письме к умирающему Некрасову он писал:

«Как вам умирать, с кем лее мне тогда идти в литературе? Ведь мы с вами только двое настоящие народные поэты, мы только двое знаем его, умеем любить его сердцем и чувствовать его нужды без шаблонного западничества и без детского славянофильства».

Л. Толстой, касаясь проекта выпуска произведений Островского издательством «Посредник», писал драматургу: «Я по опыту знаю, как читаются, слушаются и запоминаются твои вещи народом, и поэтому мне хотелось бы содействовать тому, чтобы ты стал теперь поскорее в действительности тем, что ты есть, – несомненно, общенародным в самом широком смысле писателем».

Чрезвычайно важна роль Островского и в истории русской литературы. Пьесы его имеют для нас важнейшее познавательное значение. Островский не был спокойным, бесстрастным бытописателем русской жизни. Это был общественный трибун, демократ.

Мы знакомимся по его пьесам с тяжёлым, мрачным бытом «тёмного царства», с сочувствием следим за борьбой свободной, вольнолюбивой личности с мертвящими устоями прошлого, учимся познавать богатства душевных сил русского человека и ненавидеть тот гнёт, который мешал в прошлом свободному развитию его личности.

Добролюбов ещё в ранних пьесах Островского увидел черты народности. Глубина изображения Островским быта и психологии русского народа действительно даёт ему все права на имя великого народного русского драматурга.

Читать еще:  Святая анна леонардо да винчи. Святая анна с мадонной и младенцем христом и барашком

«Только те произведения, – писал Островский, – пережили века, которые были истинно народными у себя дома; такие произведения со временем делаются понятными и ценными и для других народов, а, наконец, и для всего света».

Эти слова великого русского писателя полностью приложи мы к драме «Гроза», одному из шедевров не только русской, но и мировой драматургии.

ЗНАЧЕНИЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО

И. А. Гончаров писал Островскому в связи с 35-летием деятельности драматурга: «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас, мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский национальный театр. Он по справедливости должен называться «Театр Островского».

В письме Гончарова правильно и глубоко подмечены две основные заслуги Островского: перед русским театром и перед русской литературой.

Творчество Островского составило в истории нашего театра целую эпоху. Он действительно оказался создателем русского национального театра. Особенно прочно связано имя Островского с историей Московского Малого театра.

Почти все пьесы Островского ещё при жизни его были поставлены в этом театре. На них воспиталось в дальнейшем несколько поколений артистов Малого театра, выросших в замечательных мастеров русской сцены. Пьесы Островского сыграли такую роль в истории репертуара Малого театра, что он с гордостью называет себя «Домом Островского».

За полтора десятилетия до создания первой пьесы Островского В. Г. Белинский писал в «Литературных мечтаниях»: «О, как было бы хорошо, если бы у нас был свой, народный, русский театр! . В самом деле – видеть на сцене всю Русь, с её добром и злом, с её высоким и смешным, слышать говорящими её доблестных героев, вызванных из гроба могуществом фантазии, видеть биение пульса её могучей жизни!»

Могучий талант Островского осуществил эту мечту Белинского о национальном, «народном, русском театре». Островский сам сознавал свою близость к народному творчеству. В письме к умирающему Некрасову он писал: «Как вам умирать, с кем мне тогда идти в литературе? Ведь мы с вами только двое настоящие народные поэты, мы только двое знаем его, умеем любить его сердцем и чувствовать его нужды…»

Л. Толстой, касаясь проекта выпуска произведений Островского издательством «Посредник», писал драматургу: «Я по опыту знаю, как читаются, слушаются и запоминаются твои вещи народом, и поэтому мне хотелось бы содействовать тому, чтобы ты стал теперь поскорее в действительности тем, что ты есть, – несомненно, общенародным в самом широком смысле писателем».

Чрезвычайно важна роль Островского и в истории русской литературы. Пьесы его имеют для нас важнейшее познавательное значение. Островский не был спокойным, бесстрастным бытописателем русской жизни. Это был общественный трибун, демократ.

Мы знакомимся по его пьесам с тяжёлым, мрачным бытом «тёмного царства», с сочувствием следим за борьбой свободной, вольнолюбивой личности с мертвящими устоями прошлого, учимся познавать богатства душевных сил русского человека и ненавидеть тот гнёт, который мешал в прошлом свободному развитию его личности.

Читать еще:  Мелом на доске фотошоп. Реалистичная надпись мелом на зелёной доске

Добролюбов ещё в ранних пьесах Островского увидел черты народности. Глубина изображения Островским быта и психологии русского народа действительно даёт ему все права на имя великого народного русского драматурга.

«Только те произведения, – писал Островский, – пережили века, которые были истинно народными у себя дома; такие произведения со временем делаются понятными и ценными и для других народов, а, наконец, и для всего света».

Урок по литературе А.Н.Островский. «Пьесы жизни». Своеобразие драматургии. (10 класс)

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Хамитова Р.К., учитель русского языка и литературы,

школа-гимназия №32, город Астана.

Тема: А.Н.Островский. «Пьесы жизни» Островского. Своеобразие драматургии.

Цель: ознакомление с жизнью и творчеством А.Н.Островского; особенностями драматургии Островского.

Задачи: а) познакомить с основными фактами жизни и творчества А.Н.Островского, отдельными пьесами «Свои люди – сочтемся», «Доходное место», «Бесприданница», помочь определить своеобразие драматургии Островского.

б) вырабатывать навыки работы с текстом драматического произведения, характеристики особенностей «живой речи» персонажей; определения смысла содержания произведений и названий пьес, выразительного чтения; устной и письменной речи учащихся.

в) воспитывать интерес к драматургическому искусству, творчеству Островского; любовь к театру.

Тип урока: комбинированный

Методы: словесный, иллюстрационно-объяснительный, частично-поисковый, проблемный.

Оборудование: портрет А.Н.Островского, словарь литературоведческих терминов, эпиграф, тексты произведений.

Эпиграф: «Моя задача – служить русскому драматическому искусству». А.Н.Островский.

Формирование новых знаний, умений, навыков.

Сообщение темы и цели урока.

Вступительное слово учителя об Островском.

А.Островский – единственный знаменитый русский писатель, который писал только драматические произведения. За 40 лет писательской и театральной деятельности Островский создал более 50-ти пьес и перевел 22 произведения зарубежных драматургов. А.Гончаров, говоря о значении творчества драматурга, писал: «Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. ». Сам Островский не раз говорил: «Моя задача – служить русскому драматическому искусству».

3. Опрос д/з по хронологии жизни и творчества на знание отдельных фактов биографии (2 ученика работают у доски, учитель называет по пять основных дат из биографии драматурга, которые учащиеся записывают и комментируют).

4. Личность Островского в воспоминаниях современников .

– Каким предстает Островский из воспоминаний современников? (учащиеся делают выводы и обобщения, пользуясь отзывами).

5. Сообщение ученика об Островском.

Общее впечатление о комедии «Свои люди – сочтемся!» выразил тонкий ценитель литературы писатель В.Одоевский: «Я считаю, на Руси три трагедии: «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор». На «Банкруте» я ставлю номер четвертый».

– Итак, о чем это произведение?

6. Выступление ученика о содержании пьесы «Свои люди – сочтемся».

Островский – мастер речевой характеристики. Он наделяет своих героев речью, которая ясно раскрывает их психологию, взгляды на жизнь, идеалы.

– Послушаем беседу дочери богатого купца Большова (Липочки) со свахой Устиньей Наумовной.

7. Инсценирование эпизода из пьесы.

Всего несколько реплик и перед нами вырисовываются характеры действующих лиц.

Читать еще:  Некрасова «Кому на Руси жить хорошо. Сатирическое изображение помещиков в поэме Н.А

– Какими предстают герои? ( учащиеся делают выводы о том, как речь героев раскрывает духовный мир и жизненные идеалы героинь)

8. Работа с текстом произведений .

– Охарактеризуйте особенности «живой речи» персонажей Островского. (учащиеся находят в текстах пьес Островского речевые характеристики героев произведений).

В название многих пьес Островского вынесены поговорки, пословицы, крылатые слова. – Как вы понимаете смысл таких выражений: «Свои люди – сочтемся», «Бедность – не порок», «Не в свои сани не садись» и др.

9. Толкование значения названий пьес. Своеобразие драматургии Островского.

– Как эти названия характеризуют стиль драматургии Островского?

В 1859 году вышло первое двухтомное собрание сочинений Островского. В этом же году на страницах «Современника» появилась статья Н.Добролюбова «Темное царство», в которой впервые было раскрыто новаторство Островского. Критик называет произведения драматурга «пьесами жизни» и обращает внимание также на «меткость и верность народного языка» в его пьесах.

Для зрелого этапа творчества писателя характерно усиление психологизма и драматизма при обрисовке характеров главных героев. В 1879 году через 19 лет после «Грозы» выходит в свет пьеса «Бесприданница», где Островский изображает беспринципных дельцов, обладающих волчьей хваткой. Многое изменилось за это время в России. По-иному выглядят купцы.

– Какими они предстают?

Выступление ученицы о кратком содержании пьесы «Бесприданница».

Островский-драматург был другом и наставником актеров, режиссером и вдохновителем Московского Малого театра , защитником интересов и прав артистов и драматических писателей. Задолго до репетиций Островский сам прочитывал свою пьесу актерам по нескольку раз, показывая «тон» всех действующих лиц, раскрывая их характер.

10. Художественное ч тение отрывка по ролям из пьесы «Бесприданница».

( 4-е действие, 11-е явление)

Лариса умирает дважды: когда перестает верить в любовь после предательства Паратова и во второй раз – от выстрела Карандышева. Но эта смерть неожиданно светла и героична.

Во второй половине 50-х годов Островский стал постоянным сотрудником журнала «Современник». В этот период расширяется круг жизненных явлений в пьесах драматурга. Кроме среды купечества, изображенной в пьесах «Свои люди – сочтемся!», «Бедность – не порок», «Гроза», Островский рисует самодуров-помещиков («Лес», «Волки и овцы»), самодуров-чиновников( «На всякого мудреца довольно простоты», «Доходное место»), театральную жизнь («Таланты и поклонники», «Без вины виноватые»)

Появляются герои, протестующие против самодурной силы. В комедии «Доходное место» (1857г.) Островский выводит на смену разночинца-труженика, бедного интеллигента, убеждения которого приходят в трагическое столкновение с действительностью.

11 . Краткий пересказ сюжета пьесы «Доходное место».

12. Творческая работа.

Задание: написать эссе по прочитанным произведениям Островского на тему:

– Какие актуальные и современные проблемы вы видите в пьесах Островского.

13. Вывод : Что изучили на уроке? Какие мысли и чувства возникли в ходе работы по творчеству драматурга?

Дать домашнее задание, выставить и прокомментировать оценки . Д/з : прочитать драму «Гроза», стр.69-78 учебника.

Источники:

https://russkay-literatura.ru/analiz-tvorchestva/53-ostrovskij-a-n/252-znachenie-a-n-ostrovskogo.html
https://mylektsii.ru/5-13736.html
https://infourok.ru/urok-po-literature-anostrovskiy-pesi-zhizni-svoeobrazie-dramaturgii-klass-764063.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]