Познавательное значение пьес островского. Вечно живой А.Н.Островский
Познавательное значение пьес островского. Вечно живой А.Н.Островский
ЗНАЧЕНИЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО
И. А. Гончаров писал Островскому в связи с 35-летием деятельности драматурга: «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в оснозание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас, мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский национальный театр. Он по справедливости должен называться «Театр Островского».
В письме Гончарова правильно и глубоко подмечены две основные заслуги Островского: перед русским театром и перед русской литературой.
Творчество Островского составило в истории нашего театра целую эпоху. Он действительно оказэлся создателем русского национального театра. Особенно прочно связано имя Островского с историей Московского Малого театра.
Почти все пьесы Островского ещё при жизни его были поставлены в этом театре.
На них воспиталось в дальнейшем несколько поколений артистов Малого театра, выросших в замечательных мастеров русской сцены. Пьесы Островского сыграли такую роль в истории репертуара Малого театра, что он с гордостью называет себя «Домом Островского».
За полтора десятилетия до создания первой пьесы Островского В. Г. Белинский писал в «Литературных мечтаниях»: «О, как было бы хорошо, если бы у нас был свой, народный, русский театр!
. В самом деле – вкдеть на сцене всю Русь, с её добром и злом, с её высоким и смешным, слышать говорящими её доблестных героев, вызванных из гроба могуществом фантазии, видеть биение пульса её могучей жизни!»
Могучий талант Островского осуществил эту мечту Белинского о национальном, «народном, русском театре». Островский сам сознавал свою близость к народному творчеству В письме к умирающему Некрасову он писал:
«Как вам умирать, с кем лее мне тогда идти в литературе? Ведь мы с вами только двое настоящие народные поэты, мы только двое знаем его, умеем любить его сердцем и чувствовать его нужды без шаблонного западничества и без детского славянофильства».
Л. Толстой, касаясь проекта выпуска произведений Островского издательством «Посредник», писал драматургу: «Я по опыту знаю, как читаются, слушаются и запоминаются твои вещи народом, и поэтому мне хотелось бы содействовать тому, чтобы ты стал теперь поскорее в действительности тем, что ты есть, – несомненно, общенародным в самом широком смысле писателем».
Чрезвычайно важна роль Островского и в истории русской литературы. Пьесы его имеют для нас важнейшее познавательное значение. Островский не был спокойным, бесстрастным бытописателем русской жизни. Это был общественный трибун, демократ.
Мы знакомимся по его пьесам с тяжёлым, мрачным бытом «тёмного царства», с сочувствием следим за борьбой свободной, вольнолюбивой личности с мертвящими устоями прошлого, учимся познавать богатства душевных сил русского человека и ненавидеть тот гнёт, который мешал в прошлом свободному развитию его личности.
Добролюбов ещё в ранних пьесах Островского увидел черты народности. Глубина изображения Островским быта и психологии русского народа действительно даёт ему все права на имя великого народного русского драматурга.
«Только те произведения, – писал Островский, – пережили века, которые были истинно народными у себя дома; такие произведения со временем делаются понятными и ценными и для других народов, а, наконец, и для всего света».
Эти слова великого русского писателя полностью приложи мы к драме «Гроза», одному из шедевров не только русской, но и мировой драматургии.
ЗНАЧЕНИЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО
И. А. Гончаров писал Островскому в связи с 35-летием деятельности драматурга: «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас, мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский национальный театр. Он по справедливости должен называться «Театр Островского».
В письме Гончарова правильно и глубоко подмечены две основные заслуги Островского: перед русским театром и перед русской литературой.
Творчество Островского составило в истории нашего театра целую эпоху. Он действительно оказался создателем русского национального театра. Особенно прочно связано имя Островского с историей Московского Малого театра.
Почти все пьесы Островского ещё при жизни его были поставлены в этом театре. На них воспиталось в дальнейшем несколько поколений артистов Малого театра, выросших в замечательных мастеров русской сцены. Пьесы Островского сыграли такую роль в истории репертуара Малого театра, что он с гордостью называет себя «Домом Островского».
За полтора десятилетия до создания первой пьесы Островского В. Г. Белинский писал в «Литературных мечтаниях»: «О, как было бы хорошо, если бы у нас был свой, народный, русский театр! . В самом деле – видеть на сцене всю Русь, с её добром и злом, с её высоким и смешным, слышать говорящими её доблестных героев, вызванных из гроба могуществом фантазии, видеть биение пульса её могучей жизни!»
Могучий талант Островского осуществил эту мечту Белинского о национальном, «народном, русском театре». Островский сам сознавал свою близость к народному творчеству. В письме к умирающему Некрасову он писал: «Как вам умирать, с кем мне тогда идти в литературе? Ведь мы с вами только двое настоящие народные поэты, мы только двое знаем его, умеем любить его сердцем и чувствовать его нужды…»
Л. Толстой, касаясь проекта выпуска произведений Островского издательством «Посредник», писал драматургу: «Я по опыту знаю, как читаются, слушаются и запоминаются твои вещи народом, и поэтому мне хотелось бы содействовать тому, чтобы ты стал теперь поскорее в действительности тем, что ты есть, – несомненно, общенародным в самом широком смысле писателем».
Чрезвычайно важна роль Островского и в истории русской литературы. Пьесы его имеют для нас важнейшее познавательное значение. Островский не был спокойным, бесстрастным бытописателем русской жизни. Это был общественный трибун, демократ.
Мы знакомимся по его пьесам с тяжёлым, мрачным бытом «тёмного царства», с сочувствием следим за борьбой свободной, вольнолюбивой личности с мертвящими устоями прошлого, учимся познавать богатства душевных сил русского человека и ненавидеть тот гнёт, который мешал в прошлом свободному развитию его личности.
Добролюбов ещё в ранних пьесах Островского увидел черты народности. Глубина изображения Островским быта и психологии русского народа действительно даёт ему все права на имя великого народного русского драматурга.
«Только те произведения, – писал Островский, – пережили века, которые были истинно народными у себя дома; такие произведения со временем делаются понятными и ценными и для других народов, а, наконец, и для всего света».
Урок по литературе А.Н.Островский. «Пьесы жизни». Своеобразие драматургии. (10 класс)
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
Хамитова Р.К., учитель русского языка и литературы,
школа-гимназия №32, город Астана.
Тема: А.Н.Островский. «Пьесы жизни» Островского. Своеобразие драматургии.
Цель: ознакомление с жизнью и творчеством А.Н.Островского; особенностями драматургии Островского.
Задачи: а) познакомить с основными фактами жизни и творчества А.Н.Островского, отдельными пьесами «Свои люди – сочтемся», «Доходное место», «Бесприданница», помочь определить своеобразие драматургии Островского.
б) вырабатывать навыки работы с текстом драматического произведения, характеристики особенностей «живой речи» персонажей; определения смысла содержания произведений и названий пьес, выразительного чтения; устной и письменной речи учащихся.
в) воспитывать интерес к драматургическому искусству, творчеству Островского; любовь к театру.
Тип урока: комбинированный
Методы: словесный, иллюстрационно-объяснительный, частично-поисковый, проблемный.
Оборудование: портрет А.Н.Островского, словарь литературоведческих терминов, эпиграф, тексты произведений.
Эпиграф: «Моя задача – служить русскому драматическому искусству». А.Н.Островский.
Формирование новых знаний, умений, навыков.
Сообщение темы и цели урока.
Вступительное слово учителя об Островском.
А.Островский – единственный знаменитый русский писатель, который писал только драматические произведения. За 40 лет писательской и театральной деятельности Островский создал более 50-ти пьес и перевел 22 произведения зарубежных драматургов. А.Гончаров, говоря о значении творчества драматурга, писал: «Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. ». Сам Островский не раз говорил: «Моя задача – служить русскому драматическому искусству».
3. Опрос д/з по хронологии жизни и творчества на знание отдельных фактов биографии (2 ученика работают у доски, учитель называет по пять основных дат из биографии драматурга, которые учащиеся записывают и комментируют).
4. Личность Островского в воспоминаниях современников .
– Каким предстает Островский из воспоминаний современников? (учащиеся делают выводы и обобщения, пользуясь отзывами).
5. Сообщение ученика об Островском.
Общее впечатление о комедии «Свои люди – сочтемся!» выразил тонкий ценитель литературы писатель В.Одоевский: «Я считаю, на Руси три трагедии: «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор». На «Банкруте» я ставлю номер четвертый».
– Итак, о чем это произведение?
6. Выступление ученика о содержании пьесы «Свои люди – сочтемся».
Островский – мастер речевой характеристики. Он наделяет своих героев речью, которая ясно раскрывает их психологию, взгляды на жизнь, идеалы.
– Послушаем беседу дочери богатого купца Большова (Липочки) со свахой Устиньей Наумовной.
7. Инсценирование эпизода из пьесы.
Всего несколько реплик и перед нами вырисовываются характеры действующих лиц.
– Какими предстают герои? ( учащиеся делают выводы о том, как речь героев раскрывает духовный мир и жизненные идеалы героинь)
8. Работа с текстом произведений .
– Охарактеризуйте особенности «живой речи» персонажей Островского. (учащиеся находят в текстах пьес Островского речевые характеристики героев произведений).
В название многих пьес Островского вынесены поговорки, пословицы, крылатые слова. – Как вы понимаете смысл таких выражений: «Свои люди – сочтемся», «Бедность – не порок», «Не в свои сани не садись» и др.
9. Толкование значения названий пьес. Своеобразие драматургии Островского.
– Как эти названия характеризуют стиль драматургии Островского?
В 1859 году вышло первое двухтомное собрание сочинений Островского. В этом же году на страницах «Современника» появилась статья Н.Добролюбова «Темное царство», в которой впервые было раскрыто новаторство Островского. Критик называет произведения драматурга «пьесами жизни» и обращает внимание также на «меткость и верность народного языка» в его пьесах.
Для зрелого этапа творчества писателя характерно усиление психологизма и драматизма при обрисовке характеров главных героев. В 1879 году через 19 лет после «Грозы» выходит в свет пьеса «Бесприданница», где Островский изображает беспринципных дельцов, обладающих волчьей хваткой. Многое изменилось за это время в России. По-иному выглядят купцы.
– Какими они предстают?
Выступление ученицы о кратком содержании пьесы «Бесприданница».
Островский-драматург был другом и наставником актеров, режиссером и вдохновителем Московского Малого театра , защитником интересов и прав артистов и драматических писателей. Задолго до репетиций Островский сам прочитывал свою пьесу актерам по нескольку раз, показывая «тон» всех действующих лиц, раскрывая их характер.
10. Художественное ч тение отрывка по ролям из пьесы «Бесприданница».
( 4-е действие, 11-е явление)
Лариса умирает дважды: когда перестает верить в любовь после предательства Паратова и во второй раз – от выстрела Карандышева. Но эта смерть неожиданно светла и героична.
Во второй половине 50-х годов Островский стал постоянным сотрудником журнала «Современник». В этот период расширяется круг жизненных явлений в пьесах драматурга. Кроме среды купечества, изображенной в пьесах «Свои люди – сочтемся!», «Бедность – не порок», «Гроза», Островский рисует самодуров-помещиков («Лес», «Волки и овцы»), самодуров-чиновников( «На всякого мудреца довольно простоты», «Доходное место»), театральную жизнь («Таланты и поклонники», «Без вины виноватые»)
Появляются герои, протестующие против самодурной силы. В комедии «Доходное место» (1857г.) Островский выводит на смену разночинца-труженика, бедного интеллигента, убеждения которого приходят в трагическое столкновение с действительностью.
11 . Краткий пересказ сюжета пьесы «Доходное место».
12. Творческая работа.
Задание: написать эссе по прочитанным произведениям Островского на тему:
– Какие актуальные и современные проблемы вы видите в пьесах Островского.
13. Вывод : Что изучили на уроке? Какие мысли и чувства возникли в ходе работы по творчеству драматурга?
Дать домашнее задание, выставить и прокомментировать оценки . Д/з : прочитать драму «Гроза», стр.69-78 учебника.
Источники:
https://russkay-literatura.ru/analiz-tvorchestva/53-ostrovskij-a-n/252-znachenie-a-n-ostrovskogo.html
https://mylektsii.ru/5-13736.html
https://infourok.ru/urok-po-literature-anostrovskiy-pesi-zhizni-svoeobrazie-dramaturgii-klass-764063.html