Святая анна леонардо да винчи. Святая анна с мадонной и младенцем христом и барашком
Святая Анна с Марией и младенцем Христом — 1475-1478 Леонардо да Винчи
Святая Анна с Марией и младенцем Христом
1508-1510; 168х130 см; дерево, масло
Лувр, Париж
Вазари так описывает появление этой картины: (Леонардо) находился в монастыре в течение довольно продолжительного периода времени — ежедневно он подходил к начатой картине и, сделав два-три мазка, тут же оставлял работу. Однако когда, наконец, он закончил это произведение, его святая Анна, Богоматерь и Младенец поразили флорентийцев: мужчины и женщины, молодые и старые — на протяжении нескольких дней непрерывный людской поток направлялся в монастырь. Народ шел, как на праздник, и цель у всех была одна: увидеть эту прекрасную работу Леонардо .
«Святая Анна…» свидетельствует о зрелом мастерстве и реализме стиля Леонарда да Винчи. Причем этот реализм не лишен чувственности и нежности — вот почему он не только привлекает внимание коллег художника, но и делает искусство Леонардо близким и понятным даже ничего не сведущим в живописи людям.
Безграничная любовь во взгляде Богоматери и ее ласковый, но решительный жест, которым она пытается отвлечь сына от ягненка — символа Священного Агнца, живого воплощения Жертвы Христовой — делают ее образ эталоном материнства — универсальным для всех времен и народов.
Святая Анна улыбается почти так же, как другой известный персонаж Леонардо, однако ее улыбка наполнена не холодной иронией, а добротой и искренним сочувствием: Анна знает о великом святом предназначении Иисуса и понимает, что как бы мать ни стремилась повлиять на его судьбу, – предначертанное свыше непременно сбудется.
Фигуры гармонично вписываются в горный пейзаж на дальнем плане картины — пейзаж нереальный, придуманный художником, но выполненный им весьма тщательно, с учетом мельчайших деталей.
Помни, что не следует придавать лицу того, кто плачет, черты лица смеющегося, несмотря не то, что по сути своей они часто бывают похожими. Существует разница между смеющимся и плачущим лицом, и ее необходимо учитывать
Леонардо да Винчи
Святая Анна с Марией, младенцем Христом
и Иоанном Крестителем
1499; 141,5х104,5 см
коричневая бумага, уголь
Национальная галерея, Лондон
Эскиз, называемый «лондонским» из-за того, что он находится сегодня в Лондонской Национальной галерее, был исполнен несколькими годами ранее, чем картина «Святая Анна с Марией и младенцем Христом».
На нем представлено Святое Семейство с Иоанном Крестителем в облике ребенка. Интересна, хотя и не бесспорна, интерпретация этой работы, предложенная Зигмундом Фрейдом (1856–1939). В книге под названием «Воспоминания из детства Леонардо да Винчи» известный венский психоаналитик так объясняет слияние тел Богоматери и святой Анны:
Детство Леонардо было так же нетипично, как и этот рисунок. Ведь у него было две матери: родная — Катерина, от которой его забрали в возрасте пяти лет, и молодая мачеха, Донна Альбиция, которая относилась к пасынку так же нежно, как и Катерина. Основываясь на воспоминаниях детства (…), Леонардо создал некую двухмерную целостность из двух любящих Младенца женщин — Богоматери и святой Анны .
Святая анна леонардо да винчи. Святая анна с мадонной и младенцем христом и барашком
Леонардо да Винчи. Гравюра Дж. Пофсельуайта, изданная в энциклопедии «The Gallery of Portraits with Memoirs». 1883 год.
Леонардо да Винчи — ярчайший представитель науки и искусства эпохи Ренессанса. Изящный, аристократичный, с правильными чертами лица и ниспадающей до середины груди бородой, великолепно сложенный, в ярко-красном, вопреки моде того времени, плаще — таким в зрелом возрасте современники запомнили титана эпохи Возрождения — воплощение всесторонне развитой личности, о дарованиях и талантах которой великие умы XV–XVI веков могли только мечтать. Художник, скульптор, музыкант, поэт, филолог, анатом, физик, инженер — может ли один человек быть столь многогранным, каким был Леонардо да Винчи? Эпоха Возрождения, или Ренессанс, пришедшая на смену Средневековью, поставила во главу угла человека как личность и созидателя, сделав науку, искусство и гуманизм одним целым, и явилась благодатной почвой для развития гения Леонардо.
Он хотел все познать и во все вникнуть. Часто можно было видеть, как Леонардо наблюдает за полетом птиц или стоит с блокнотом в руках возле повешенного и делает тщательные зарисовки. В свой дом он нередко приводил настоящих уродцев и увечных, на которых смотрел как на чудо природы. Чтобы достоверно изобразить человеческое тело, Леонардо досконально изучил его внутреннее и внешнее строение, незаконно препарируя трупы.
Древние конюшни, построенные в Виджевано по проекту Леонардо да Винчи.
То, что сегодня кто-то назвал бы смелостью и упорством, в эпоху Ренессанса считали по меньшей мере странностью. Люди из низшего сословия боялись Леонардо да Винчи и называли его колдуном, а просвещенные не принимали многочисленных открытий гения. Подумать только, как изменилась бы средневековая Европа, если хотя бы некоторая часть прогрессивных изобретений этого титана науки была воплощена в жизнь в те времена. Современники Леонардо да Винчи признали лишь колесцовый замок спускового механизма пистолета, а остальные идеи нашли применение только спустя несколько веков. Летательный аппарат, акваланг, водные лыжи, автомобиль, парашют, подводная лодка — это всего лишь малая толика изобретений Леонардо да Винчи, которые сравнительно недавно стали неотъемлемой частью жизни современного мира.
Памятник Леонардо да Винчи в Милане.
Он оставил после себя богатое наследие из семи тысяч страниц дневников и манускриптов, центральное место в которых неизменно отводилось человеку. В Леонардо все было необычно, даже почерк: да Винчи писал левой рукой в зеркальном отражении (справа налево). Он оставил тысячи записей и комментариев к своим чертежам и рисункам. Вероятно, так ученый хотел зашифровать собственные изобретения, а может быть, это была естественная удобная для него манера письма. Дополнительную сложность при дешифровке комментариев создают использованные им символы и знаки.
Статуя Леонардо да Винчи, украшающая галерею Уффици (Флоренция, Италия).
Говоря о гении Леонардо, невозможно не остановиться на одной из самых ярких граней этой личности — таланте живописца. Художником да Винчи стал в мастерской Андреа дель Верроккьо, где юные мастера учились правильно и реалистично рисовать. Несомненно, Леонардо обладал талантом живописца с самого детства, однако сумел вобрать и все лучшие традиции этого искусства эпохи Ренессанса. Да Винчи постоянно занимался и вскоре превзошел по технике своего учителя. Фреска «Тайная вечеря» (1494–1498), полотна «Мадонна в гроте» (1483–1486), «Мадонна Литта» (1490–1491), «Джоконда» (1503–1519), «Иоанн Креститель» (около 1513–1516) — это настоящие звезды на небосклоне бессмертного творчества великого художника, которые еще при жизни мастера вызывали восхищение современников.
Многочисленные эксперименты с красками приводили порой к плачевным результатам (разрушению фресок «Тайная вечеря» (1494–1498) и «Битва при Анджиари» (1503–1506)), но именно желание Леонардо вникнуть в суть вещей, позволило ему достичь небывалых успехов. Так, он открыл эффект сфумато, с помощью которого живописец может передать воздушную оболочку вокруг изображаемого на полотне. Суть этого изобретения заключается в размывании границ предметов и человеческих фигур, благодаря чему создается эффект окутывания воздухом.
Персонажи его картин неизменно живые, одухотворенные, наделенные индивидуальностью.
Церковь Санта-Мария делле Грацие, где находится знаменитая работа Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» (Милан, Италия).
Могила Леонардо да Винчи. Часовня Святого Губерта (Амбуаз, Франция).
Как художника и исследователя Леонардо интересовало не только строение тела человека, но и его движения, поведение, темперамент, характер, эмоции и их выражение. Современники говорили о нем:
«Леонардо да Винчи рисовал так хорошо, поскольку слишком много знал о том, что рисовал, и слишком много знал о вещах и явлениях потому, что хорошо рисовал».
У Леонардо как художника постоянно были клиенты, но разносторонние интересы не позволяли ему сосредоточиться на одном занятии — сроки выполнения заказов часто затягивались. Бывали случаи, когда да Винчи, не доведя работу до конца, уезжал от ее покупателя, не объяснив причину. Джорджо Вазари (1511–1574), известный итальянский художник эпохи Ренессанса и автор знаменитых «Жизнеописаний» — собрания биографий итальянских художников эпохи Возрождения, заметил:
«Леонардо достиг бы хороших результатов в науках и письменности, если бы не был таким многосторонним и непостоянным».
Вечным спутником в жизни Леонардо, как ни странно, было одиночество, о котором он так часто упоминал в дневниках. Да Винчи не был женат, не влюблялся, не имел близких друзей и не поддерживал отношения с родственниками. Есть версии о его пылких чувствах к Джоконде и одному из собственных учеников, но это не более чем предположения. По воспоминаниям современников, несмотря на свою отстраненность от людей, Леонардо был приятным и учтивым собеседником.
Леонардо да Винчи очень любил роскошь и, хотя не имел постоянного заработка, жил все же не по средствам: окружал себя дорогими вещами, носил эпатажные одежды, нанимал слуг и держал лошадей. Он постоянно искал покровителей и, предлагая услуги военного инженера и художника, служил герцогам, переезжая из Флоренции в Милан, из Милана во Флоренцию, из Флоренции в Рим, а из Рима снова в Милан. Чувство глубокого патриотизма не было знакомо Леонардо: он в равной степени и с легкостью предлагал проекты военных устройств как флорентийским, так и миланским властям, которые конфликтовали между собой.
Находясь при дворах разных правителей, да Винчи не ограничивался основными занятиями: он с удовольствием пел, играл на лире, декламировал стихи, организовывал праздники и торжества и даже демонстрировал прекрасные кулинарные способности. Собственным домом Леонардо обзавелся лишь в конце жизни. По приглашению французского короля Франциска I художник и исследователь перебрался в небольшой замок Кло-Люсе недалеко от города Амбуаз. Это время было самым спокойным в жизни Леонардо. Он привел в порядок рукописи, составил новые трактаты, которые в конце жизни по завещанию перешли к его ученику Франческо Мельци.
Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом
«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» — неоконченная картина Леонардо да Винчи. Принадлежит к позднему периоду его творчества. Выставлена в 5-м зале галереи Денон Лувра под инвентарным номером 776 [1] .
Содержание
Сюжет
Леонардо да Винчи использовал мало распространённый в Италии сюжет, известный как «Анна-втроём», когда Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса. Тем самым создаётся эффект mise en abyme: Мария на лоне родившей её Анны, а Иисус на лоне родившей его Марии.
Композиция картины напоминает пирамиду [2] , в которой сочетаются округлые объёмы, мягкие изгибы линий и выполненные сфумато улыбающиеся лица, придающие полотну атмосферу нежности и вместе с тем неразгаданной тайны. Христос обнимает ягнёнка, символизирующего его будущие страдания, а Мария пытается сдержать его.
Вариант с агнцем впервые упомянут в датированной 1501 годом переписке главы ордена кармелитов, фра Пьетро да Новеллара, с Изабеллой д’Эсте. Новеллара видел в спокойствии Анны, противопоставляемом тревоге Марии за ребёнка, символ того, что церковь не желала бы предотвращения Страстей Христовых. Более ранняя версия со св. Иоанном вместо агнца подробно описана у Дж. Вазари:
Первая версия
В «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев» Дж. Вазари рассказывает, что работа на сюжет «Анна-втроём» изначально была заказана как верхний запрестольный образ для церкви Сантиссима-Аннунциата во Флоренции. Заключив сделку с Леонардо, монахи-сервиты
Как повествует Вазари, художник не закончил эту работу, и сервитам пришлось возобновить прежний контракт с Филиппино Липпи. Смерть помешала Липпи завершить начатый труд, и в конце концов алтарный образ на другой сюжет для сервитов написал художник Перуджино.
Лондонский картон
Картон с изображением трёх фигур и Иоанна Крестителя (правда, без ягнёнка, присутствующего в описании Вазари) с 1962 года хранится в Лондонской Национальной галерее. До этого с 1791 года он висел в Бёрлингтон-хаусе. В Англию рисунок был привезён из Венеции, куда попал в конце XVII века из собрания миланских аристократов Арконати.
Ещё во время нахождения в Милане 300 лет назад этот рисунок считался предварительной версией той картины, что сейчас находится в Лувре [4] . В связи с этим среди исследователей преобладает мнение, что первая версия «Святой Анны», столь поразившая Флоренцию, утрачена, а в Лондоне хранится позднейшее авторское повторение картона [5] .
Луврская картина
В конце XVII века антиквар Джан Пьетро Беллори решил навести справки о произведениях Леонардо да Винчи. В ответ на его запрос миланский ценитель искусства Себастьяно Реста сообщил, что луврская картина с изображением св. Анны была написана Леонардо в Милане в 1500 году по заказу Людовика XII [6] . Возможно, король Франции, услышав о картоне Леонардо с изображением св. Анны и о его поразительным успехе, возжелал порадовать им свою новую жену, Анну Бретонскую. Это было бы тем более уместно, что Анна ожидала ребёнка, а св. Анна считалась покровительницей новобрачных и беременных [6] [7] .
Поскольку незавершённый картон остался во Флоренции, художник, вероятно, начал для французского короля новую картину на этот сюжет. В 1517 г. её видел в Кло-Люсе кардинал Луиджи Арагонский. Из записей его секретаря можно сделать вывод, что картина оставалась у художника до самой смерти и так и не была им закончена. Предполагается, что Леонардо вернулся к «Святой Анне с Мадонной и младенцем Христом» и стал дорабатывать её только в конце жизни, когда в нём возобладал интерес к математике и другим наукам. Так, например, скалистый пейзаж на заднем плане свидетельствует об увлечении художника геологией [7] .
В 1683 г. Шарль Лебрен, отвечавший за живопись при дворе Людовика XIV, распорядился составить инвентарь королевской картинной галереи. Этот документ фиксирует наличие в ней «Святой Анны» Леонардо да Винчи. В художественное собрание королей Франции картина попала из дворца кардинала Ришелье, который вывез её из Монферрата во время войны за мантуанское наследство. Как картина могла оказаться после смерти художника в Италии, не вполне ясно. Возможно, её увёз туда после смерти учителя Франческо Мельци, унаследовавший многое из его имущества [8] .
В 2012 г. была окончена довольно радикальная реставрация картины, в ходе которой она приобрела непривычно яркие цвета. Два высокопоставленных куратора Лувра в знак протеста вышли из состава реставрационной комиссии [9] . Они полагают, что реставрация могла бы быть более бережной и деликатной, ибо, по их мнению, даже при жизни Леонардо краски так не резали глаз, как после «омоложения» картины в XXI веке.
Интерпретации
В работе «Леонардо да Винчи. Воспоминания детства» (1910) Зигмунд Фрейд попытался на материале картины «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» провести анализ личности Леонардо методом психоанализа.
Источники:
https://www.filoli.ru/artists/037-leonardo-da-vinci/svyataya-anna.php
https://www.litmir.me/br/?b=566951&p=13
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/680893