Роман а франса. Характеристика мировоззрения из энциклопедии Брокгауза и Ефрона
Анатоль Франс: биография
Период социальных романов
Затем Франс начал серию своеобразных острополитических по содержанию романов под общим заглавием: «Современная история» («Histoire Contemporaine»). Это — историческая хроника с философским освещением событий. Как историк современности, Франс обнаруживает проницательность и беспристрастие учёного изыскателя наряду с тонкой иронией скептика, знающего цену человеческим чувствам и начинаниям.
Вымышленная фабула переплетается в этих романах с действительными общественными событиями, с изображением избирательной агитации, интриг провинциальной бюрократии, инцидентов процесса Дрейфуса, уличных манифестаций. Наряду с этим описываются научные изыскания и отвлечённые теории кабинетного учёного, неурядицы в его домашней жизни, измена жены, психология озадаченного и несколько близорукого в жизненных делах мыслителя.
В центре событий, чередующихся в романах этой серии, стоит одно и то же лицо — учёный историк Бержере, воплощающий философский идеал автора: снисходительно-скептическое отношение к действительности, ироническую невозмутимость в суждениях о поступках окружающих лиц.
Сатирические романы
Следующее произведение писателя, двухтомный исторический труд «Жизнь Жанны д’Арк» («Vie de Jeanne d’Arc», 1908), написанный под влиянием историка Эрнеста Ренана, был плохо принят публикой. Клерикалы возражали против демистификации Жанны, а историкам книга показалась недостаточно верной первоисточникам.
Шутка за шуткой: Е.Шифрин (07.04.2002)
Зато пародия на французскую историю «Остров пингвинов» («L’Ile de pingouins»), опубликованная также в 1908, была принята с большим энтузиазмом. В «Острове пингвинов» близорукий аббат Маэль по ошибке принял пингвинов за людей и окрестил их, чем вызвал массу сложностей на небесах и на земле. В дальнейшем в своей непередаваемой сатирической манере Франс описывает возникновение частной собственности и государства, появление первой королевской династии, средние века и Возрождение. Большая часть книги посвящена современным Франсу событиям: попытке переворота Ж. Буланже, клерикальной реакции, делу Дрейфуса, нравам кабинета Вальдека-Руссо. В конце дается мрачный прогноз будущего: власть финансовых монополий и атомный терроризм, разрушающий цивилизацию. После чего общество вновь возрождается и постепенно приходит к тому же концу, что намекает на тщету изменения пингвинской (человеческой) природы.
Следующее большое художественное произведение писателя, роман «Боги жаждут» («Les Dieux ont soif», 1912), посвящен французской революции.
Его роман «Восстание ангелов» («La Revolte des Anges», 1914) — это социальная сатира, написанная с элементами игровой мистики. На Небесах царит не всеблагой Бог, а злой и несовершенный Демиург, и Сатана вынужден поднять против него восстание, которое есть своего рода зеркальное отражение социального революционного движения на Земле.
После этой книги Франс всецело обращается к автобиографической теме и пишет очерки о детстве и отрочестве, которые впоследствии вошли в романы «Маленький Пьер» («Le Petit Pierre», 1918) и «Жизнь в цвету» («La Vie en fleur», 1922).
Франс и оперное искусство
Произведения Франса «Таис» и «Жонглёр Богоматери» послужили источником либретто опер композитора Жюля Массне.
Характеристика мировоззрения из энциклопедии Брокгауза
Франс — философ и поэт. Его миросозерцание сводится к утонченному эпикурейству. Он самый острый из французских критиков современной действительности, безо всякой сентиментальности раскрывающий слабости и нравственные падения человеческой натуры, несовершенство и уродство общественной жизни, нравов, отношений между людьми; но в свою критику он вносит особую примиренность, философскую созерцательность и безмятежность, согревающее чувство любви к слабому человечеству. Он не судит и не морализирует, а только проникает в смысл отрицательных явлений. Это сочетание иронии с любовью к людям, с художественным пониманием красоты во всех проявлениях жизни и составляет характерную черту произведений Франса. Юмор Франса заключается в том, что его герой применяет один и тот же метод к исследованию самых разнородных на вид явлений. Тот же исторический критерий, на основании которого он судит о событиях в древнем Египте, служит ему для суждении о дрейфусовском деле и его влиянии на общество; тот же аналитический метод, с которым он приступает к отвлечённым научным вопросам, помогает ему объяснить поступок изменившей ему жены и, поняв его, спокойно уйти, не осуждая, но и не прощая.
Франс, Анатоль: биография
Период социальных романов
Затем Франс начал серию своеобразных острополитических по содержанию романов под общим заглавием: «Современная история» («Histoire Contemporaine»). Это — историческая хроника с философским освещением событий. Как историк современности, Франс обнаруживает проницательность и беспристрастие учёного изыскателя наряду с тонкой иронией скептика, знающего цену человеческим чувствам и начинаниям.
Вымышленная фабула переплетается в этих романах с действительными общественными событиями, с изображением избирательной агитации, интриг провинциальной бюрократии, инцидентов процесса Дрейфуса, уличных манифестаций. Наряду с этим описываются научные изыскания и отвлечённые теории кабинетного учёного, неурядицы в его домашней жизни, измена жены, психология озадаченного и несколько близорукого в жизненных делах мыслителя.
В центре событий, чередующихся в романах этой серии, стоит одно и то же лицо — учёный историк Бержере, воплощающий философский идеал автора: снисходительно-скептическое отношение к действительности, ироническую невозмутимость в суждениях о поступках окружающих лиц.
Сатирические романы
Следующее произведение писателя, двухтомный исторический труд «Жизнь Жанны д’Арк» («Vie de Jeanne d’Arc», 1908), написанный под влиянием историка Эрнеста Ренана, был плохо принят публикой. Клерикалы возражали против демистификации Жанны, а историкам книга показалась недостаточно верной первоисточникам.
Зато пародия на французскую историю «Остров пингвинов», опубликованная также в 1908 году, была принята с большим энтузиазмом. В «Острове пингвинов» близорукий аббат Маэль по ошибке принял пингвинов за людей и окрестил их, чем вызвал массу сложностей на небесах и на земле. В дальнейшем в своей непередаваемой сатирической манере Франс описывает возникновение частной собственности и государства, появление первой королевской династии, средние века и Возрождение. Большая часть книги посвящена современным Франсу событиям: попытке переворота Ж. Буланже, делу Дрейфуса, нравам кабинета Вальдека-Руссо. В конце дается мрачный прогноз будущего: власть финансовых монополий и атомный терроризм, разрушающий цивилизацию. После чего общество вновь возрождается и постепенно приходит к тому же концу, что намекает на тщету изменения пингвинской (человеческой) природы.
Следующее большое художественное произведение писателя, роман «Боги жаждут» (1912), посвящён французской революции.
Его роман «Восстание ангелов» (1914) — это социальная сатира, написанная с элементами игровой мистики. На Небесах царит не всеблагой Бог, а злой и несовершенный Демиург, и Сатана вынужден поднять против него восстание, которое есть своего рода зеркальное отражение социального революционного движения на Земле.
После этой книги Франс всецело обращается к автобиографической теме и пишет очерки о детстве и отрочестве, которые впоследствии вошли в романы «Маленький Пьер» («Le Petit Pierre», 1918) и «Жизнь в цвету» («La Vie en fleur», 1922).
Франс и оперное искусство
Произведения Франса «Таис» и «Жонглёр Богоматери» послужили источником либретто опер композитора Жюля Массне.
Характеристика мировоззрения из энциклопедии Брокгауза и Ефрона
Франс — философ и поэт. Его миросозерцание сводится к утонченному эпикурейству. Он самый острый из французских критиков современной действительности, безо всякой сентиментальности раскрывающий слабости и нравственные падения человеческой натуры, несовершенство и уродство общественной жизни, нравов, отношений между людьми; но в свою критику он вносит особую примиренность, философскую созерцательность и безмятежность, согревающее чувство любви к слабому человечеству. Он не судит и не морализирует, а только проникает в смысл отрицательных явлений. Это сочетание ирони с любовью к людям, с художественным пониманием красоты во всех проявлениях жизни и составляет характерную черту произведений Франса. Юмор Франса заключается в том, что его герой применяет один и тот же метод к исследованию самых разнородных на вид явлений. Тот же исторический критерий, на основании которого он судит о событиях в древнем Египте, служит ему для суждении о дрейфусовском деле и его влиянии на общество; тот же аналитический метод, с которым он приступает к отвлечённым научным вопросам, помогает ему объяснить поступок изменившей ему жены и, поняв его, спокойно уйти, не осуждая, но и не прощая.
ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ
После этой книги Франс всецело обращается к автобиографической теме и пишет очерки о детстве и отрочестве, которые впоследствии вошли в романы «Маленький Пьер» («Le Petit Pierre», 1918) и «Жизнь в цвету» («La Vie en fleur», 1922).
Франс и оперное искусство
Произведения Франса «Таис» и «Жонглёр Богоматери» послужили источником либретто опер композитора Жюля Массне.
Характеристика мировоззрения из энциклопедии Брокгауза и Ефрона
Франс — философ и поэт. Его миросозерцание сводится к утонченному эпикурейству. Он самый острый из французских критиков современной действительности, безо всякой сентиментальности раскрывающий слабости и нравственные падения человеческой натуры, несовершенство и уродство общественной жизни, нравов, отношений между людьми; но в свою критику он вносит особую примиренность, философскую созерцательность и безмятежность, согревающее чувство любви к слабому человечеству. Он не судит и не морализирует, а только проникает в смысл отрицательных явлений. Это сочетание иронии с любовью к людям, с художественным пониманием красоты во всех проявлениях жизни и составляет характерную черту произведений Франса. Юмор Франса заключается в том, что его герой применяет один и тот же метод к исследованию самых разнородных на вид явлений. Тот же исторический критерий, на основании которого он судит о событиях в древнем Египте, служит ему для суждении о дрейфусовском деле и его влиянии на общество; тот же аналитический метод, с которым он приступает к отвлечённым научным вопросам, помогает ему объяснить поступок изменившей ему жены и, поняв его, спокойно уйти, не осуждая, но и не прощая.
Сочинения
Современная история (L’Histoire contemporaine)
- Под городскими вязами (L’Orme du mail, 1897).
- Ивовый манекен (Le Mannequin d’osier, 1897).
- Аметистовый перстень (L’Anneau d’améthyste, 1899).
- Господин Бержере в Париже (Monsieur Bergeret à Paris, 1901).
Автобиографический цикл
- Книга моего друга (Le Livre de mon ami, 1885).
- Пьер Нозьер (Pierre Nozière, 1899).
- Маленький Пьер (Le Petit Pierre, 1918).
- Жизнь в цвету (La Vie en fleur, 1922).
Романы
- Иокаста (Jocaste, 1879).
- «Тощий кот» (Le Chat maigre, 1879).
- Преступление Сильвестра Боннара (Le Crime de Sylvestre Bonnard, 1881).
- Страсть Жана Сервена (Les Désirs de Jean Servien, 1882).
- Граф Абель (Abeille, conte, 1883).
- Таис (Thaïs, 1890).
- Харчевня королевы Гусиные Лапы (La Rôtisserie de la reine Pédauque, 1892).
- Суждения господина Жерома Куаньяра (Les Opinions de Jérôme Coignard, 1893).
- Красная лилия (Le Lys rouge, 1894).
- Сад Эпикура (Le Jardin d’Épicure, 1895).
- Театральная история (Histoires comiques, 1903).
- На белом камне (Sur la pierre blanche, 1905).
- Остров Пингвинов (L’Île des Pingouins, 1908).
- Боги жаждут (Les dieux ont soif, 1912).
- Восстание ангелов (La Révolte des anges, 1914).
Сборники новелл
- Валтасар (Balthasar, 1889).
- Перламутровый ларец (L’Étui de nacre, 1892).
- Колодезь Святой Клары (Le Puits de Sainte Claire, 1895).
- Клио (Clio, 1900).
- Прокуратор Иудеи (Le Procurateur de Judée, 1902).
- Кренкебиль, Пютуа, Рике и много других полезных рассказов (L’Affaire Crainquebille, 1901).
- Рассказы Жака Турнеброша (Les Contes de Jacques Tournebroche, 1908).
- Семь жен Синей Бороды (Les Sept Femmes de Barbe bleue et autres contes merveilleux, 1909).
Драматургия
- Чем черт не шутит (Au petit bonheur, un acte, 1898).
- Кренкебиль (Crainquebille, pièce, 1903).
- Ивовый манекен (Le Mannequin d’osier, comédie, 1908).
- Комедия о человеке, который женился на немой (La Comédie de celui qui épousa une femme muette, deux actes, 1908).
- Жизнь Жанны д’Арк (Vie de Jeanne d’Arc, 1908).
- Литературная жизнь (Critique littéraire).
- Латинский гений (Le Génie latin, 1913).
Поэзия
- Золотые поэмы (Poèmes dorés, 1873).
- Коринфская свадьба (Les Noces corinthiennes, 1876).
Издание сочинений в русском переводе
- Собрание сочинений в 8-ми томах. — М., 1957—1960.
- Собрание сочинений в 4-х томах. — М., 1983—1984.
Источники:
https://www.people.su/115394_2
https://www.peoplelife.ru/302138_2
https://www.cultin.ru/writers-frans-anatol-p3