Завязка кульминация развязка в произведении. Композиционное решение спектакля
Завязка кульминация развязка в произведении. Композиционное решение спектакля
Главная Культурология Сценическая постановка пьесы Оскара Уайльда “Саломея”
Композиционное решение спектакля
Композиция (лат. – составление) – расположение и соотношение составных частей произведения литературы, искусства, архитектуры. Устранение всех лишних элементов, мешающих целостному восприятию содержания произведения. Единое целое (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, финал.)
Под композицией понимают значимое соотношение частей художественного произведения. Драматургическая композиция может быть определена как способ, с помощью которого упорядочивается драматическое произведение, как организация действия в пространстве и во времени. Композиция подчинена задаче раскрытия, развития и разрешения основного конфликта. (М.А. Чехов определял композицию спектакля как трехчленное целое. «Начало вы переживете как зерно, из которого развивается растение; конец — как созревший плод, и середину — как процесс превращения зерна в зрелое растение, начала — в конец».) Основным элементом в построении композиции является повтор, который создает определенные ритмические ряды и нарушение этого повтора – контраст.
В наполненном органическим действием спектакле начало преобразуется в конце в свою противоположность, что создает правильную композицию и повышает эстетическую ценность этих частей спектакля. В средней части спектакля необходимо найти верное соотношение между событиями пьесы и спектакля, определить их роль в структуре целого и, создав единую, основную действенную линию пьесы, постепенно «превратить» начальные обстоятельства в конечные.
Еще одним важным фактором создания композиции спектакля является расстановка кульминаций. М.А. Чехов утверждал, что «в хорошо построенной пьесе (или спектакле) имеются три кульминации, в соответствии с тремя основными частями. Они находятся в том же соотношении друг с другом, как и сами эти части (завязка, развитие, развязка)». Затем каждая из трех основных частей целого может быть подразделена на любое количество более мелких со своими кульминациями, вспомогательными. Кроме того, в других напряженных моментах необходимо расставить акценты, позволяющие режиссеру не отклоняться от основной идеи и одновременно осуществить свой, собственный режиссерский замысел.
С развитием драматургии первоначальное деление на середину начало и конец в технике драматургии более усложнилось, и на сегодняшний день эти части драматического произведения имеют следующие названия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка и эпилог.
Завязка – важнейший элемент композиции. Здесь располагаются события, нарушающие исходную ситуацию. Поэтому в этой части композиции находится начало основного конфликта, здесь он приобретает свои видимые очертания и разворачивается как борьба персонажей, как действие.
Кульминация – по общему определению это вершина развития действия пьесы. В каждой пьесе есть некий рубеж, который знаменует собой решительный поворот в ходе событий, после которого изменяется сам характер борьбы.
Развязка – здесь традиционно завершается основное (сюжетное) действие пьесы. Основное содержание этой части композиции – разрешение основного конфликта, прекращение побочных конфликтов, иных противоречий, которые составляют и дополняют действие пьесы. Развязка логично сопряжена с завязкой. Расстояние от одной до другой это зона сюжета.
Завязка – Саломея становится одержимой Иоканааном.
Слыша его странный голос, очарованная им, она решает во что бы то ни стало увидеть Иоканаана, а увидев, влюбляется в него. С этого момента единственная мысль занимает ее ум – мысль о том, что он должен принадлежать только ей.
Развитие события – борясь со своим желанием овладеть Саломеей, Икоанаан отвергает ее.
Не смотря на то, что он пророк и все его стремления и желания подчинены вере, ни что человеческое ему не чуждо. Саломея красивая и умная девушка она не может не понравится. Но вера, а вернее догматизм, заменивший ее, не позволяет Икоанаану смотреть на Саломею, тем взглядом, которым обычно мужчина смотрит на женщину.
Кульминация – убийство Иоканаана.
Не получив желаемого Саломея идет на все, что бы добиться любыми путями, пусть даже через убийство, исполнения своего желания
Развязка – раскаяние Саломеи и понимание ценности любви.
Осознав, что совершила убийство, которое не принесло ей желаемого результата, Саломея, находившаяся в отчаянии, постепенно начинает понимать, что в этой жизни можно изменить все, кроме смерти.
Методика разработки сюжетно-композиционного решения театрализованных мероприятий.
Театрализованное мероприятие –мероприятие, в основе которого лежит единое образное решение, единый конфликт.
Театрализация –прием или способ, в основе которого лежит использование выразительных средств присущих театру для создания яркого, оригинального художественного образа.
Театрализация – это метод организации материала по законам драматургии: наличие единого хода, единый конфликт, единое образное решение.
Театрализация вкл-т:
I. наличие единого сцен. хода.
Сценарный ход – это условный прием, который дает обоснованную возможность изложить аудитории основные события сюжета (это метод ведения рассказа). Наиболее типичные часто используемые сценарные ходы:
1. Хроникально-исторический (хроника событий)
2.Персонифицированный – отвлеченное понятие предстоит в человеческом образе. Персонифицированным могут быть: песня, музыкальное произведение, звук (звук струны, стук сердца и т.п.)
3. Использование таких форм как диспут, собрание, суд
4. Могут быть использованы жанры публицистики
5. Через построение игрового действия
6. Через событийный ряд сюжетной линии
7. Через столкновение положительного и отрицательного материалов или персонажей (знайка и незнайка)
8. Через трансформацию деталей
II. наличие единого конфликта.
Разрабатывается сюжет на основе конфликта. (Сюжет – представляет собой главное содержание произведения, которое анализируется через действия и взаимоотношения персонажей).
Конфликт в сценарно-досуговом мероприятии решается на уровне борьбы идей, столкновении идеологии, образов жизни, преодоление препятствий, борьбы с природой.
Составляющими конфликта являются:
Конфликтная ситуация – наметилась основная расстановка сил, основное противоречие.
Коллизия – это не получившее достаточно полного разрешения противоречие, которое явилось следствием конкретной ситуации
Препятствия – неожиданный перелом в ходе событий
Контраст – составление противоположных явлений
Интрига – сложное противоречиво-развивающееся сочетание событий.
Каждый сценарий должен иметь композиционное решение: экспозиция, завязка, кульминация, эпилог. Это развитие связано с развитием действия.
Помочь в развитии действия должен сценарный ход, цементирующий действие в его логическом развитии. Сценарно-режиссерский ход должен быть придуман или найден на этапе рождения замысла.
III. наличие образного решения.
Каждый сценарий должен иметь сюжетно-композиционное решение (чёткость).
Композиция – соотношение различных сюжетообразующих эл-тов или их фрагментов в нов. послед-ти. Композ-я явл-ся осн-м ср-вом худож-й орг-ции сценар-го материала. Композиция – составление, сочинение, упорядочивание, сочетание. Композиционное построение в первую очередь предполагает соподчинение этапов развития действия (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка).
· Пролог (экспозиция) – вступительная часть сценария, ввод в тему. Э. д.перейти в завязке.
· Завязка– момент возникновения основного конфликта
· Основное действие – д.идти по нарастающей. От экспозиции через цепь эпизодов к кульминации и финалу.
· Кульминация – момент наивысшего напряжения действия и обострение конфликта.
· Развязка действия – момент разрешения К.
· Эпилог, Финал – эмоционально – смысловое завершение произведения, художественное обобщение идейной сущности.
185.94.188.253 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Композиция драмы и композиция спектакля.
С чего начинается пьеса? С чего начинается спектакль? С первого акта? С открытия занавеса?
«Композиция (от латинского compo – sitio – сочинение, составление, соединение, связывание) – построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция – важнейший элемент художественной формы, придающей произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому».
В драме, как и в любом жанре художественной литературы, композиция – есть мотивированное расположение компонентов (характеристика, диалог, и т.д.) литературного произведения.
Драма имеет начало, середину и конец.
Исходной точкой драмы Гегель считает ту ситуацию, откуда начинает развиваться конфликт, «а гостиный конец бывает достигнут только тогда, когда цель и интерес действия, вокруг которого вращается целое, оказывается тождественным с индивидами и всецело связанным с ними». В финале осуществляется всесторонняя развязка конфликта и осложненности. Посредине между исходом и концом поместится борьба целей и спор сталкивающихся характеров. Эти различные между собой звенья, будучи в драме моментами действия, сами суть действия, которым поэтому вполне соответствует наименование актов. По мысли Гегеля в каждой драме должно быть три акта (1 – обнаружение коллизий, которая раскрывается во втором акте «как живое столкновение интересов, как разделение, борьба и конфликт, и, наконец, в предельном обострении своего противоречия она с необходимостью разрешается в 3 акте»).
По Аристотелю драма состоит из шести взаимосвязанных частей:
ü Сценической обстановки
ü Музыкальной композиции
Фабулы бывают «простые» и «сплетенные».
Простые фабулы состоят из картин и эпизодов «без необходимости», друг с другом плохо связанных. Действия в них проходят без перипетий и узнавания. Такие произведения, по выражению Аристотеля, пишутся плохими писателями. В сплетенной (сложной) фабуле действие происходит с узнаванием и перипетией.
Перипетия – «есть перемена событий» к противоположному…по законам вероятности или необходимости.
Узнавание – «переход от незнанию к знанию». Итак, две Насти фабулы сводятся к перипетии и узнаванию, третью часть составляет страдание, ибо страдание есть пик действия, «причиняющий гибель и боль, как, например, всякого рода смерть на сцене, сильная боль, нанесение раны и все тому подобное».
Требования к характеру у Аристотеля вытекают из правил, которые предъявлялись к трагедии:
1.Характер должен быть благородным (благородное направление может быть в каждом человеке, на какой бы социальной лестнице он не стоял).
2.Характер должен быть подходящий (то есть подходил бы для того качества, которое мы представляем: мужественный, грозный, спесивый, гордый и т.д.).
3.Характер должен быть правдоподобен.
4.Характер должен быть последовательным, т.е. он должен последовательно поступать в рамках заданных автором предполагаемых обстоятельств. «Ничего противного смыслу не должно быть в ходе событий», – пишет Аристотель.
Разумность – «умение говорить то, что относится к сущности и обстоятельствам дела, что в речах достигается при помощи политики и риторики».
«К области мыслей, пишет Аристотель, относится все то, что должно быть достигнуть словом. Сюда относятся доказательства, опровержения, возбуждение душевных движений, например, страдания, страха, гнева и тому подобных».
К словесному выражению относится и специфический вид речи, который называется сценическим. Овладение им – многосложное дело актерского искусства, в котором уделяется большое внимание метафоре, гиперболе, сравнению «удлиненному» (с более долгим гласным, чем ему положено) и «укороченному» (если что-нибудь от него отняли).
Музыкальную часть Аристотель называет «главнейшей из украшений».
К сценической обстановке относится все то, что дается художником-декоратором (отделка декорации, мебели, обстановки, реквизита, костюмов и т.д.) и лежит «…вполне вне области искусства поэзии и менее свойственна ей».
К.С. Станиславский выделил пять уровней драмы: действие, сюжет – канву, персонажи, время и пространство. Пьеса, по мнению К.С. Станиславского, ограничена во времени и пространстве, в ней автор вынужден накладывать неизмеримо большую, по сравнению с романом, нагрузку на структурные элементы: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. В драме господствует закон тесноты событийного ряда.
Важнейший элемент искусства – концепция личности – находит прямое и полное выражение именно в системе действующих лиц.
Большое значение в композиции спектакля имеет категория времени, ибо театр – искусство пространственно-временное.
Выбрав пьесу, режиссер определяет идею автора, намечает стиль и образ будущего спектакля. Теперь все эти элементы, существующие только в мыслях, нужно найти в тексте пьесы, в характеристиках и поведении действующих лиц в развитии сюжета, в сценографии и музыкально-шумовом оформлении спектакля. Режиссер должен зримо представить себе композицию – рисунок своего будущего спектакля. Подобно строителю, который намечает в чертеже все компоненты и части здания: вот главный вход, боковая калитка, лестницы, переходы, комнаты, вот крыша, венчающая все здание – режиссер должен правильно и гармонично составить композицию спектакля. Главным входом в спектакль станет экспозиция, лестницей, по которой он будут подниматься вверх – развитие действия, его сюжет приведет всех действующих лиц в «центральный зал» основных событий и, наконец, идею автора и произведения, т.е. приведут к кульминации и развязке.
Композиция спектакля – форма существования замысла, выраженная через соотношение частей и целого.
Целое – спектакль, часть спектакля – акт, часть акта – эпизод, событие. Композиционно решить спектакль – это значит разбить пьесу на события, определяющие поступки действующих лиц, расставить режиссерские акценты (пластические, световые, музыкальные, цветовые и т.д.) найти место каждого действующего лица в создании действенной пружины и атмосферы спектакля.
«Режиссеру необходимо, – пишет Н.М. Гончаков, – четко выявить экспозицию пьесы, правильно расположить все отдельные части спектакля по линии нарастания действия, выделить необходимые и в идейном и в сюжетном отношении эпизоды, найти динамику взаимоотношений персонажей пьесы, наконец, ясно увидеть зрительно (весь) пластический образ спектакля (мизансцены). Все это соединенное в одно целое (во имя идеи – «сверхзадачи» пьесы), и составляет композицию спектакля».
Из вышесказанного следует, что в композицию спектакля входят такие компоненты, как тема, идея, сверхзадача, сквозное действие, логическая цепь событий, характеры действующих лиц, жанр и стиль, мизансцена, ритм и темп, сценическая атмосфера, художественное (декоративное) и музыкальное оформление.
Таким образом, опираясь на эти компоненты, создается единое целое – режиссерская, сценическая композиция, выразителем которой является жизнь актера на сцене.
Построить, скомпоновать спектакль – это значит угадать, что стояло перед духовным взором драматурга и передать это зрителям через все выразительные средства театра.
Итак, под композицией в режиссерской практике понимается расположение частей целого в эпизоде, в картине, в событии, в акте или в целом спектакле. На части режиссер делит пьесу так, чтобы какую-то из них сделать более существенной, другую – второстепенной: одну подчеркивает, выдвигая ее как бы на первый план, другую отодвигает на второй план, о третьей говорит вскользь.
Таким образом, выделяя самое главное, самое существенное в композиции спектакля, режиссер должен донести до зрителя смысл того, что заключено в содержании пьесы.
Работа над композицией спектакля предполагает установление закономерных связей между отдельными его, событиями (эпизодами) и отдельными элементами внутри событий.
Драматическое произведение, как правило, зиждется на борьбе противоположностей, связанных в единство конфликта. Эта полярность и сила контраста освещают содержание художественного произведения, вскрывая его глубокий смысл.
«Если в произведении искусства (в данном случае пьесе или спектакле) – пишет М.А. Чехов, – действительно происходит превращение начала в конец, то есть если в пьесе есть органическое действие, то оно, подчиняясь закону полярности, выражается в том, что начало (сразу или постепенно) превращается в конце в свою противоположность. Полярность начала и конца в пьесе или спектакле создает правильную композицию и повышает их эстетическую ценность».
Сила конфликта, освещающая содержание художественного произведения, придает ему динамизм, избавляет читателя или зрителя от монотонности, однообразия и скуки.
Драматическое действие, цельное и завершенное во внутренней логике развития конфликта, представляет собой отражение лишь некоторой, искусственно ограниченной части реального жизненного действия. В экспозиции нужно восстановить действенные связи между прошлым и настоящим.
Экспонирующими элементами служат: название пьесы, ее жанровое определение, список действующих лиц, так называемые говорящие фамилии (особенно классиков), пролог, экспозиция дает картину общественной среды и характеристику действующих лиц, вступающих в борьбу. Она действительно готовит завязку.
Завязка охватывает событие, прошедшие за пределами пьесы и некоторые из тех, которые в ней самой. Она реализует конфликтные возможности, данные в экспозиции. Экспозиция и завязка – исток драматического конфликта, готовящий материал для развития действия. В развитии действия каждой пьесы есть некий рубеж, знаменующий решительный поворот, изменяющий характер борьбы. Неудержимо надвигается развязка. Этот рубеж и является кульминацией.
Протяженность кульминационного момента и его место в каждом отдельном случае определяется не только стилевым и жанровым обликом спектакля, но и, прежде всего смысловой задачей. После кульминационного момента действие не должно двигаться по нисходящей. Для усиления действия режиссер должен найти технологические приемы напряжения. Одним из важнейших приемов такого усиления является введение новых фабульных или сюжетных приемов, например, введение в действие новых противоборствующих сил через «режиссерские паузы», решение пространства или атмосферы», внесение музыкального контрпункта. С помощью режиссерских приемов и манков, завершая действие спектакля, можно достичь необходимой развязки, способствующей (по контрасту) дальнейшему усилению напряжения.
Развязка – финал спектакля. Лишь финал дает представление о замысле режиссера, раскрывает идейный смысл и нравственный пафос пьесы и постановки.
Иногда спектакль заканчивается эпилогом, который придуман режиссером как образный ход, обозначающий точку спектакля.
Эпилог – особая форма финала спектакля или драмы – подводит итоги действия, показывает дальний (предыдущий) результат драматической борьбы.
Приемы для композиции спектакля:
ретроспектива, кольцевая композиция.
М.А. Чехов в своей постановочной практике обращался к приему так называемой «трехчленности». Он призывал режиссера путем многократного проигрывания пьесы в воображении вживаться в нее настолько, чтобы она могла явиться внутреннему взору вся сразу.
Лишь тогда можно увидеть все действия вкупе как трехчленное целое. М.А. Чехов писал: «Начало вы переживаете как зерно, из которого развивается растение; конец – как созревший плод и середину – как процесс превращения зерна в зрелое растение, начала – в конец. Каждая из этих частей имеет свою задачу и свой специфический характер в композиции целого».
Их взаимоотношения могут дать режиссеру правильное направление при постановке пьесы.
Источники:
https://studbooks.net/603675/kulturologiya/kompozitsionnoe_reshenie_spektaklya
https://studopedia.ru/19_302458_metodika-razrabotki-syuzhetno-kompozitsionnogo-resheniya-teatralizovannih-meropriyatiy.html
https://infopedia.su/9x11b89.html