Живопись рубенса эпоха. Стиль живописи Барокко в творчестве Рубенса
Живопись рубенса эпоха. Стиль живописи Барокко в творчестве Рубенса
Рубенс как создатель барокко, нового живописного стиля
Очень немногие художники, пусть даже великие, заслуживают чести называться основоположниками нового стиля в живописи. Рубенс — исключение. Он стал создателем живого и волнующего стиля художественного выражения, позже названного барокко . Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе “Святой Георгий, поражающий дракона” (см. ниже). Стоящая слева женщина в застывшей позе выписана чрезвычайно детально, что характерно для всех предшественников Рубенса. Но героическая фигура рыцаря, его вставшая на дыбы лошадь, энергичные жесты и яркие краски демонстрируют новый интерес, проявляемый Рубенсом к напористому действию, движению, эмоциям. Такие картины, как эта, приблизительно на полвека предвосхитили широкое использование стиля барокко художниками в других европейских странах.
Яркий, пышный рубенсовский стиль характеризуется изображением крупных тяжелых фигур в стремительном движении, возбужденных до предела эмоционально заряженной атмосферой. Резкие контрасты света и тени, теплые богатые краски, кажется, наделяют его картины кипучей энергией. Он писал грубоватые библейские сцены, стремительную, захватывающую охоту на животных, звонкие ратные побоища, примеры высочайшего проявления религиозного духа, и все это делал с равным пристрастием к перенесению на холст высочайшей жизненной драмы. Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь; без этого ни один художник не может быть великим. Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными».
Никто не изображал людей и животных в жестокой схватке так, как это делал Рубенс. Все его предшественники тщательно изучали прирученных зверей и рисовали их в сценах вместе с людьми. Такие работы обычно преследовали одну цель — продемонстрировать знания анатомического строения животного и основывались главным образом на библейских или мифологических рассказах. Воображение Рубенса увлекло его далеко за пределы реальности истории, заставляя создавать живой мир, в котором люди и звери сражаются друг с другом в стихийно возникшей схватке. Его охотничьи сцены характеризуются огромным напряжением: страсти накалены до предела, возбужденные люди и животные бесстрашно, с яростью набрасываются друг на друга. Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. На знаменитой картине “Охота на гиппопотама” (см. ниже), одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов, изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. Там, в верхней части картины, словно веером, расположились длинные конские морды, взметнувшиеся руки охотников, пики и мечи, которые образуют мощные диагонали, возвращающие взгляд зрителя в центр полотна, в центр схватки. Таким образом, Рубенс добивается разнообразия форм на своей картине, которые, соединяясь и сливаясь, усиливают разыгрывающуюся на глазах у зрителя драму, перенося все его внимание не на жизнь, а на смерть этих животных в самом центре картины.
Охота на гиппопотама, 1615-1616. Холст, масло, 248х321.
Живопись фламандских мастеров эпохи барокко
В XVII в. выдающуюся роль в развитии западноевропейского искусства играет живопись Нидерландов, которая разделилась на две национальные школы — фламандскую и голландскую.
С 1555 г. Нидерланды, прежде находившиеся под властью Бургундии, переходят к Испании. Северные провинции страны оказывают ожесточенное сопротивление испанскому правительству и в 1581 г. создают буржуазную республику Голландию (по названию главной провинции). В 1649 г. Испания официально признала независимость Голландии.
Власть над Южными Нидерландами (Фландрией) по-прежнему остается у испанских монархов, которых поддерживают местное феодальное дворянство, буржуазия и католическая церковь. Развитие буржуазных отношений в стране значительно замедлилось, промышленность и торговлю охватил кризис.
Барокко стало официальным стилем искусства Фландрии, которая после Италии являлась вторым центром формирования этого направления. Но фламандское барокко, представителями которого были такие известные мастера, как П. П. Рубенс, А. Ван Дейк, Я. Иорданс, Ф. Снейдерс, А. Браувер, значительно отличается от итальянского. В торжественной живописи Фландрии первой половины XVII в. звучат жизнеутверждающие оптимистические ноты, именно это в дальнейшем приведет к формированию реалистических черт в творчестве фламандских художников.
Рубенс
Питер Пауль Рубенс родился в 1577 г. в немецком городе Зигене, куда эмигрировал его отец, юрист из Антверпена. После смерти мужа мать Рубенса вернулась в Антверпен, поместив своего десятилетнего сына в латинскую школу. Будущий художник получил в этом заведении прекрасные знания античной культуры и иностранных языков. По окончании школы Рубенс начал учиться живописи у пейзажиста Верхагта, затем у художника Адама ван Ноорта, а спустя четыре года — у Отто Вениуса. В 1598 г., завершив обучение, живописец был внесен в списки свободных художников антверпенской гильдии Св. Луки.
Чтобы воочию увидеть памятники античной культуры и произведения знаменитых итальянских мастеров, в 1600 г. Рубенс отправился в Италию, где прожил более восьми лет. В Венеции он стал придворным художником герцога Мантуанского. Не слишком обремененный службой, живописец посетил Флоренцию, Парму, Геную, жил в Риме, а в 1603 г. побывал в Испании.
В Италии Рубенс изучал искусство Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициана, А. Корреджо. Большое влияние на молодого художника оказали современные итальянские мастера — братья Карраччи и Микеланджело да Караваджо. Много времени он посвящал зарисовкам и копированию памятников античного искусства.
В 1608 г. тяжелая болезнь, а затем смерть матери заставили Рубенса вернуться в Антверпен. Вскоре художник женился на дочери антверпенского бюргера Изабелле Брант. Очень быстро живописец завоевал популярность у соотечественников. На него посыпались многочисленные заказы — от церкви, двора, частных лиц. Чтобы выполнить огромную работу, Рубенсу пришлось много и упорно трудиться, а немного позднее ему стали помогать ученики, посещавшие созданную им мастерскую.
В ранних работах Рубенса еще заметны черты маньеризма (особенно в технике исполнения). Например, в автопортрете
с Изабеллой Брант (1609-1610) художник тщательно выписывает все детали и украшения богатых костюмов. Виртуозный рисунок, изящные позы живописца и его жены — все подчеркивает сходство этого произведения с пышным и торжественным парадным портретом. Но уже в нем намечаются совершенно иные черты: в лицах супругов, в положении их рук сквозит глубокое чувство любви и трогательной нежности.
Большинство полотен с религиозной тематикой, выполненных Рубенсом в ранний период творчества, отличается монументальностью и торжественностью, им свойственны резкие светотеневые и цветовые контрасты, яркие декоративные эффекты. Жесты и движения героев кажутся несколько преувеличенными и не совсем естественными. Но, вероятно, именно такая живопись требовалась церкви, которая заказывала Рубенсу эти картины.
Особое место среди алтарных композиций, выполненных художником, занимает «Снятие с креста» (1611-1614). Жесты протягивающей руки к Христу Магдалины и пытающейся обнять его тело Марии кажутся стремительными и излишне выразительными, и картина пронизана ощущением неподдельного горя и отчаяния.
Живописец сумел достоверно и убедительно показать скорбь родных и близких, оплакивающих умершего.
Такой же правдивостью и жизненностью отличаются полотна с мифологической тематикой. В картинах «Вакханалия» (1615-1620) и «Похищение дочерей Левкиппа» (1619-1620) Рубенс предстает уже зрелым художником.
Слава о фламандском мастере пересекла границы Фландрии, заказы последовали из других государств. Французская королева Мария Медичи пожелала, чтобы Рубенс написал цикл картин, прославляющих ее правление, и в 1620-х гг. живописец отправился в Париж.
Рубенс. Автопортрет с Изабеллой Брант. 1609-1610 гг.
Цикл «Жизнь Марии Медичи» (1622-1625), состоящий из двадцати больших полотен и объединяющий образы исторических личностей, мифологических и аллегорических персонажей, призван был восхвалять французскую королеву. Все композиции произведений отличаются театральностью, роскошной пышностью и декоративностью, т. е. всеми чертами, присущими искусству барокко. Почти все картины выполнены учениками художника, который написал для них эскизы.
Со временем излишняя театральность исчезает из живописи Рубенса. Жизненностью и убедительностью отличается его полотно «Поклонение волхвов» (1624) и более ранняя картина «Персей и Андромеда» (1620-1621), в которой выразилось восхищение художника силой и красотой человека. На картине представлен эпизод античного мифа, когда Персей, победивший Медузу горгону, подходит к прикованной к скале Андромеде, предназначавшейся в жертву страшному чудовищу. Яркие и звучные краски подчеркивают чувства радости и оптимизма, наполняющие картину. «Персей и Андромеда» — это не только апофеоз героя, но и гимн человеческой красоте и любви, преодолевающей все преграды. С большим мастерством Рубенс изображает обнаженное человеческое тело: объятое золотистым светом, оно кажется удивительно живым и теплым.
Рубенс. Персей и Андромеда. 1620-1621 гг.
В 1626 г. умерла Изабелла Брант, горячо любимая жена Рубенса. По просьбе инфанты Изабеллы, правительницы Нидерландов, Рубенс покинул Антверпен, выполняя дипломатическую миссию по заключению мира между Англией и Испанией. Знаменитого фламандского мастера везде принимали с большим почетом. Испанский король возвел Рубенса во дворянство, а английский — наградил рыцарским званием.
Эти поездки принесли художнику новые встречи и яркие впечатления: в Испании он вплотную познакомился с творчеством Тициана.
В 1630 г., закончив свою миссию, Рубенс вернулся в Антверпен. В этом же году пятидесятитрехлетний художник женился на шестнадцатилетней Елене Фоурмен, дочери антверпенского бюргера. Несмотря на значительную разницу в возрасте, новый брак оказался счастливым. Молодая жена стала новым источником творческого вдохновения для Рубенса, написавшего множество портретов Елены. Один из лучших — т. н. «Шубка» (ок. 1638-1639), в которой живописец воплотил свой идеал женской красоты. С большим мастерством он использует эффект контрастов — между обнаженным телом и темным мехом, сиянием нежной кожи молодой женщины и блеском ее светлых пушистых волос.
Замечательно и другое изображение жены художника — «Портрет Елены Фоурмен с детьми» (после 1636). В нем нет сверкающей роскоши барокко, богатых и ярких нарядов. В картине все просто и спокойно, ее пронизывает ощущение безмятежности семейного счастья. От трогательных образов детей, непринужденно расположившихся возле молодой матери, веет очарованием и нежностью.
Нередко Елена Фоурмен служила Рубенсу моделью для произведений самой разнообразной тематики. Художник изобразил ее в «Андромеде» (1638-1640) и в более ранней «Вирсавии» (1635). Последняя, написанная на сюжет из Ветхого Завета, стала апофеозом чувственной женской красоты. Восхищает и радует глаз колористическое богатство полотна; все оттенки удачно сочетаются между собой: красный цвет покрывала, коричневые тона меха, золотистые волосы Вирсавии — кажется, что краски светятся изнутри.
Гимном радостям жизни стало полотно «Вакх» (между 1635 и 1640). Вакх Рубенса не похож на прекрасного бога тициановской картины «Вакх и Ариадна»: это пузатый обжора, весело взирающий на мир с винной бочки.
Если в раннем творчестве Рубенса главное место занимали барочные композиции, то теперь такие произведения выполняются учениками художника, а сам мастер пишет реалистичные картины. Он работает в жанре пейзажа, создавая обобщенные образы спокойной и величественной природы («Ферма в Лакене», 1633). Устав от шума большого города, в середине 1630-х гг. стареющий художник купил поместье в деревне, где проводил много времени за работой, выполняя заказы или создавая произведения, темы которых подсказывала его собственная фантазия.
Рубенс обращается к темам народной жизни, хотя его интересует лишь праздничная ее сторона. В полотнах «Кермесса» (ок. 1635-1636) и «Крестьянский танец» (между 1636 и 1640) предстает обобщенный образ прекрасного и сильного народа. Красивы здоровые и жизнерадостные молодые крестьяне, танцующие на фоне торжественно-спокойной природы. В образах сельских жителей нет бытовой достоверности, они скорее символ мощи и величия фламандского народа.
Рубенс. Вирсавия. Ок. 1635 г.
Рубенса терзало тяжелое заболевание — прогрессирующая подагра, но, страдая физически, он не утратил своего
оптимизма и жизнелюбия. Сила духа не оставляла мастера даже тогда, когда перестала действовать его левая, а затем и правая рука. 30 мая 1640 г. в возрасте 63 лет великий художник умер, оставив наследие, включающее 3000 картин и эскизов.
Рубенс был не только замечательным живописцем, но и архитектором-декоратором; он создавал проекты для скульпторов, делал иллюстрации для книг, оформлял театральные постановки, а также основал школу профессиональных граверов.
После Рубенса самым значительным фламандским живописцем был его младший современник А. Ван Дейк.
Антонис Ван Дейк
Антонис Ван Дейк родился в 1599 г. в семье антверпенского коммерсанта. Учился он у малоизвестного живописца ван Балена, но уже в девятнадцатилетнем возрасте поступил в мастерскую Рубенса. Через год молодой художник стал членом антверпенской гильдии живописцев. Рубенс оценил талант Ван Дейка и сделал его своим помощником в создании некоторых заказов.
Под влиянием Рубенса выполнены ранние работы Ван Дейка — «Пьяный силен», «Св. Иероним», но их образы не отличаются полнокровностью и значительностью рубенсовских персонажей.
Замечательное мастерство Ван Дейка проявилось в портретном жанре, где он был поистине виртуозом. Художнику заказывали свои портреты не только представители фламандской знати, но и аристократы других европейских стран. Ван Дейк создал в этом жанре собственный стиль, выразив в парадном портрете свой идеал человеческой личности. Люди на его портретах не приукрашены, но приподняты над действительностью. Художника интересует духовная красота человека, которую он стремится передать в своих произведениях.
Портреты Ван Дейка, созданные в ранний период творчества, изображают знатных антверпенских горожан, членов их семей («Семейный портрет», между 1618 и 1620). Писал мастер и своих современников-художников с женами и детьми.
В 1620 г. Ван Дейк уехал в Англию, а затем в Италию. Поселившись в Генуе, он становится самым популярным портретистом у городской знати. Он пишет (нередко в полный рост) старых итальянских аристократов, нарядных дам и кавалеров на фоне богатых драпировок или величественных дворцов.
В 1627 г. художник вернулся в Антверпен. В эти годы П. П. Рубенс находился за границей, в дипломатической командировке, поэтому Ван Дейк занял место первого художника Фландрии.
Антонис Ван Дейк. Портрет кардинала Гвидо Бентивольо. Ок. 1623 г.
В 1630 г. его назначают придворным живописцем эрцгерцога. Он создает множество картин мифологического содержания, а также алтарных композиций для церквей. И конечно же, не оставляет Ван Дейк и портретного жанра. Он пишет фламандских купцов, вельмож, военачальников, церковнослужителей, ученых, врачей, юристов, художников. Портреты отличаются большой реалистичностью, живописец точно передает индивидуальные черты своих моделей. Одна из лучших его работ — портрет светской красавицы Марии Луизы де Тассис (между 1627 и 1632).
В 1632 г. Ван Дейк уехал в Англию, где стал придворным живописцем короля Карла I. Здесь он получил золотую рыцарскую цепь и дворянский титул. Женившись на представительнице древнего, но обедневшего аристократического рода, художник получает доступ в высшее английское общество. Он выполняет портреты короля и членов его семьи, знатные вельможи выстраиваются в очередь, чтобы позировать знаменитому портретисту.
Поначалу Ван Дейк по-прежнему создавал выразительные и духовно утонченные образы. Таковы его портреты Филиппа Уортона (1632), Мери Расвен (ок. 1640). Одним из лучших произведений этого периода стал луврский портрет Карла I (ок. 1635).
Не справляясь с наплывом заказов, Ван Дейк начинает писать более идеализированные и менее качественные в художественном отношении картины.
За один день он выполняет сразу несколько портретов: за час создается эскиз с модели, а остальную работу (особенно изображение рук и одежды) делают его помощники-ученики. Обычно на втором сеансе портрет и заканчивался.
Умер Ван Дейк в 1641 г. в Лондоне. Многие английские портретисты не раз обращались к творчеству фламандского художника. Его типу парадного идеализированного портрета подражали многие живописцы Западной Европы XVII-XVIII вв.
Питер Пауль Рубенс
Питер Пауль Рубенс. Автопортрет. 1628-30
Биография художника Питера Пауля Рубенса является наиболее полной и достоверной, в отличие от других соплеменников по цеху эпохи Барокко. То, что первоначальное юридическое образование живописца было далеким от творческого, лишь добавляет интриги. Родиной Питера, по рождению (24 апреля 1577г.), считается германский городок Зиген, куда был сослан его отец, Ян Рубенс, еще до рождения сына. Однако большую любовь мастера заслужил Антверпен, что расположен во Фламандском регионе в Бельгии. Здесь зародились корни его семьи и сила, которая заставляла художника возвращаться на родину снова и снова.
Семья Рубенса жила вдалеке от Антверпена «благодаря» любвеобильному главе семейства, Яну Рубенсу – юристу, антверпенскому адвокату, преследователю протестантов и главное – любовнику жены Вильгельма I Оранского. Собственно эта связь и стала причиной ссылки семейства. Кроме Питера у четы Рубенсов рос старший сын Филипп. Мать, Мария Пейпелинкс, после смерти мужа прочила мальчикам блестящее будущее адвокатов. После повторного принятия католичества матерью и возвращения в Антверпен, одиннадцатилетний Питер и его брат Филипп были отданы в латинскую школу, где должны были получить юридическое образование. Тяга к живописи не оставила выбора младшему из братьев и тот решил разбавить тягучее учение в школе уроками творчества, которые получал от педагогов Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, приходившихся ему дальними родственниками, и Отто ван Веена. Последний из наставников оказал особое влияние на дальнейшую судьбу Питера, приобщив ученика к искусству, чтению античной литературы и философских трудов. Так, после четырехлетнего обучения, Рубенс стал свободным мастером, в основном портретистом, принятым в антверпенскую гильдию Святого Луки.
Будучи 23-летним юношей художник отправился в Италию для закрепления полученных навыков и наработки собственного стиля. На тот период основным жанром, в котором работал молодой мастер, был портрет. Это не могло не тревожить его творческую натуру, и Питер устраивается при дворе герцога Винченцо Гонзаги, мецената и покровителя искусства и наук. Благодаря его поручениям Рубенс сумел побывать во многих музеях Италии, копируя полотна известных мастеров, пейзажи, мифологические сюжеты и познакомился с античной скульптурой. Творческие экскурсии разбудили в Питере тягу к монументальной живописи и несколько иной тематике картин. Именно здесь рождаются шедевры с узнаваемой лазоревой краской – «Герцог Лерма» – 1603г., «Суд Париса» – 1605г.
Герцог Лерма. 1603
Суд Париса. 1605
Рим, Генуя, Венеция, Флоренция – города, особенно часто посещаемые художником. Здесь Питер Рубенс черпал вдохновение и продолжал оттачивать свое мастерство, возведя портретную живопись в уникальный жанр. Именно теперь его манера стала узнаваться густотой наложения масла, широким штрихом и натуральностью повествования. Его персонажи не имели странных фантазийных линий, лишних деталей и нагромождения атрибутов роскоши. Герои портретов изображались «как есть».
Непридуманную тягу имел Рубенс к обнаженному телу, отдавая предпочтение пышным формам и выбеливая кожу женщин до молочного цвета («Возвращение с войны» – 1610-1612гг., «Триумф Виктории» – 1614г., «Венера бесчувственная» – 1613г.).
Возвращение с войны. 1610-12
Триумф Виктории. 1614
Венера бесчувственная. 1613
Среди картин, которых насчитывается больше тысячи, можно встретить и религиозные, и повседневные сюжеты. Если раннее творчество являлось сольным, то дальнейшая работа допускала присутствие учеников художника. Так, Антонис ван Дейк, самый талантливый из его подопечных, помогал мастеру в написании алтарных картин «Водружение креста» (церковь Святой Вальбурги) и «Снятие с креста» (городской собор Антверпена).
В преддверии тридцатилетия он сочетался браком с дочерью гуманиста Я. Бранта, Изабеллой Брант. Не смотря на сравнительно молодые годы, Питер Рубенс смог достичь славы, сравнимой лишь с известность Тициана. Художник получал многочисленные заказы на выполнение проектов, среди которых была серия из жизни Генриха IV. Этот заказ так и остался не осуществлен. Благодаря популярности, Рубенс мог путешествовать и черпать новые приемы и темы для своих картин. В его коллекции появились сцены охоты, многолюдные торжества с вкраплениями херувимов. В полотнах оживают краски, появляется экспрессия и динамика движения героев.
Во время одного из очередных путешествий мастера умирает его супруга. Но после возвращения на родину, в 1630 году, художник вновь женится на дочери своего друга – 16-тилетней Елене Фурман. Теперь Елена становится объектом его обожания и главной героиней полотен («Шубка», 1638г., «Елена Фурман с детьми»).
Елена Фурман с детьми. 1635-36
Он работет с остервенением, переходя с портретов на пейзажи, но давняя болезнь, у Рубенса была подагра, не дала возможности художнику работать в полную силу и, уйдя из жизни в 63-летнем возрасте, оставил несколько тысяч полотен, часть из которых хранится теперь в музее – его антверпенском доме, открытом в 1947 году.
Источники:
https://rybens.ru/barocco.php
https://istoriya-iskusstva.ru/zhivopis-flamandskih-masterov-epohi-barokko/
https://baroquepainting.jimdofree.com/%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80-%D0%BF%D0%B0%D1%83%D0%BB%D1%8C-%D1%80%D1%83%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D1%81/